СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование нестандартных приемов обучения в системе профильного образования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование нестандартных приёмов обучения

в системе профильного образования.

Сегодня в России происходит очередная реформа системы образования. Ничего неординарного в этом нет: образование – та область человеческой деятельности, где реформы обязательны и неизбежны. Меняется общество, и соответственно необходимы изменения в системе обучения, воспитания и развития подрастающего поколения.

Основная идея модернизации современной школы состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Одной из приоритетных задач, является формирование системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах школы.

Профильное обучение – особый вид дифференциации и индивидуализации обучения; форма организации учебной деятельности старшеклассников, при которой учитываются их интересы, склонности и способности, создаются условия для максимального развития учащихся в соответствии с их познавательными интересами.

Преподавание в системе профильного обучения – это процесс мотивированного, опосредованного управления учением обучающегося в целях перевода его из состояния пассивного исполнителя в положение активного субъекта самообучения, саморазвития, самосовершенствования.

Одним из средств достижения этой цели являются нестандартные уроки. Главная цель нестандартных уроков в системе профильного обучения – пробуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду. Естественен вопрос: “Чем вызваны эти творческие поиски, что побудило к ним?” Причин несколько.

Во-первых, безразличие учащихся, которое является производной индифферентности, охватившей значительную часть нашего общества.

Во-вторых, в стране резко упал престиж образования и знаний.

В-третьих, введение всеобщего среднего образования и попытка обучения всех всему одинаково в одном классе привели к тому, что уровень преподавания для хороших и средних по знаниям учащихся был сильно занижен, следствием чего стала потеря интереса этой довольно многочисленной группы к занятиям.

В-четвертых, непригодность ряда традиционно применяемых приемов обучения для нынешнего контингента учащихся: ведь у нашей молодежи сегодня сильно развито чувство самосознания и собственного достоинства, она о многом имеет представление благодаря средствам массовой информации; поэтому занятия с ней методами, базирующимися на авторитарном нажиме, приказе, сегодня неприемлемы.

Все это вместе взятое и вынуждает энергично искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету и занятиям, соответствующие особенности контингента нынешних учеников, помогающие слабым учиться, воплощающие в себе идеи высокой взаимной требовательности и уважения, опирающиеся на возрастную самостоятельность ребят и, наконец, значительно расширяющие и обогащающие методический арсенал, поскольку известно, что постоянство – враг интереса.

Нестандартные уроки вводятся в педагогический процесс как альтернатива традиционным, следовательно, они позволяют посмотреть на ученика с позиций личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании, но нельзя считать нестандартные уроки единственной формой реализации профильного обучения. Необходимо оптимальное и разумное внедрение нестандартных уроков в системе профильного обучения наряду с другими методами и формами обучения.

В настоящее время известно огромное число нестандартных уроков. Некоторые из них: (Слайд) урок-инициатива, урок-соревнование, урок-аукцион, урок-дидактическая игра, урок-сочинение, урок-изобретательства, выпуск “живой газеты”, комплексно-творческий урок, урок, творческий отчет, осмотр самодельной выставки, урок-КВН, урок-путешествие, устный журнал, семинар, конференция, урок-диалог, урок-дискуссия, учебная встреча, урок-суд, урок-лекция, урок-презентация. Все эти виды нестандартных уроков можно отнести к активным формам обучения.

Но необычность формы не может быть самоцелью, она должна быть подчинена главному – обучать, воспитывать, развивать. На нестандартных уроках активизируются психические процессы учащихся: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление.

Целый ряд свойств, например: целевая ориентация, характер взаимодействия педагога и учащегося, их позиции в ходе обучения делают данные формы урока инновационными, хотя это и не является изобретением последнего времени.

Такие формы уроков эмоциональны по своей природе и потому способны даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. На таких уроках возможно вовлечение каждого в активную работу, эти уроки противостоят пассивному слушанию или чтению. В процессе НФУ, интеллектуально – пассивный ребенок способен выполнять такой объем работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. В частности, в научно – педагогических исследованиях об игре даже появился термин “эмоциональный ускоритель” обучения.

Приёмы и методы технологии развития критического мышления на уроках истории

и обществознания (ТРКМ)

Задача ТРКМ – развитие аналитического, критического мышления.

Надо научить школьников:

- выделять причинно-следственные связи;

- рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

- отвергать ненужную или неверную информацию;

- понимать, как различные части информации связаны между собой;

- выделять ошибки в рассуждениях;

- избегать категоричности в утверждениях;

- быть честным в своих рассуждениях;

- выявлять предвзятое отношение, мнение и суждение;

- уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного

мнения;

- отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на

первом.

Каким же образом происходит организация учебного процесса? Главная роль отводится тексту. Его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.

Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование.

Роль учителя – в основном координирующая.

Учащиеся учатся анализировать, обобщать, систематизировать, делать выводы, критически мыслить. Давайте подробнее разберём некоторые из приёмов работы с текстами, и рассмотрим возможность их применения на уроках истории.

На своих уроках я часто применяю отдельные приёмы ТРКМЧП. Одним из них является ИНСЕРТ - маркировка текста значками по мере его чтения. Название приёма складывается из первых букв его назначения: interactive (интерактивная) noting (размечающая) system (система) effective (для эффективного) reading and (чтения и) thinking (размышления). В процессе чтения текста ученик карандашом или маркером делает пометки на полях: “V” - уже знал, «+»- новое, «-» - думал иначе, «?»- не понял, есть вопросы. Этот приём можно использовать при работе с текстом исторического источника.

Ещё один приём графического оформления текста я использую на своих уроках. Это сводная таблица: «Плюс. Минус. Интересно» (ПМИ) Соответствующие знаки ставят прямо в тексте учебника или заполняют таблицу. При изучении обществознания этот прием эффективен при изучении тем: Национальная политика, Маргинализация общества, Рынок, Массовая культура, Инфляция и др.

Ещё один приём, который я использую в своей работе, это составление КЛАСТЕРА. Это способ графической организации материала, позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Последовательность действий проста и логична: На доске изобразить тему Налоги.

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждой из «веточек» в свою очередь тоже появляются «веточки», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

ЭССЕ – один из приёмов, который используют в технологии развития критического мышления. Эссе

жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской,

эстетической, моральной и социальной проблемы. Обычно противопоставляется систематическому

научному рассмотрению вопроса. Эссе очень распространенный жанр письменных работ в западной

педагогике. В последнее время очень часто используется отечественными педагогами. Целесообразно

использовать как небольшое письменное задание, обычно, на стадии рефлексии. Суть этого метода не только в том, чтобы выразить свои мысли в письменной форме, но и поделиться своим мнением с другими, выслушать чужую точку зрения. Детям (да и не только им) не всегда легко выразить свое мнение в развернутом, логичном виде сразу, – читая свои записи это сделать проще. Ни в коем случае нельзя оценивать эти эссе с точки зрения грамотности. Их нужно воспринимать как способ развития мышления и формирование культуры чтения. Различают 5-минутное эссе, 10-минутное эссе, а также более продолжительные и трудоемкие сочинения.

10-минутное эссе. После чтения (прослушивания) и общего обсуждения текста учащимся предлагается организовать свои мысли с помощью 10-минутного эссе (по методике свободного письма). Для этого учитель просит, в течение 10 мнут писать на предложенную тему. Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. Иногда текст свободного эссе предлагается использовать как подготовительный этап работы для более солидного сочинения.

5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта: 1) написать, что они узнали по новой теме; 2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа. Очень актуальной стала эта форма в связи с новой системой итоговой аттестации.

Главная роль отводится тексту. Его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.

Тексты бывают трёх типов - повествование, описание, рассуждение. И подразделяются на следующие стили: разговорный, научный, деловой, публицистический и художественный. Приёмы ТРКМ применимы ко всем типам и стилям.

Кейс-технология.

Суть метода в том, что обучающемуся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию или взятую из публицистической литературы, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначного решения.

Акценты образования переносятся не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на соавторство ученика и учителя: демократия в процессе получения знаний, учащийся равноправен с другими в процессе обсуждения проблемы.

Деятельность учителя при использовании кейс-метода включает две фазы:

  1. Сложная работа по созданию кейса и вопросов для его анализа;
  2. Деятельность в классе, где учитель выступает со вступительным словом, организует деловой настрой, оценивает вклад обучающихся в анализ ситуации.

Кейс-метод ценен тем, что учит анализировать конкретные случаи. Факт – анализ.

Например: 1. Новгород не был захвачен м-т (почему?), но новгородцы платили дань (почему?).

2. Русско-японская война. Была ли возможность предотвратить войну? (реалии: способствующие и мешающие). Могла ли Россия победить в этой войне? Что для этого было необходимо?

3. Ситуация с мигрантами («+» и «-« для экономики России, для предпринимателей, для мигрантов, а потом даю выдержки из статей экономистов и политологов.)

4. Представьте себе, что у нас открылась туристическая фирма. Вам заказали рекламный проспект о замечательных возможностях активного отдыха в наших местах. Подумайте, о чем можно рассказать, что показать, как оформить?

Ситуация со вступлением России в ВТО, с введением налога на роскошь.

Я вижу «+» в данной технологии такие:

  1. Интеграция теоретических знаний и практического опыта;
  2. Способность высказаться и умение выслушать;
  3. Умение аргументировано отстаивать свою т.з.;
  4. Метод позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни ( что нет только белого или только черного)

Итак, какие же положительные результаты дают нетрадиционные формы уроков. Так, НФУ направлены большей частью на развитие воображения школьников на основе образного, событийного “очеловеченного” исторического материала, который не подается однозначному толкованию и ставит перед учащимися проблемы, в том числе и нравственного характера. Нетрадиционные уроки позволяют глубже проникать в суть изучаемого материала. На них реализуется мнемонические способности, мыслительные операции, они функциональны, они могут порой: “объять необъятное”; гармонично объединить фактический и теоретический материал; обычное восприятие информации и творческую работу; эмоциональный и логический способы восприятия – словом, заставить функционировать разные уровни познавательной деятельности учащихся.

10.11.2015 00:30


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!