СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Баркалова Екатерина Андреевна, преподаватель ИЗО и финифти в ДХШ им. М. Тенишевой г. Черняховска, Калининградской области (Россия), стаж работы 25 лет. С 1976-1980 гг. обучалась в художественном училище Федоскино, Московской обл. на отделении «Художественная миниатюрная роспись по финифти».
В художественной школе обучаю детей ИЗО и росписи по финифти. Основной целью обучения считаю: максимально раскрыть творческие и индивидуальные способности учащихся, воспитать трудолюбие, интерес к практической деятельности, развивать художественный вкус. Создать благоприятный психологический комфорт в классе, взаимопонимание, толерантность, когда учитель и ученик понимают друг друга с одного слова, одного взгляда, когда ученик занимает достойный статус в классном коллективе.
Создание положительного психологического комфорта в классе
Аннотация: Создание психологического комфорта на уроках – важное условие для развития и становления личности учащихся, обогащение их внутренних сил, склонностей, интересов и способностей. Критериями психологического комфорта являются отсутствие усталости у детей и учителя, положительный эмоциональный настрой, удовлетворение от сделанной работы, создание ситуации успеха…
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления : «Создание психологического комфорта на уроках ИЗО». « Комфорт на уроке – важно ли это?».
Комфорт – заимствовано из английского языка, где comfort – «поддержка, укрепление». Комфорт - условия жизни, пребывание, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют» (« Толковый словарь русского языка», С.И. Ожегов).
Эпиграф : «Из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней человека. Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребёнку и взрослому». (В.А.Караковский)
В законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» среди основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования прописан принцип гуманистического характера образования, который предполагает приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, патриотизма, ответственности. Образовательная организация должна создавать «безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации».
С точки зрения педагогики комфорт выступает как качественная характеристика двух ведущих направлений:
• Организация внутришкольной среды
• Особенности организации образовательной деятельности школьника.
Комфортная внутришкольная среда – внутреннее пространство школы, система её условий, позволяющих сохранить психофизическое здоровье учащихся, способствующих их оптимальной включенности в образовательную деятельность, успешной самореализации. От того, насколько комфортно чувствует себя ребёнок в школе и в классе, зависит успешность его обучения.
Структурными составляющими общего комфорта в школе являются:
• Физический
• Интеллектуальный
• Психологический
Физический комфорт школьника характеризуется соответствием между его телесными, соматическими потребностями и предметно- пространственными условиями внутришкольной среды. Прежде всего – это потребности в тепловом и световом режиме, «микрокомфортические» особенности класса, влажность воздуха, вентилируемость и т. д. Сюда также относится продолжительность учебных занятий, длительность перемен, «физкультминутки», оптимальность составления расписания уроков и т. д. Это условия, на которых основывается жизнедеятельность человека и которые необходимо учитывать при организации благоприятной комфортной среды.
Интеллектуальный комфорт в учебном процессе- это удовлетворение потребности в получении информации. На занятиях интеллектуальный комфорт достигается сменой видов деятельности такой, как чтение литературных произведений, просмотр иллюстраций, посещение художественных выставок и т. д.
Психологический комфорт – условия жизни, при котором ребёнок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться. Источником психологического комфорта выступает в первую очередь организационно- коммуниактивные условия внутришкольной среды, т. е. организация межличностных взаимодействий субъектов образовательного процесса (ученик- ученик, ученик- учитель, ученик- родитель, учитель- родитель и т. д.) В инновационных образовательных системах принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя «как дома».
Детский коллектив - это маленькая страна, в которой необходимо создать условия и построить взаимоотношения среди сверстников так, чтобы каждый ученик чувствовал свою значимость и полезность, чтобы он чувствовал себя защищённым. Нельзя рассчитывать на то, что эти благоприятные условия в классе возникнут сами собой, их надо сознательно формировать и поддерживать, поддерживать и вновь формировать…
Становление личности ребёнка происходит в общении с окружающими людьми, ведь школа – это место, где ребёнок находит новых друзей, занимается интересным делом, учится общаться, выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми. Именно в детском коллективе приобретается жизненный опыт, который формирует личность и определяет в дальнейшем сложную систему её отношений к жизни и к людям. Поэтому педагогам необходимо осознавать, что именно создание благоприятного психологического комфорта в классе помогает раскрыть свои личностные качества, помогает ребёнку чувствовать себя спокойно, уверенно и комфортно и адаптироваться в сложных жизненных ситуациях.
Общение в школе занимает большую часть времени ученика, в течение которого и происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, эмоциональное благополучие в классе - одно из важнейших условий развития личности школьника. Формирование и совершенствование социально - психологического комфорта - это постоянная практическая задача педагога, а также школьного психолога и руководителей. Создание благоприятного комфорта является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях между учащимися.
Формирование хорошего психологического комфорта требует понимания психологии школьников, их эмоционального состояния, настроения, переживаний, отношений друг с другом. И для того, чтобы в классе преобладал благоприятный социально - психологический комфорт, педагоги должны знать его основные характеристики, а именно:
-В классе должен преобладать бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между учащимися и преподавателем.
-Отношения должны строиться на принципах взаимной помощи и доброжелательности.
-В классе должны существовать нормы справедливого и уважительного отношения друг к другу.
-В классе должны цениться такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие и взаимопонимание.
-Учащиеся должны быть активны и стремящиеся добиваться высоких показателей в учёбе.
-Успехи должны вызывать чувство радости, а неудачи – чувство сопереживания.
Благоприятный психологический комфорт способствует и лучшему освоению учебного материала, и полноценному развитию личности учащегося, следовательно, что? Создание благоприятного психологического комфорта является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологическое здоровье, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность для современного общества.
Большое психологическое значение для взаимоотношений в классе является создание здоровой рабочей атмосферы, предложенные Дэвидом Мейстером в книге «Делай, что исповедуешь», которые могут быть полезны педагогам:
1.Всегда исходите из того, что самый большой грех - это нежелание хотя бы попытаться что- либо сделать.
2.Действия руководителя должны свидетельствовать о его заинтересованности в личном успехе каждого члена коллектива.
3.Активно помогайте ребятам подняться на качественно новую ступень.
4. Предоставляйте детям возможность испытать себя в различных видах деятельности.
5. Будьте последовательны, никогда не нарушайте своего слова.
6. Поддерживайте в себе твёрдую веру в собственное предназначение.
7. Забудьте о покровительственном тоне.
8. Создавайте условия, а не диктуйте их.
9.Верьте людям, с которыми работаете.
10. Являйте собой пример.
11. Найдите индивидуальный подход к каждому ребёнку, не управляйте ими так, как вам удобно.
12. Будьте полны энтузиазма, помните - энтузиазм заражает.
Как же создать благоприятный психологический комфорт на уроке?
1.Заходи в класс только с радостным настроением и позитивными эмоциями, оставляя за дверью весь негатив. Дети не должны быть заложниками ни ваших семейных неурядиц, ни проблем со здоровьем и прочего.
2. Надо в первую очередь помнить, что ты нуждаешься в учениках так же, как они нуждаются в тебе, каждый день, каждый урок.
3. Смертельный грех учителя - быть скучным и не интересным, так сказал И.Ф. Гербарт. Поэтому нужно постараться сделать свой урок незабываемым для учеников.
4. Когда в ученике гаснет искра успеха, он перестаёт интересоваться предметом, со всех сил нужно поддерживать огонь в душе ученика.
5. Ученик перестаёт делать ошибки при выполнении заданий тогда, когда научится сам их исправлять, поэтому не отказывайте ученику в возможности исправлять свои ошибки.
6. Слово - это мощное оружие в руках учителя. Неосторожное слово может навсегда посеять в ребёнке чувство неуверенности в себе. Избегайте необдуманных слов.
7. Не проходите мимо детских слёз! То, что нам кажется наивным и глупым, для детей составляет целый мир.
8. Важно постараться расположить к себе родителей своих учеников, так как у нас с ними одна задача - учить и воспитывать.
9. И улыбайтесь чаще, ведь улыбка открывает все двери. Улыбайтесь, открывая свои сердца и «дверцы» в детские сердца непременно распахнутся.
Немаловажное значение в преподавательской деятельности имеет формирование благоприятного психологического комфорта.
Формируйте адекватную самооценку.
© 2023, Баркалова Екатерина Андреевна 41