Мотивационный | -Ребята, откройте учебник на странице 60. -Прочитайте скороговорки. На стр.60-ой -Давайте произнесем все вместе четко и ясно. -Сейчас каждый читает в полголоса. -Теперь в полголоса читаем быстро и четко. -А кто сможет прочитать быстро и четко? Есть желающие? -Молодцы! Справились! -Переходим к следующим скороговоркам. -Сначала нужно прочитать медленно, а потом быстро и четко, проговаривая каждое слово. -Я сейчас прочитаю первую (вторую, третью) скороговорку, а вы следите, и слушайте внимательно. -Теперь каждый читает в полголоса. -Кто желает прочитать медленно и четко? - А кто желает прочитать быстро и четко? -Хорошо! | -Открывают учебник на стр. 60 -Читают скороговорки, так как сказано в задании -Читают вместе с учителем. -Читают в полголоса самостоятельно. -Желающий читает быстро и четко. -Слушают учителя -Следят, слушают. -Читают в полголоса. -Желающий читает медленно и четко. -Желающий читает быстро и четко. | Фронтальная. Индивидуальная. Словесный. Слово учителя | Коммуникативные: умение слушать и понимать речь учителя, одноклассников; |
Актуализация знаний. Постановка цели урока | -Ребята вспомните все произведения, которые вы прочитали в разделе «Сказки, загадки, небылицы» -Сегодня мы подведем итоги изучения этого раздела и познакомимся со сказками из страниц книг. -Ребята, скажите, а где можно встретиться со сказкой? -Любите ли вы читать сказки? Почему? -Ребята, а почему говорят (СЛАЙД) «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок» -Верно! | -Ответы детей -Слушают -Ответы детей Потому, что сказка – это неправда, в жизни этого не бывает. Но в ней есть народная мудрость, которая учит нас быть дружными, добрыми, смелыми | Слово учителя. Беседа. | Коммуникативные: умение осознанно строить речевое высказывание; |
Открытие новых знаний. | -Теперь откроем учебник на странице 58 -Ребята, кто автор первой сказки? -Верно! -Что вы знаете об этом писателе? (СЛАЙД) -Ушинский Константин Дмитриевич родился 19 февраля (2 марта) 1824 года в городе Туле в семье Ушинского Дмитрия Григорьевича — отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года, мелкопоместного дворянина. Константин Ушинский в 11 лет поступил в третий класс Новгород-Северской гимназии. Завершив курс обучения в гимназии, Ушинский в 1840 году уезжает из родного имения в Москву и становится в ряды московского студенчества. Он поступает в Московский университет на юридический факультет. Он увлекался литературой, театром. Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию. Везде он посещал и изучал учебные заведения — женские школы, детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и Швецарии, которые гремели тогда своими новациями в педагогике. За границей в 1864 году он написал и издал учебную книгу «Родное слово», а также книгу «Детский Мир». Фактически это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей. Умер Ушинский Константин Дмитриевич в Одессе 22 декабря 1870 года, похоронен в Киеве на территории Выдубецкого монастыря. -Из прочитанного мною, что вы запомнили? -Обратите внимание на коллекцию книг Ушинского. (СЛАЙД) -А сейчас мы с вами познакомимся со сказкой К.Д. Ушинского «Гусь и Журавль» -Как вы думаете, о чем будет это сказка? -Ребята, а кто такие гусь и журавль? -А они домашние или дикие? (СЛАЙД) -Все верно! - А сейчас ребята, мы поработаем с текстом. С начало я вам прочитаю его, а вы слушаете и следите. -Читать будем по цепочке. Кто желает начать. -Какие чувства возникли у вас при чтении сказки? Почему? -Подумайте и скажите, какую важную мысль автор сообщает читателям? Какими словами гусь восхищался собой? Найдите ответ на вопрос в тексте. -Почему журавль назвал гуся «глупой птицей»? -Молодцы ребята!
-Теперь переходим к следующей сказке на странице 59. -А кто автор, второй сказки? -Правильно ребята, это Лев Николаевич Толстой. -Что вы знаете, о Льве Николаевиче тостом? -Послушайте внимательно биографию Л.Н. Толстого. (СЛАЙД) Лев Толстой родился 9 сентября 1828 года в Тульской губернии (Россия) в семье, принадлежащей классу дворян. Лев Николаевич Толстой – величайший русский писатель, литератор, входящий в число крупнейших литераторов мира.В 1860-х годах он написал свой первый большой роман — «Война и мир». В 1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета. Толстой увлекался музыкой, его любимыми композиторами были Шуман, Бах, Шопен, Моцарт, Мендельсон. Лев Николаевич мог по несколько часов в день играть их произведения. В возрасте 82 лет втайне от домочадцев осенней ночью 1910 г. Толстой уходит из Ясной Поляны; его спутником был личный врач Маковицкий. В дороге писателя настигла болезнь, вследствие чего они вынуждены были сойти с поезда на станции Астапово. Здесь его приютил начальник станции, и в его доме прошла последняя неделя жизни писателя с мировым именем, известного в том числе в качестве проповедника нового учения, религиозного мыслителя. За его здоровьем следила вся страна, 10 ноября 1910года он умер от болезни. -Из прочитанного мною, что вы запомнили? -А теперь ребята, давайте поработаем с текстов. -Прочитайте название сказки. -Как вы думаете, о чем будет сказка? -Сейчас я вам прочитаю сказку, а вы следите и готовитесь отвечать на вопросы: -Начинает читать Максим! Все остальные следят! Спрошу любого. -На что жаловались зайцы? -Как они преодолели свой страх? -Куда зайцы поскакали топиться? (СЛАЙД) | -Открывают учебник на стр. 58 -Константин Дмитриевич Ушинский -Ответы детей -Ответы детей -О гусе и журавле -Птицы (журавль это дикая птица, а гусь может быть и домашней птицей и дикой) -Внимательно слушают, следят. -Выразительное чтение сказки детьми в полголоса -Лучше знать что-нибудь одно, да хорошо, чем все, да плохо. -Ответы детей. -Лев Николаевич Толстой -Ответы детей -Слушают учителя «Зайцы и лягушки» -О зайцах и лягушках -Слушают, следят -Ответы детей | Словесный (рассказ, беседа, слово учителя). Наглядный (работа с книгой, электронная презентация) | Предметные: прогнозировать содержание литературного произведения по его названию и иллюстрации; совершенствовать навыки осознанного (понимание замысла автора), выразительного чтения Личностные: проявлять интерес к чтению сказки |
Итог урока | -Ребята, наш урок подходит к концу. -Давайте подведем итоги. -Какие сказки мы сегодня читали? -Назовите авторов этих произведений? -Подумайте, что у вас сегодня на уроке получалось хорошо, легко? -А что не получалось? Почему? -Урок окончен! | - Гусь и журавль, Зайцы и лягушка -К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой | Слово учителя. Беседа. Фронтальная. Индивидуальная. | Коммуникативные: умение осознанно строить речевое высказывание; |