СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА ПРАКТИКЕ

Нажмите, чтобы узнать подробности

http://teachers.1september.ru/239-597-010

Историческая справка

Метод проектов возник ещё в начале века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития самостоятельного мышления ребёнка, чтобы научить его не только запоминать и воспроизводить знания, которые даёт им школа, а уметь применять их на практике. Именно поэтому американские педагоги Дж. Дьюи, Килпатрик и другие обратились к активной познавательной и творческой совместной деятельности детей при решении одной общей проблемы. Её решение требовало знаний из различных областей. Именно поэтому первоначально метод проектов назывался проблемным. Рудольф Штайнер, известный австрийский педагог, также считал необходимым учить детей применять получаемые ими знания в решении практических задач. Всё, что ребёнок познаёт теоретически, он должен уметь применять практически для решения проблем, касающихся его жизни. Он должен знать, где и как он сможет применять свои знания на практике, если не сейчас, то в будущем.

Метод проектов нашёл широкое распространение во многих странах мира главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, даёт возможность применять полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.

Актуальность метода проектов в наши дни

Метод проектов в настоящее время приобрёл довольно широкую популярность. Это обуславливается, прежде всего, наличием кризисных явлений во всех областях общественной жизни, включая и сферу образования. Разрушение прежней системы образования, централизованной, ориентированной на выполнение исключительно государственного заказа, привело в условиях разгосударствления общественной жизни к состоянию растерянности многих, и многих педагогов, образовательных учреждений, органов управления образованием. Ведь теперь, освобождаясь от необоснованных иллюзий или же потребительского отношения, надо многое учиться делать самим: понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. А этому нас не учили. Вот и возникает насущная потребность обучения проектированию практически на всех уровнях образования. Да и не только образования. Теперь как бы сделать, чтобы благое дело не превратилось в крайность?

Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления. Оно направлено также на психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие школьников, активизацию их задатков и способностей, сущностных сил и призвания, включение в успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих ценностей, формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных запросов и потребностей, создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования.

Творческий проект - это учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которой ими создается продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной.

Цели проектирования

Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделий - от зарождения замысла до материальной реализации и использования на практике. При этом важной стороной проектирования является оптимизация предметного мира, соотнесение затрат и достигаемых результатов.

При проектировании приобретается опыт использовании знаний для решения так называемых некорректных задач, когда имеется дефицит или избыток данных, отсутствует эталон решения. Таким образом, предоставляется возможность приобретения опыта творчества, т.е. комбинирования и модернизации известных решений для достижения нового результата, диктуемого изменяющимися внешними условиями.

Проектирование позволяет достигать повышения уровня коммуникабельности, т.е. расширения круга конструктивного и целенаправленного общения, актуализированного однотипностью деятельности.

Применение метода проектов способствует возникновению такого взаимодействия и отношений школьников между собой, с взрослыми, при которых для достижения цели реализуются творческие усилия личности, и происходит развитие внутреннего мира растущего человека. Воспитательная роль проектирования зависит от отражения этих отношений в духовной жизни учащихся, в преломлении их в мыслях и чувствах, в широте и глубине волевых усилий личности. Воспитание трудолюбия в целом возможно только тогда, когда ребенок проникнется красотой отношений между людьми, возникающих в процессе сотрудничества.

На каждом этапе проектирование должно соединять мысль ребенка с действием и действие — с мыслью, культуру гуманитарную — с культурой технической, труд — с творчеством, художественную деятельность — с проектированием и конструированием, технологию - с оцениванием экономических, экологических и социальных последствий преобразования предметного мира.

Задачи проектирования.

Задача проектирования - сформировать у учащихся систему знаний, умений и навыков, воплощенных в конечные потребительские предметы и услуги, способствовать развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности. В процессе выполнения проектных заданий учащиеся должны приобрести различные умения. К ним относится осмысленное исполнение следующих умственных и практических действий:

  • понимания постановки задачи, сути учебного задания, характера взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требований к представлению выполненной работы или ее частей;
  • планирования конечного результата и представления его в вербальной форме, т.е. без ограничения фантазии школьники должны дать себе и другим развернутый ответ по схеме: «Я хотел бы.»;
  • планирования действий, т.е. определение их последовательности с ориентировочными оценками затрат времени на этапы, распоряжение бюджетом времени, сил, средств;
  • самостоятельного поиска и нахождения необходимой информации;
  • составления схемы необходимых расчетов (конструктивных, технологических, экономических), представления их в вербальной форме;
  • оценивания проектов, выполненных другими;
  • понимания критериев оценивания проектов и их защиты, процедуры публичной защиты проектов;

Методика работы над проектом

  • Подготовка к работе над проектом
  • Выбор проблемы
  • Сбор информации
  • Разработка собственного варианта решения проблемы
  • Реализация плана действий
  • Подготовка к защите проекта
  • Презентация проекта
  • Рефлексия (анализ)

Представляет интерес каждая позиция. Но для примера остановимся на подготовке к защите.

Подготовка к защите включает себя:

  • оформление материала на стендах из ватмана или картона (с фотографиями, рисунками, схемами, диаграммами, наглядно представляющими суть проекта);
  • подготовка устной презентации проекта (5-6 человек могут принимать участие в изложении сути найденного решения проблемы, сопровождая аргументацию позиции слайдами, видеофильмом и прочими техническими средствами);
  • подготовка команды для ответов на каверзные и серьёзные вопросы оппонентов (для этого предусматриваются тренировочные упражнения, обучающие ораторскому искусству);
  • создание специальной папки документов (портфолио), в котором полно и доказательно представлена логика работы над проектом.

Вывод: каждая позиция направлена на то, чтобы вызвать живой отклик участника проекта, возбудить любопытство, вызвать интерес, пробудить творчество.

Правила успешности проектной деятельности:

  1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
  2. Команды не соревнуются.
  3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
  4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
  5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнёров»
  6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание

К списку правил работы внутри группы при системном использовании проектного метода необходимо добавить важность ротации – перемещения членов команды по разным позициям в процессе получения результатов по проектам. Например, освоение позиции докладчика во время презентации проекта, главного оформителя проектной документации, аналитика собранной документации, составителя портфолио-папки документов.

Основные требования к использованию метода проектов

(по Е. С. Полат)

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания исследовательского поиска для её решения.
  2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.
  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).
  5. Использование исследовательских методов, что предполагает:
  • определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования;
  • выдвижение гипотезы их решения;
  • обсуждение методов исследования;
  • оформление конечных результатов;
  • анализ полученных данных;
  • подведение итогов;
  • корректировка;
  • получение выводов (через использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчётов, защиты проекта и т.д.)

Формы продуктов проектной деятельности

· WEB-сайт

· Анализ данных социологического опроса

· Видеофильм

· Выставка

· Газета, журнал

· Действующая фирма

· Законопроект

· Игра

· Модель

· Мультимедийный продукт

· Оформление кабинета

· Постановка

· Праздник

· Прогноз

· Справочник

· Сравнительно-сопоставительный анализ

· Учебное пособие

· Экскурсия

Виды презентаций проектов

Презентации учебных проектов могут быть проведены в виде:

· деловой игры

· демонстрации видеофильма/продукта, (выполненного на основе информационных технологий

· защиты на Ученом Совете

· игры с залом

· иллюстрированного сопоставления фактов, документов, событий

· инсценировки реального или вымышленного экономического события

· научной конференции

· научного доклада

· отчета исследовательской группы

· пресс-конференции

· путешествия

· рекламы

· ролевой игры

· спектакля

· театрализации

· телепередачи

Виды проектов

http://project.1september.ru/works/602678

Социальный проект здоровьесберегающей модели школы “Школа содействия здоровью“

Раздел: Здоровье человека

Учебный год: 2012 / 2013

Коллектив авторов:

Руководитель: Лихачева Ирина Евгеньевна, учитель

Материалы работы: 602678.7z*

Описание работы:

Здоровье ребенка – это состояние его полного физического, душевного и социального благополучия. Вопросы сохранения и укрепления здоровья ребенка принадлежат к стратегическим заданиям общества. Эта проблема беспокоит не только взрослых, но и учеников. И поэтому мы решили больше узнать о системе сохранения и укрепления здоровья в нашей школе. Выяснить, как организована работа по сохранению и укреплению здоровья школьников, и попытаться разработать и предложить собственную модель здоровьесберегающей школы.

http://project.1september.ru/works/599892

Спасем наш мир от табачного дыма

Антирекламная акция

Раздел: Здоровье человека

Учебный год: 2011 / 2012

Коллектив авторов:

Руководитель: Лихачева Ирина Евгеньевна

Материалы работы: 599892.7z*

Описание работы:

Тема проекта выбрана осознано на основе имеющихся знаний и жизненного опыта. Тема современна и актуальна потому, что самой распространенной и опаснейшей среди вредных привычек человека является пристрастие к курению табака, которое угрожает организму человека многими смертельными заболеваниями. Цель, которую поставили перед собой участники проекта, раскрывает общее направление проектной работы учеников: узнать о негативном влиянии курения табака на детей и взрослых и попробовать предотвратить это.

http://project.1september.ru/works/607947

У природы нет плохой погоды?

Раздел: Здоровье человека

Учебный год: 2013 / 2014

Автор: Ефремчина Виктория Андреевна, 9 класс

Руководитель: Лихачева Ирина Евгеньевна, учитель

Материалы работы: 607947.7z*

Описание работы:

Многие люди списывают на погоду плохое настроение, проблемы со здоровьем и лень. Неужели небесная канцелярия так сильно влияет на человека? Я решила разобраться в этом и узнать о влиянии погоды на настроение и здоровье людей, подготовить советы метеозависимым людям.

07.02.2015 19:11


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!