СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кумир – мой кумир

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтобы научить учащихся мыслить алгоритмически, надо иметь на это время и средства. Таким средством является Комплект Учебных МИРов.

 КУМИР - это детище НИИСИ РАН, выполненное  по заказу Российской Академии Наук и распространяется свободно на условиях лицензии GNU 2.0 (свободное ПО).  КУМИР является учебной системой. Все конструкции команды и переменные мы можем задавать простыми русскими словами. Ученик, никогда ранее не программировавший, может начать писать и выполнять   программы через пару уроков после знакомства с системой. В то же время  Кумир позволяет создавать достаточно большие и сложные программы. Во время редактирования  и отладки программы система Кумир автоматически производит синтаксический разбор и сообщает о найденных ошибках. Это единственная русскоязычная среда программирования, где можно отрабатывать первичные умения будущему программисту и осваивать понятия, связанные с программированием. Начинать можно с любого возраста.

            Для учащихся 6 – 7 классов и повторения материала в 9 классе  в системе TurboSite мною разработано электронное учебное пособие «Программируем в КУМИРе».

В этом пособии вы найдете материал, который использовался при преподавании пропедевтического курса информатики по программе Босовой Л.Л. и базового курса по программам под редакцией Семакина И. Г.  ГИА 9 класса по информатике при решении задании части С в полной мере позволяет использовать данную среду программирования.  В среде учебных миров несколько виртуальных исполнителей.

Давайте с ними знакомиться!

скачать

Для проведения простых и не очень практических работ система КУМИР, начиная с версии 1.8,  снабжена возможностью проводить тестовые испытания заранее составленных программ. Задания собраны в разделе практикум, доступ к которому можно осуществить через меню инструменты.В окне Практикума необходимо обратиться к меню и Загрузить курс  практикума Робот.kurs.xml из папки указанной учителем.  Фактически это сборник задач по какой-то теме, причем для решения каждой задачи составлен шаблон с автоматической проверкой. Вводный курс алгоритмизации на основе исполнителей Робот  и Водолей разработан Кириенко Д.П.  и Поляковым К.Ю.. Практикум позволяет прорешать такие задания, которые помогут выполнять задачи ГИА и ЕГЭ.

В своей практике основы языка КуМир закладываю   при изучении исполнителей Водолей (Переливашки), Чертёжник и Робот (по программе ЛЛ Босовой). Впервые ученик встречается с основами программирования в 5 классе при изучении темы «Разработка плана действий и его запись». Знакомимся со средой Переливашки и решаем простейшие задачи. После этого знакомимся с системой КУМИР Водолей. Модель становится понятнее после такого наглядного пояснения.

Более детально знакомство с Кумиром происходит в 6 классе, когда вводятся основные понятия в алгоритмике. Понятие формального исполнителя легче всего сформировать на примерах из Кумира. За основу берем Чертежника и изучаем все алгоритмические структуры в текстовой записи, связываем текстовую форму с блок-схемой и выполняем ряд заданий, включая сложные алгоритмы с параметром для получения сложных орнаментов. Например, формирование понятия циклических алгоритмов (структура повторение) идет как продолжение работы по созданию более короткой   записи алгоритма. Недостатком является то, что окно Чертежника маленькое и не очень выразительное.

В 7 классе повторение и углубление темы Алгоритмика по программе Босовой включено в главу 3. Отличие в том, что в учебнике система команд исполнителя немного отличается (вместо сместится в точку  - переведи в точку, вместо сместиться на вектор – сдвинь на вектор), приходится, не обращаясь к учебнику, сразу выполнять практику в компьютере, что только экономит время. В учебнике А.Г.Гейна  и др. вводится исполнитель Паркетчик, который очень похож на робота, только имеет другую систему команд. Правда в параграфе 12 в упражнении 12 описан исполнитель Робот, потом в параграфе 14 задание 14 -16  и  параграфе 16 задания 11-12 встреча с роботом повторяется, рассматриваются задания, похожие на задания ГИА, но все остальное время тратится на Паркетчика. Такой «разлад» ума не всем учащимся полезен и воспринимаем. Поэтому для формирования понятия СКИ эти примеры очень хороши, а для практикума беру то,  что есть – КУМИР! Повторяем Чертежника, знакомимся с Роботом. Все задания сосредоточены в пособии, включая работу по преодолению Роботом преград с неизвестным количеством ступеней.

В 8 классе в учебнике Семакина нет ни одного упоминания о программировании, поэтому отвожу время на повторение за счет часов предназначенных для изучения темы Технология  мультмедиа. Повторяем всех исполнителей, знакомимся с Рисователем, выполняем задания исследовательского характера по видоизменению готовых программ.

В учебнике Гейна и др. наоборот весь половина года отведена для изучения программирования, причем идет сравнительное знакомство с КУМИРОМ и Паскалем на фоне все того же паркетчика. Поэтому использовать это  учебное пособие тоже не представляется возможным, пришлось опять создавать свое продолжение начатого. 

В 9 классе работаю по такому плану:

Тема урока

Практическая работа на уроке

1

Исполнители. Программы. Среда исполнителя. Учебный исполнитель.

Повторение КуМир: непосредственное управление действиями Робота (интерфейс, команды, отказы)Работа с Пультом, редактирование стартовой обстановки, запись линейных алгоритмов

2

Вспомогательные  алгоритмы и программы

Исполнитель  Чертёжник. Абсолютное и относительное смещение. Изображение прямоугольника с диагоналями, домика

3

Программное управление Исполнителем. Метод последоват. детализации

Рисование контура (прямоугольник), 3 одинаковых букв. Запись текста программ в память компьютера

4

Использование циклов

 Команда повторения: цикл n раз Движение Робота до стены с известным числом шагов

5

Команда повторения: цикл ПОКА. Блок-схема

Движение Робота до стены с неизвестным числом шагов

6

Команда ветвления в полной форме.  Блок-схема

Обход преграды в форме угла

7

Команда ветвления в краткой форме. Блок-схема

Закраска верхних боковых выходов горизонтального коридора

8

Переменная: имя, тип, значение. Команда присваивания

Подсчёт закрашенных клеток, выходов, шагов до преграды, возвращение в исходную клетку (цикл n раз)

9

Вложенные структуры. Блок-схема

Закрашивание ряда клеток через одну

10

Вычислительные алгоритмы, функции div и mod

Нахождение сумм, разностей, произведений заданных в алгоритме чисел. Закрашивание ряда клеток через одну

11

Команды ввода и вывода, функция sqrt. Аргументы, результаты, промежуточные величины.

Решение квадратного уравнения на компьютере

12

Рисование параболы

Рисование параболы

13

Нахождение максимума (минимума) двух и трёх чисел

Запись алгоритма и выполнение программы на компьютере

14

Алгоритм Евклида

Запись алгоритма и выполнение программы на компьютере

15

Сумма цифр десятичного числа

Запись алгоритма и выполнение программы на компьютере

16

Команда выбора из многих вариантов

Перевод Робота из одного угла прямоугольника в противоположный

17

Самостоятельная  и групповая работа (индивидуальные дифференцированные задания)

Исполнение алгоритмов (протокол)

18

Самостоятельная и групповая работа (индивидуальные дифференцированные задания)

Создание алгоритмов и выполнение программ на компьютере

19

Повторение: основные алгоритмические конструкции

Перевод Робота к ближайшей стене

20

Зачет по итогам практикума

Составить алгоритм, исполнить программу

Кумир не новое изобретение

 Еще  1990 году вышел учебник Кушниренко, который за 7 лет был издан тиражом 7 млн экз. В том же году фирма «ИнфоМир» разработала среду КуМир (Комплект Учебных Миров) для поддержки этого учебника.

После этого развитие КуМира практически остановилось и он мало использовался в школах.

Несколько лет назад в НИИСИ  РАН назад началось возрождение КуМира. В целом работами руководит Анатолий Георгиевич Кушниренко, а группой разработчиков – Михаил Абрамович Ройтберг.

КуМиру отводится важнейшая роль. В  2009 году, в “Информатике” был напечатан цикл материалов А.Г. Кушниренко и А.Г. Леонова “Методика преподавания основ алгоритмизации на базе системы КуМир” (http://inf.1september.ru/article. php?ID=200902401).  29 ноября 2010 года   МИОО проводит апробацию компьютеризированной системы проведения ЕГЭ по информатике и ИКТ (КТС ГЭ)(http://statgrad.mioo.ru/sg10_11/ikt/index.htm).

В газете “Информатика” (№ 24/2010 и № 2/2011) публикуются статьи А.Г. Леонова из серии “Освой КуМир за 6 часов”.   На очередном Дне учителя информатики 02.04.2011 (http://marathon.1september.ru/2011-04-01-1145461) продвижение КуМира продолжается,   проведены тематические семинары и “круглые столы”.  Последние выступления на VIII Международной научно-практической конференции «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» г. Екатеринбург, 16 мая 2014 года

К.Ю. Полякова (доклад «Новая линия учебников информатики углублённого уровня (10-11 классы)» и доклад «Практикумы с автоматической проверкой в КуМир 2») тому подтверждение.

 Все это говорит о том, что с КуМиром придется считаться. 

 

Категория: Информатика
29.12.2014 20:07


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!