Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шерекинская средняя общеобразовательная школа Льговского района Курской области ».
урок по географии по теме: «Жемчужина России – Байкал».
Учитель географии: Голенькова.О.А.
2019 год
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
Образовательные: сформировать знания о природном районе озера Байкал; познать красоту, уникальность природного комплекса. Познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал.
Воспитательные: формирование экологического сознания учащихся на примере экологических проблем Байкала и их причин.
Развивающие: развитие навыков работы с различными справочными материалами.
Оборудование:
Физическая карта России, карточки с заданиями для групп специалистов по изучению природы Байкала, таблички с названиями групп учащихся (историки, геологи, гидрологи (лимнологи )и климатологи. , ботаники и зоологи, экологи), презентация “Жемчужина России – Байкал”, компьютер, мультимедийное оборудование, экран .
Ход урока
Организационный момент.
На доске – слова Л.С. Берга: «Чудо природы во всех отношениях.
Форма проведения урока - путешествие по Байкалу.
Мы продолжаем на уроках географии изучать особенности регионов нашей страны.
Какие регионы страны мы уже изучили?
(Восточно-европейская равнина - Русская , Кавказ , Урал, Западная –Сибирь)
Покажите по карте эти регионы.?
И сегодня отправимся с вами в пояс гор юга Сибир )и, к удивительному озеру.
Как называется это озеро Сибири ? (Байкал.)
– жемчужина России – Байкалу (Показ по физической карте). На уроке вы познакомитесь с новыми терминами . Некоторые термины вам уже знакомы, с некоторыми вы познакомитесь сегодня. А сейчас – отправляемся на Байкал! В чём же необычность, исключительность Байкала? Этому мы и посвящаем сегодняшний урок
Запишите тему урока: “Жемчужина России – Байкал.”
2.Изучение новой темы.
КАКИЕ МЫ С ВАМИ ПОСТАВИМ ЦЕЛИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЭТОГО ЧУДЕСНОГО ОЗЕРА.
Цели и план изучения озера на доске:
1.Географическое положение озера и история открытия
2 . Геологическая история происхождения котловины озера и характер его берегов.
Уникальность воды озера и климат Байкала.
4. органический мир и экологические проблемы Байкала.
Вступительное слово учителя:
« Кто Байкала не видел, тот в Сибири не бывал»- говорят сибиряки. Много песен и стихотворений сложено нашими поэтами и композиторами о Байкале.
( “Байкал“ (стихотворение В. Гаазова)
Организация работы в группах.
Для изучения уникальности Байкала разделимся на группы специалистов, целью работы которых будет изучение природы Байкала и его проблем.
Группы:
1 группа – историки.
2 группа – геологи.
3 группа – гидрологи и климатологи.
4 группа. – зоологи ,ботаники и экологи
Ребята, на каждом столе размещена папка с названием соответствующей группе. В ней находятся материал по заданной тематике. Ваша задача - изучить информацию данной папки и на основе полученных сведений представить стенгазету и защитить.
3. Работа в группах (7-10 минут).
Учащиеся самостоятельно распределяют вопросы между членами группы. Через 7-10 минут внутри групп начинается работа по подведению итогов изучения задания, т.е. готовится ответ по изучаемым вопросам.
4.Изучение нового материала (по блокам).
Сейчас каждая группа специалистов выступит с отчётом. Все учащиеся внимательно слушают отчеты групп и заполняют таблицу: « Статистические данные о Байкале».
Послушаем наших историков.
- Что вы узнали о истории Байкала. (Ответы учащихся 1 группы).
- Послушаем наших геологов
- Что вы узнали о происхождении и геологическом строении Байкала. (Ответы учащихся 2 группы).
Послушаем наших гидрологов и климатологов.
- В чем же состоит уникальность байкальской воды?( Ответы учащихся 3 группы.)
Послушаем наших зоологов и экологов.
Группы специалистов выступили с отчётами.
Молодцы ребята справились все хорошо.
У Вас на столе лежит лист самоконтроля , посмотрите и заполните его (поставьте себе оценку за выполнения задания.
- Физминутка для глаз
4.Закрепление.
Дети Вы внимательно слушали выступления учащихся и должны были заполнить таблицу.
Давайте посмотрим ,что у вас получилось ( вывести на экран).
Таблица: «Статистические данные о Байкале».
1 | Возраст озера | 15 – 25млн.лет |
2 | Площадь озера | 32500 км2 |
3 | Размеры озера | ширина – 79 км., длина – 636км |
4 | Глубина озера ( макс.) | 1637 м |
5 | Запасы воды | 26,3 тыс.м3,20 % мировых запасов |
6 | Количество впадающих рек | 336 |
7 | Количество вытекающих рек | 1 |
9 | Солёность воды | 0,1% |
10 | Прозрачность | 40 м |
11 | Название ветров на Байкале | баргузин, сарма, култак, верховик |
12 | Название рачка, очищающего воду | Эпишура |
13 | Эндемики Байкала | омуль, голомянка, байкальская нерпа |
14 | Заповедники Байкала | Баргузинский, Байкальский, Байкало-Ленский |
15 | Экологические проблемы | |
-15 правильно -5, 14-10 правильно-4 , 10-6 правильно-3.
- заполните лис самоконтроля и оцените себя за эту работу
5.Домашнее задание.
&46 вопрос 4 письменно., ВЫПИСАТЬ ВСЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ВЫУЧИТЬ
Учитель Только мы можем сохранить чистоту озера Байкал – объекта «Всемирного наследия». Иными словами, признано, что сохранение байкальской экосистемы имеет планетарное значение и является делом всех землян. Урок я хочу закончить словами: «Наш закон гласит, что народ сам должен охранять природу – свое богатство. Народ – это мы с вами, вся наша страна - и взрослые, и дети».
6. Итог урока.
Таблица: «Статистические данные о Байкале».
1 | Возраст озера | |
2 | Площадь озера | |
3 | Размеры озера | |
4 | Глубина озера ( макс.) | |
5 | Запасы воды | |
6 | Количество впадающих рек | |
7 | Количество вытекающих рек | |
9 | Солёность воды | |
10 | Прозрачность | |
11 | Название ветров на Байкале | |
12 | Название рачка, очищающего воду | |
13 | Эндемики Байкала | |
14 | Заповедники Байкала | |
15 | Экологические проблемы | |
ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ
Ф.И. Отчество учащихся. | оценка |
| |
1.Защита своей работы | |
2. Заполнение данных таблицы | |
ИТОГ: | |
Историки озера
Байкал
Геологи озера Байкал
гидрологи и климатологи Байкала
зоологи ботаники и экологи Байкала