СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание положительного психологического комфорта в классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Баркалова Екатерина Андреевна, преподаватель ИЗО и финифти в ДХШ им. М. Тенишевой г. Черняховска, Калининградской области (Россия), стаж работы 25 лет. С 1976-1980 гг. обучалась в художественном училище Федоскино, Московской обл. на отделении «Художественная миниатюрная роспись по финифти».

В художественной школе обучаю детей ИЗО и росписи по финифти. Основной целью обучения считаю: максимально раскрыть творческие и индивидуальные способности учащихся, воспитать трудолюбие, интерес к практической деятельности, развивать художественный вкус. Создать благоприятный психологический комфорт в классе, взаимопонимание, толерантность, когда учитель и ученик понимают друг друга с одного слова, одного взгляда, когда ученик занимает достойный статус в классном коллективе.

Создание положительного психологического комфорта в классе

Аннотация: Создание психологического комфорта на уроках – важное условие для развития и становления личности учащихся, обогащение их внутренних сил, склонностей, интересов и способностей. Критериями психологического комфорта являются отсутствие усталости у детей и учителя, положительный эмоциональный настрой, удовлетворение от сделанной работы, создание ситуации успеха…

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления : «Создание психологического комфорта на уроках ИЗО». « Комфорт на уроке – важно ли это?».

Комфорт – заимствовано из английского языка, где comfort – «поддержка, укрепление». Комфорт - условия жизни, пребывание, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют» (« Толковый словарь русского языка», С.И. Ожегов).

Эпиграф : «Из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней человека. Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребёнку и взрослому». (В.А.Караковский)

В законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» среди основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования прописан принцип гуманистического характера образования, который предполагает приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, патриотизма, ответственности. Образовательная организация должна создавать «безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации».

С точки зрения педагогики комфорт выступает как качественная характеристика двух ведущих направлений:

• Организация внутришкольной среды

• Особенности организации образовательной деятельности школьника.

Комфортная внутришкольная среда – внутреннее пространство школы, система её условий, позволяющих сохранить психофизическое здоровье учащихся, способствующих их оптимальной включенности в образовательную деятельность, успешной самореализации. От того, насколько комфортно чувствует себя ребёнок в школе и в классе, зависит успешность его обучения.

Структурными составляющими общего комфорта в школе являются:

• Физический

• Интеллектуальный

• Психологический

Физический комфорт школьника характеризуется соответствием между его телесными, соматическими потребностями и предметно- пространственными условиями внутришкольной среды. Прежде всего – это потребности в тепловом и световом режиме, «микрокомфортические» особенности класса, влажность воздуха, вентилируемость и т. д. Сюда также относится продолжительность учебных занятий, длительность перемен, «физкультминутки», оптимальность составления расписания уроков и т. д. Это условия, на которых основывается жизнедеятельность человека и которые необходимо учитывать при организации благоприятной комфортной среды.

Интеллектуальный комфорт в учебном процессе- это удовлетворение потребности в получении информации. На занятиях интеллектуальный комфорт достигается сменой видов деятельности такой, как чтение литературных произведений, просмотр иллюстраций, посещение художественных выставок и т. д.

Психологический комфорт – условия жизни, при котором ребёнок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться. Источником психологического комфорта выступает в первую очередь организационно- коммуниактивные условия внутришкольной среды, т. е. организация межличностных взаимодействий субъектов образовательного процесса (ученик- ученик, ученик- учитель, ученик- родитель, учитель- родитель и т. д.) В инновационных образовательных системах принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя «как дома».

Детский коллектив - это маленькая страна, в которой необходимо создать условия и построить взаимоотношения среди сверстников так, чтобы каждый ученик чувствовал свою значимость и полезность, чтобы он чувствовал себя защищённым. Нельзя рассчитывать на то, что эти благоприятные условия в классе возникнут сами собой, их надо сознательно формировать и поддерживать, поддерживать и вновь формировать…

Становление личности ребёнка происходит в общении с окружающими людьми, ведь школа – это место, где ребёнок находит новых друзей, занимается интересным делом, учится общаться, выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми. Именно в детском коллективе приобретается жизненный опыт, который формирует личность и определяет в дальнейшем сложную систему её отношений к жизни и к людям. Поэтому педагогам необходимо осознавать, что именно создание благоприятного психологического комфорта в классе помогает раскрыть свои личностные качества, помогает ребёнку чувствовать себя спокойно, уверенно и комфортно и адаптироваться в сложных жизненных ситуациях.

Общение в школе занимает большую часть времени ученика, в течение которого и происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, эмоциональное благополучие в классе - одно из важнейших условий развития личности школьника. Формирование и совершенствование социально - психологического комфорта - это постоянная практическая задача педагога, а также школьного психолога и руководителей. Создание благоприятного комфорта является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях между учащимися.

Формирование хорошего психологического комфорта требует понимания психологии школьников, их эмоционального состояния, настроения, переживаний, отношений друг с другом. И для того, чтобы в классе преобладал благоприятный социально - психологический комфорт, педагоги должны знать его основные характеристики, а именно:

-В классе должен преобладать бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между учащимися и преподавателем.

-Отношения должны строиться на принципах взаимной помощи и доброжелательности.

-В классе должны существовать нормы справедливого и уважительного отношения друг к другу.

-В классе должны цениться такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие и взаимопонимание.

-Учащиеся должны быть активны и стремящиеся добиваться высоких показателей в учёбе.

-Успехи должны вызывать чувство радости, а неудачи – чувство сопереживания.

Благоприятный психологический комфорт способствует и лучшему освоению учебного материала, и полноценному развитию личности учащегося, следовательно, что? Создание благоприятного психологического комфорта является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологическое здоровье, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность для современного общества.

Большое психологическое значение для взаимоотношений в классе является создание здоровой рабочей атмосферы, предложенные Дэвидом Мейстером в книге «Делай, что исповедуешь», которые могут быть полезны педагогам:

1.Всегда исходите из того, что самый большой грех - это нежелание хотя бы попытаться что- либо сделать.

2.Действия руководителя должны свидетельствовать о его заинтересованности в личном успехе каждого члена коллектива.

3.Активно помогайте ребятам подняться на качественно новую ступень.

4. Предоставляйте детям возможность испытать себя в различных видах деятельности.

5. Будьте последовательны, никогда не нарушайте своего слова.

6. Поддерживайте в себе твёрдую веру в собственное предназначение.

7. Забудьте о покровительственном тоне.

8. Создавайте условия, а не диктуйте их.

9.Верьте людям, с которыми работаете.

10. Являйте собой пример.

11. Найдите индивидуальный подход к каждому ребёнку, не управляйте ими так, как вам удобно.

12. Будьте полны энтузиазма, помните - энтузиазм заражает.

Как же создать благоприятный психологический комфорт на уроке?

1.Заходи в класс только с радостным настроением и позитивными эмоциями, оставляя за дверью весь негатив. Дети не должны быть заложниками ни ваших семейных неурядиц, ни проблем со здоровьем и прочего.

2. Надо в первую очередь помнить, что ты нуждаешься в учениках так же, как они нуждаются в тебе, каждый день, каждый урок.

3. Смертельный грех учителя - быть скучным и не интересным, так сказал И.Ф. Гербарт. Поэтому нужно постараться сделать свой урок незабываемым для учеников.

4. Когда в ученике гаснет искра успеха, он перестаёт интересоваться предметом, со всех сил нужно поддерживать огонь в душе ученика.

5. Ученик перестаёт делать ошибки при выполнении заданий тогда, когда научится сам их исправлять, поэтому не отказывайте ученику в возможности исправлять свои ошибки.

6. Слово - это мощное оружие в руках учителя. Неосторожное слово может навсегда посеять в ребёнке чувство неуверенности в себе. Избегайте необдуманных слов.

7. Не проходите мимо детских слёз! То, что нам кажется наивным и глупым, для детей составляет целый мир.

8. Важно постараться расположить к себе родителей своих учеников, так как у нас с ними одна задача - учить и воспитывать.

9. И улыбайтесь чаще, ведь улыбка открывает все двери. Улыбайтесь, открывая свои сердца и «дверцы» в детские сердца непременно распахнутся.

Немаловажное значение в преподавательской деятельности имеет формирование благоприятного психологического комфорта.

Формируйте адекватную самооценку.

  1. Помогайте ставить перед собой реалистические цели
  2. Учите сосредотачиваться на положительных качествах, постоянно их, подчёркивая у ученика.
  3. Если у ребёнка низкая самооценка, помогите ему методом внушения: «У тебя всё получится», «Ты - молодец»…
  4. Способствуйте снижению тревожности.
  5. После выполнения задания попросите ученика рассказать, что было трудно при выполнении работы, как он с этим справился.
  6. Обсуждайте причины неудач, и не только успехов
  7. Никогда не сравнивайте ученика с окружающими, не принижайте его. К.Д.Ушинский сравнивал педагогику с искусством врачевания и отмечал, что личность учителя имеет большее значение, чем организация режима дня, чередование уроков, учебная нагрузка, и другие факторы. Самооценка ученика, его притязания, отношение к окружающим составляют внутреннюю позицию школьника. Адекватная внутренняя позиция является предпосылкой хорошей обучаемости и воспитанности, нормального психического развития личности.
24.09.2023 14:11


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!