СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фридл Дикер-Брандейс – арт-терапия как опыт свободы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выдающаяся художница, заложившая основы современной арт-терапии во время занятий рисованием с детьми в концлагере

Имя этой выдающейся художницы, оставшейся до конца верной своему делу и заложившей основы современной арт-терапии во время занятий рисованием с детьми в концлагере, известно немногим.

Фридл Дикер родилась в Вене в 1898 году. Будущая художница рано лишилась матери, воспитывал ее отец, владелец писчебумажного магазина, где девочка впервые увидела краски. Но отец не разрешал трогать товар, и Фридл, послушная дочь, всю жизнь, уже став художницей, рисовала на плохой бумаге, поэтому нынешним реставраторам так трудно восстанавливать ее работы.

Фридл выпало жить в очень тяжелый период ХХ века, ее юность пришлась на Первую мировую войну, а потом к власти пришли фашисты, в реальность постепенно вошли чудовищные перемены.

Но кроме политических катаклизмов в ХХ веке было искусство, это время невероятного расцвета и смелых экспериментов было очень плодотворно для художников. После учебы в главной авангардной школе Европы, проявившей ее яркий и пластичный талант, Фридл пробовала свои силы в разных областях искусства – оформляла книги, создавала агитационные коллажи, театральные декорации, скульптуру, кружево, игрушки, ювелирные украшения, архитектурные проекты.

После тюремного заключения в Вене по обвинению в связях с коммунистическим подпольем Фридл вместе с мужем Павлом Брандес бежит в Прагу, откуда их через некоторое время отправляют в Терезин. Историки называют это место и гетто и концлагерем, здесь евреи с желтыми звездами, нашитыми на одежду, жили в нищете и изоляции под надзором палачей, дожидаясь решения своей участи. Жизнь в Терезине текла еще по обычному, но изрядно обмелевшему руслу, и у тех, кого пока не отправили в Освенцим, еще оставалась надежда.

Она всегда склонялась авангарду, была на острие художественных течений ХХ века, училась у самых интересных мастеров, но главным ее делом стал самый радикальный вид искусства, который выбрала для нее жизнь.

Ф. Дикер-Брандейс. Люди и тени. 1944. Терезин

Что может быть авангардное, чем реабилитация детей, обреченных на смерть, попытка пробудить их к жизни с помощью искусства? В тесноте, в подвале она делилась с детьми всем, что узнала от своих знаменитых учителей и изобретала новаторские методики, соотнося звук с линией, дыхание с движением, помогая своим маленьким ученикам познать свободу там, где ни свободы, ни будущего не было.

С появлением Фридл в детском доме в Терезине, где находились девочки 10-16 лет, началась эпидемия рисования. Рисовать можно что хочешь, это было прорывом, и рисунки стали способом «вернуться» в довоенную жизнь, почувствовать тепло разрушенного дома, ускользнуть из детдома в волшебную страну, увидеть и почувствовать то, чего не суждено узнать в этой жизни, такой короткой и страшной.

Одна из учениц Фридл, вспоминала: «Как–то я рисовала лодку и свечу во тьме, и у меня не получалось. Фридл сказала: «Здесь нужен свет, чтобы выделить темное, и тьма, чтобы выделить светлое»».

Муж Фридл, Павел, работает плотником, в нерабочее время мастерит столы и лавки, не ради побочного заработка, дающего хлеб и сахар, как его коллеги, а по просьбе жены. В мире, где единственной мебелью становятся трехэтажные нары, Фридл хочет дать детям уют, у нее что ни день, новые идеи. Павел строит, а она с детьми – украшает. В занятиях рисованием она видела не только обучение искусству, но и способ реабилитации, дающий возможность выразить свои эмоции. С помощью арт-терапии она старалась пробудить в детях стремление к творчеству, которое в этих условиях становилось синонимом любви к жизни и надежды. В Терезине, в июле 1943 года Фридл написала руководство «Детский рисунок», в котором рассказывала о своей методике. Этому предшествовала выставка детских рисунков, прошедшая в подвале. «Отсутствие художественных средств – это не большая беда, – считала Фридл, – Самая большая беда это скудность духа».

В сентябре 1944 года Павел Брандес был депортирован в Освенцим. Фридл добровольно поехала за ним на следующем «поезде смерти». Перед депортацией в Освенцим Фридл упаковала в чемоданы пять тысяч детских рисунков. Воспитатели детдома спрятали их на чердаке. В 1945 году эти рисунки были переданы Еврейской общине Праги. Все детские работы подписаны, на каждом листе стоит номер урока, имя ребенка и дата. Фридл надеялась проанализировать этот материал, описывая свою методику.

Фридл Дикер Брандес погибла в газовой камере в Биркенау 9 октября 1944 года. Ее муж Павел Брандес, выжил. Систему, которую Фридл создала в концлагере, изучают современные педагоги и обучают по ней своих учеников, именно этот метод лег в основу современной арт-терапии.

В 2012 году в издательстве НЛО вышел роман Елены Макаровой «Фридл».

Категория: ИЗО
20.05.2024 18:28


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!