Класс 3-А Дата 01.03.19.
Тема. Значение и употребление имен прилагательных в речи
Цель: образовательная: повторить знания учащихся об имени прилагательном; сформировать точное представление детей о роли прилагательных в русском языке;
развивающая: развивать устную речь, внимание, память, связное мышление;
воспитательная: воспитывать аккуратность, усидчивость.
Тип урока: усвоение новых знаний
Оборудование: учебник, карточки
Ход урока
I.Организация обучающихся на учебную деятельность
- Проверьте, всё ли необходимое лежит у вас на партах? Учебник, дневник, пенал.
II. Актуализация опорных знаний
- На доске записаны слова. Прочитайте их.
Ос..нь, к..рова, в..селые, с..пог, сла..кий,
р..бята, ..рбуз, сам..лет, су..ота, поз...няя
- Какую работу вы предложили бы выполнить с этими словами?
(на столах карточки со словами для каждой группы )
( * Составить предложения • Разобрать слова по составу • Найти все орфограммы в словах • Разбить на группы • Разделить для переноса • Составить словосочетания)
- Много идей у вас возникло, молодцы. Я предлагаю разбить все слова на две группы и вставить пропущенные орфограммы.
(Работа в группах)
- Что же у вас получилось? Объясните пропущенные орфограммы.
-Как вы объединили слова?
(Осень, корова, сапог, ребята, арбуз, самолет, суббота - это имена существительные).
-Докажите свое мнение.
(Веселые, сладкий, поздняя – это имена прилагательные).
-Почему вы так решили? (слова разбились на 2 группы)
-Отгадайте, какая из этих частей речи так о себе рассказала:
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
– Как вы думаете, что будем исследовать на уроке?
III. Сообщение темы и цели урока
- Тема нашего урока:
Значение и употребление имён прилагательных в речи.
Проблемный вопрос:
-Ребята, скажите, а зачем в нашей речи употребляются имена прилагательные? (Они украшают нашу речь?).
- Кто догадался, над каким разделом мы начали сегодня работать?
( на с.63 учебника название раздела. (Имя прилагательное)
- Чему мы будем учиться, при изучении этого раздела?
IV. Изучение нового материала
1. Наблюдение над признаками имён прилагательных, их ролью в речи.
- Расскажите, что вы уже знаете об имени прилагательном?
(Прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? В предложении прилагательное является второстепенным членом предложения)
2. Введение термина «имя прилагательное»
- Как вы думаете, почему же прилагательное получило такое название?
– Оказывается, название этой части речи произошло от латинского “присоединение, прибавление”.
- Интересно, к какой части речи присоединяется имя прилагательное?
(К имени существительному).
- Правильно, прилагательные даже говорят о себе так:
С существительными подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука.
Но если нас к ним приложить
Им веселее станет жить.
3. Установление связи прилагательного с существительным.
- А теперь присоедините к существительным подходящие имена прилагательные.
- Составьте словосочетания из данных слов.
(поздняя осень, веселые ребята, сладкий арбуз)
- Запишем словосочетания в тетрадь вместе с вопросом.
(Записывают с комментированием и анализируют, выделяя главное крестиком и зависимое стрелкой.)
- Составьте предложения с этими словосочетаниями. Запишем с комментированием одно из них.
- Что мы хотели показать? (имя прилагательное связано с именем существительным)
- Молодцы!
4. Роль прилагательных в описании предметов, явлений природы.
Индивидуальная работа по карточкам.
* Деформированное предложение.
Прочитайте, из данных слов составьте предложение.
Ветер, с, листья, деревьев, срывает.
Ветер срывает листья с деревьев.
-Какую картину себе представили?
Даны слова: золотые, холодный, высокая
-Прочитайте слова, на какие вопросы отвечают?
- Используя эти слова, распространите предложения. Окончания слов можно менять.
Холодный ветер срывает золотые листья с высоких деревьев.
- Какое предложение вам больше понравилось? Почему?
- Так для чего нужны в речи имена прилагательные?
(Имена прилагательные делают нашу речь красочной, образной, яркой, выразительной, помогают лучше представить предметы и явления).
Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали: раз, два, три.
Ручками похлопали: раз, два, три.
Вправо ниже наклоняйся,
Влево тоже наклоняйся.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем:
Один, два, три, четыре, пять.
Открываем. Поморгаем
И читать мы начинаем.
V. Обобщение и систематизация знаний
Игра.
1. Творческое задание «Загадай предмет». (Для основной группы учащихся)
Описать предмет, используя имена прилагательные глядя на картинки.
Весь класс должен отгадывать.
Например: Большой, косолапый, бурый ------- медведь
Серый, хищный, жадный ---- волк
Полосатый, могучий, свирепый ---- тигр
Верная, ласковая, добрая ------- собака
Рыжая, хитрая, ловкая --------- лисица
Розовый, важный, красивый -------- фламинго
2.Работа над пословицей.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Как понимаете данную пословицу? ( Доброе слово придаёт уверенность, поддержит, окрылит, а злое обидит, оскорбит.)
Найдите антонимы.
- А как вы думаете, можно ли нам обойтись без имён прилагательных?
VI. Подведение итогов
- Какую тему мы изучали на уроке?
VII.Сообщение домашнего задания
- Дома вам нужно будет выполнить задания на карточке.
На листочках неполный текст. Закончите предложения, вставляя подходящие слова. Работаем в группах.
1. Имя прилагательное – это ……. (часть речи)
2. Имя прилагательное обозначает ….. (признак предмета)
3. Имя прилагательное отвечает на вопросы …(какой? какая? какое? какие?)
4. Имена прилагательные тесно связаны с какой частью речи? ( с сущ.)
5. С какой целью употребляются в речи имена прилагательные? (делают речь более полной, точной, яркой, красочной)
6. Как мы подчёркиваем мена прилагательные? (волнистой линией)