СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Задание 27 в ЕГЭ по русскому языку — это не то школьное сочинение, к которому мы привыкли. Здесь не нужны размышления, не нужно проявлять креативный подход. Только текст, написанный по критериям и шаблону. Их мы сейчас и разберём, а также дадим советы, как не провоцировать эксперта на снижение баллов.
Шаг 0. Прежде чем разбирать структуру, напомним, что стоит сделать, когда вы получили текст для сочинения ЕГЭ по русскому языку:
А дальше уже можно переходить к структуре.
Шаг 1. Введение, формулировка проблемы — 1 абзац
Вариант А. Пишем пару вступительных предложений, чтобы подвести читателя к проблеме.
Например:
Какова роль учителя в жизни человека? Ответ на этот вопрос можно найти в предложенном для анализа тексте ….
Вариант Б. Сразу, без вступлений, формулируем проблему.
Например:
В предложенном для разбора тексте автор ставит проблему…
Важно!
Автор СТАВИТ проблему. Не поднимает, не рассматривает, не рассуждает. Пишите так, и у вас получится избежать речевой ошибки.
Проблема и тема текста — в чём разница?
Тема произведения — то, о чём в нём рассказывается.
Например, помните рассказ Тургенева «Муму»? О немом крепостном Герасиме, у которого было одно-единственное любимое существо — собачка Муму. Но когда барыня повелела утопить собачку, он не мог её ослушаться.
Так вот, тема рассказа — жизнь крепостных.
А что с проблемой?
Проблема — тот вопрос, который волнует автора. То противоречие, которое он хочет разрешить.
Например, проблема, которую ставит автор в «Муму», — жестокость и бесчеловечность крепостного права. Её можно сформулировать в виде вопроса (в отличие от темы). Например, «Почему существует крепостное право, которое даёт полную власть одному человеку над другим?»
Итак, если коротко, тема — то, о чём говорится в тексте. Проблема — вопрос, который автора волнует.
Шаг 2. Первый пример из текста + пояснение — 2 абзац
Дальше нужно рассказать о героях из текста, конкретной ситуации, в которой они находятся. Но после вступления сразу цитировать текст не стоит — будет логическая ошибка.
Как избежать?
И после небольшого вступления подкрепляйте суждения цитатами из текста. Или можно пересказать фрагмент, указав номера предложений.
После цитаты обязательно проанализируйте приведённые цитаты. Расскажите, какую мысль вы хотели доказать или подчеркнуть этой цитатой.
Шаг 3. Микросвязка + второй пример из текста + пояснение — 3 абзац
Дальше приводим второй пример из текста. Но прежде используем микросвязку, чтобы не допустить логическую ошибку. Подойдёт такая:
Не только на это автор обращает внимание, но и на…
Затем следуем плану построения первого аргумента.
Шаг 4. Связка + пояснение — 4 абзац
Дальше стоит показать, как примеры связаны друг с другом. Это можно сделать с помощью клише:
Эти примеры дополняют друг друга. Они показывают, что ….
Так вы доказываете выбор определённого типа связи.
Важно!
Не стоит писать просто: «Оба примера дополняют друг друга».
Это неправильно с точки зрения речи, а также нет никакого объяснения, и вы теряете баллы.
Шаг 5. Позиция автора — 5 абзац
Она может быть:
Как определить позицию автора?
Обратите внимание на:
Чтобы описать позицию автора, можно пользоваться клише:
По мнению автора…
Автор считает, что…
Как вводить в сочинение:
Важно!
Можно ли считать, что в тексте мы слышим только голос автора? Нет.
«Говорить» с нами в тексте могут также повествователь и рассказчик. Как их отличить?
Шаг 6. Собственная позиция и её обоснование — 6 абзац
Здесь вы можете согласиться с мнением автора. Например, через клише:
Я разделяю позицию автора и считаю, что …
А можете написать, что не согласны с ним:
Я не во всём разделяю позицию автора, так как …
Обязательно приведите аргументы, чтобы обосновать своё мнение. Позицию обычно подкрепляют:
Шаг 7. Заключение — 7 абзац
Что нельзя делать в заключении:
Вместо этого обобщите то, что говорили раньше, и более чётко ответьте на проблемный вопрос.
О критериях
Вы получите 0 баллов за работу, если:
Давайте посмотрим на критерии, по которым вашу работу будут оценивать.
Критерий |
Объяснение |
Максимальный балл |
К1 |
Формулировка проблемы. (Основная цель — правильно передать смысл.) |
1 (Если проблему не засчитывают, то по К2, К3, К4 ставят 0 баллов) |
К2 |
Комментарий |
6 (Должно быть 2 примера иллюстрации, связка, пояснения. Отсутствие чего-либо — минус балл) |
К3 |
Авторская позиция |
1 |
К4 |
Собственная позиция |
1 |
К5 |
Логика |
2 |
К6 |
Точность речи |
2 (2 балла при условии, что максимум в К10) |
К7 |
Орфография |
3 |
К8 |
Пунктуация |
3 |
К9 |
Грамматика |
2 |
К10 |
Речь |
2 |
К11 |
Этика |
1 |
К12 |
Фактологическая точность |
1 |
Какие бывают грамматические ошибки?
Какие бывают речевые ошибки?
Что такое этические ошибки?
Эта ошибка связана с проявлением речевой агрессии. Не выражайтесь грубо и категорично, и всё будет в порядке.
Самые распространённые ошибки
В одном предложении нельзя использовать несколько раз одинаковые слова. Ищите синонимы. Местоимение «она» замените на имя героини.
Например, верно писать «играть роль» и «иметь значение», никак иначе.
Чаще всего его можно опустить.
Будьте внимательны и не совершайте таких «обидных» ошибок.
© 2021, Сачьян Наталья Сергеевна 518