СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 30.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Значение и употребление имен прилагательных в речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Значение и употребление имен прилагательных в речи»

Класс 3-А Дата 01.03.19.

Тема. Значение и употребление имен прилагательных в речи

Цель: образовательная: повторить знания учащихся об имени прилагательном; сформировать точное представление детей о роли прилагательных в русском языке;

развивающая
: развивать устную речь, внимание, память, связное мышление;

воспитательная: воспитывать аккуратность, усидчивость.

Тип урока: усвоение новых знаний

Оборудование: учебник, карточки

Ход урока

I.Организация обучающихся на учебную деятельность

- Проверьте, всё ли необходимое лежит у вас на партах? Учебник, дневник, пенал.

II. Актуализация опорных знаний

- На доске записаны слова. Прочитайте их.

Ос..нь,  к..рова,  в..селые,  с..пог,  сла..кий,                        

р..бята, ..рбуз,  сам..лет,  су..ота,  поз...няя

- Какую работу вы предложили бы выполнить с этими словами?

(на столах карточки со словами для каждой группы )

( * Составить предложения • Разобрать слова по составу • Найти все орфограммы в словах • Разбить на группы • Разделить для переноса • Составить словосочетания)


- Много идей у вас возникло, молодцы. Я предлагаю разбить все слова на две группы и  вставить пропущенные орфограммы.    

(Работа в группах)

- Что же у вас получилось? Объясните пропущенные орфограммы.

-Как вы объединили слова?

(Осень, корова, сапог, ребята, арбуз, самолет, суббота - это имена существительные).

-Докажите свое мнение.

(Веселые, сладкий, поздняя – это имена прилагательные).

-Почему вы так решили?       (слова разбились на 2 группы)

-Отгадайте, какая из этих частей речи  так о себе рассказала:


Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю  вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.                                                                               

– Как вы думаете, что будем исследовать на уроке?



III. Сообщение темы и цели урока

- Тема нашего урока:

Значение и употребление имён прилагательных в речи.

Проблемный вопрос:

-Ребята, скажите, а зачем в нашей речи употребляются имена прилагательные? (Они украшают нашу речь?).

- Кто догадался, над каким разделом мы начали сегодня работать?

( на с.63 учебника название раздела. (Имя прилагательное)

 - Чему мы будем учиться, при изучении этого раздела?



IV. Изучение нового материала

1. Наблюдение над признаками имён прилагательных, их ролью в речи.

Расскажите, что вы уже знаете об имени прилагательном? 

(Прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? В предложении прилагательное является второстепенным членом предложения)

2. Введение термина «имя прилагательное»

- Как вы думаете, почему же прилагательное получило такое название?
– Оказывается, название этой части речи произошло от латинского “присоединение, прибавление”.

- Интересно, к какой части речи присоединяется имя прилагательное?
(К имени существительному).

- Правильно, прилагательные даже говорят о себе так:

С существительными подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука.

Но если нас к ним приложить

Им веселее станет жить.

3. Установление связи прилагательного с существительным.

- А теперь присоедините к существительным подходящие имена прилагательные.

- Составьте словосочетания из данных слов.

(поздняя осень,   веселые ребята,  сладкий арбуз)


- Запишем словосочетания в тетрадь вместе с вопросом.  

(Записывают с комментированием и анализируют, выделяя главное крестиком и зависимое стрелкой.)

- Составьте предложения с этими словосочетаниями. Запишем с комментированием одно из них.

- Что мы хотели показать?  (имя прилагательное связано с именем существительным)

- Молодцы!

4. Роль прилагательных в описании предметов, явлений природы.

Индивидуальная работа по карточкам.

* Деформированное предложение.

Прочитайте, из данных слов составьте предложение.

Ветер, с, листья, деревьев, срывает.

Ветер срывает листья с деревьев.

-Какую картину себе представили?

Даны слова: золотые, холодный, высокая

-Прочитайте слова, на какие вопросы отвечают?

- Используя эти слова, распространите предложения. Окончания слов можно менять.


Холодный ветер срывает золотые листья с высоких деревьев.

- Какое предложение вам больше понравилось? Почему?

- Так для чего нужны в речи имена прилагательные?

(Имена прилагательные делают нашу речь красочной, образной, яркой, выразительной, помогают лучше представить предметы и явления).



Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали: раз, два, три.

Ручками похлопали: раз, два, три.

Вправо ниже наклоняйся,

Влево тоже наклоняйся.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем:

Один, два, три, четыре, пять.

Открываем. Поморгаем

И читать мы начинаем.

V. Обобщение и систематизация знаний

Игра.

1. Творческое задание  «Загадай предмет». (Для основной группы учащихся)

Описать предмет, используя имена прилагательные глядя на картинки.

Весь класс должен отгадывать.

Например: Большой, косолапый, бурый ------- медведь

Серый, хищный, жадный ---- волк

Полосатый, могучий, свирепый ---- тигр

Верная, ласковая, добрая ------- собака

Рыжая, хитрая, ловкая --------- лисица

Розовый, важный, красивый -------- фламинго

2.Работа над пословицей.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Как понимаете данную пословицу? ( Доброе слово придаёт уверенность, поддержит, окрылит, а злое обидит, оскорбит.)

Найдите антонимы.

  А как вы думаете, можно ли нам обойтись без имён прилагательных?


VI. Подведение итогов

- Какую тему мы изучали на уроке?

VII.Сообщение домашнего задания

- Дома вам нужно будет выполнить задания на карточке.

На листочках неполный текст. Закончите предложения, вставляя подходящие слова. Работаем в группах.

1. Имя прилагательное – это ……. (часть речи)

2. Имя прилагательное обозначает …..  (признак предмета)

3. Имя прилагательное отвечает на вопросы …(какой? какая? какое? какие?)

4. Имена прилагательные тесно связаны с какой частью речи? ( с сущ.)

5. С какой целью употребляются в речи имена прилагательные? (делают речь более полной, точной, яркой, красочной)

6. Как мы подчёркиваем мена прилагательные? (волнистой линией)












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!