Тема: Зарубежная Европа (11 класс)
Цель урока: сформировать знание о географическом положении и оценить природно-ресурсный потенциал зарубежной Европы;
Оборудование: учебник по географии, атлас по географии, компьютер, проектор.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: рассказ учителя; работа с картами атласа по выявлению особенностей географического положения и природно-ресурсного потенциала.
Ход урока:
Оргмомент II. Повторение ранее изученного материала
Дать определение понятиям: Экономическая география, страна, столица, население, форма правления, монархия, географическое положение, суверенное государство.
III. Изучение новой темы
2-3 слайда – фотографии городов Европы (ребята угадывают, каким странам принадлежат города).
Вопросы классу:
Какова площадь Европы? – 5,4 млн кв. км.
Какова численность Европы? – 520 млн человек.
Сколько суверенных государств в Европе? – 40 суверенных государств (включая микрогосударства). Слайд 4
Слайд 5
Территория Зарубежной Европы простирается: с севера на юг (от о. Шпицберген до о. Крит) на 5 тыс. км; с запада на восток – более чем 3 тыс. км. Слайд 6
Самая «длинная» страна региона – Норвегия, которая протягивается с севера на юг на 1750 км; протяженность Франции и Великобритании – около 1000 км; протяженность ФРГ – 850 км; протяженность Венгрии и Болгарии – 500 км; протяженность Бельгии – 230 км.
Вопросы классу:
Какие особенности ЭГП Европы? (приморское положение и соседское положение)
Учитель: ЭГП стран зарубежной Европы определяются двумя главными чертами:
1. Соседским положением (или непосредственно граничат друг с другом или их границы проходят по природным рубежам, которые не создают значительных препятствий для транспортных связей).
2. Приморским положением (жизнь этих стран тесно связана с морем).
Приведите примеры таких стран. Покажите на карте
Делаем вывод: Экономико-географическое положение благоприятствует торговым связям со всеми странами мира, использованию богатств морей.
Ребята записывают в тетрадь. Слайд 7
Выделяют Северную Европу, Западную Европу, Южную Европу, Восточную Европу. Слайд 8
Словарная работа:
Регион – …
Субрегион – …
Работа с атласом. « Зарубежная Европа»
Страны Северной Европы
Посмотрите на карту в атласе. На севере Зарубежной Европы вы видите крупный полуостров, который носит название … (?) (Скандинавский). На территории этого полуострова полностью или частично разместились три государства, какие? (Норвегия, Швеция, Финляндия).
Эти страны называют странами Скандинавского тигра. Как вы думаете почему? (Очертаниями полуостров напоминает тигра).
Посмотрите в карту, какие еще страны расположены на севере Европы?
Таким образом, к субрегиону «Северная Европа» относятся страны Скандинавского полуострова, Дания, Ирландия и страны Балтии. Показываем каждое государство на карте. Называем страны и их столицы.
Страны Западной Европы…
Страны Южной Европы….
Учитель: давайте посмотрим на карту и найдем Средиземное море. Все Средиземноморские государства относятся к субрегиону «Южная Европа». Давайте назовем эти страны. (ответы учащихся).
Страны Восточной Европы….
Изменения на политической карте Европы в XX веке
Какие изменения на политической карте вы заметили? Какие страны существовали?
А какие страны стерты на политической карте по какой причине?
Задание: Слайд 10. Используя материал на форзаце учебника, составьте схему. Всего государств в Европе … (?)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/08/12/s_5d5134958fd1b/s1191006_0_1.png)
Найти на атласе: микрогосударства Европы. Слайд 11
(учащиеся находят и называют микрогосударства по очереди)
После этой части следует показ слайдов 13-18
Домашнее задание: стр 192-193 выписать природные предпосылки для промышленности