СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учиться легко, когда учиться интересно Обобщение опыта работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

И.Е. Лихачева

Учитель географии и биологии

Демьяновськой школы

Першотравневой райгосадминистрации

Донецкой области

Учиться легко, когда учиться интересно

Обобщение опыта работы

В последнее время работаю над проблемой "Дидактичные основы современного урока". Уделяю большое внимание изучению теории современного урока.

Своими настольными книгами считаю:

  • А. Гин "Приемы педагогической техники", 1999.
  • Савченко "Дидактика", 2001.
  • П. Пидкасистый "Искусство преподавать", 1998.
  • А Хуторской. "Разработки творческих уроков разных типов", 2002.
  • В.Лизинский "Приемы и формы в учебной деятельности", 2007

Систематически занимаюсь самообразованием. Постоянно учусь.

В своей работе применяю разные методы обучения:

  • вербальные;
  • репродуктивные;
  • проблемные;
  • исследовательские.

Преимущество отдаю интерактивным методам, поскольку процент восприятия учебного материала, согласно данными исследователей, наиболее высокий при использовании именно таких методов. Считаю, что интерактивные технологии – является одним из кирпичиков в фундаменте знаний, которые дадут возможность молодому человеку стать явным лидером изменений в жизни современного общества. Поэтому я овладела и применяю на практике методику развития деловой активности учеников. Разрабатываю и провожу учебные тренинги, а также использую эту технологию в воспитательной работе.

Эта инновационная технология способствует развитию сотрудничества рабочей группы учащихся, учит ставить вопросы, находить идеи, составлять планы и получать результаты.

В своей работе применяю мультимедийные технологии, использую информативные и учебные компьютерные программы

Разрабатываю и применяю компьютерные тесты и многоуровневые задания. Использую на практике метод проектов – одну из продуктивных методик учебы. Владею методикой проведения нестандартных и интегрированных уроков. Однако, убеждена в том, что современный урок должен отвечать стандартам классического урока, где сбалансированы все этапы, и потому включаю интерактивные формы работы в стандартный, классический урок.

Для формирования личности ученика необходимо понимать и верно использовать психологические аспекты урока, потому считаю доброжелательный микроклимат урока залогом успеха.

Уделяю большое внимание мотивации учебной деятельности, опираясь на принципы повышения интереса к учебному материалу. Считаю, что прежде чем организовать работу, необходимо сначала создать интерес к предмету и постоянно стимулировать этот интерес с помощью разнообразных форм образовательной деятельности учеников. В соответствии с психологической формулой:

интерес → стимул → мотив действия → само действие,

интерес к учебному предмету является фундаментом осмысленной образовательной деятельности учеников.

Используя теорию современных дидактичных технологий, выбрала для себя основные педагогические принципы, на которых основываю свою практическую деятельность. Этими принципами являются:

  • доверие и понимание;
  • привлекательность цели;
  • отсутствие скуки и праздности на уроке;
  • свобода выбора учебной деятельности
  • "удиви и заинтересуй";
  • "лучше один раз увидеть";
  • поиск – стимул к самообразованию;
  • творчество в решении проблем;
  • обратная связь в процессе учебной деятельности.

Возникают вопросы: зачем мне эти принципы? Как они связаны с преподаванием предмета? Постараюсь объяснить свою точку зрения.

Почему школьники на один урок идут с удовольствием, а на другой идти не желают? Большинство учеников связывают свое отношение к учебному предмету с личностью учителя и психологическим климатом на уроке. Понимая это, стараюсь, чтобы на уроке дети получали позитивные эмоции от обучения.

Зачем ученик идет на урок? Часто задаю этот вопрос, в начале урока, своим ученикам Дети отвечают одинаково: "Учиться", но имеют в виду разное. Одни хотят получить одобрение учителя, другие – похвалу родителей за хорошую оценку, третьи – заработать авторитет одноклассников. Но если поставить перед школьниками простую, понятную, привлекательную цель, то мотив учебной деятельности меняется. Например: выучив тему "Восприятия звуков", вы поймете, почему родители часто просят вас сделать музыку тише, а дискотека возбуждает нервную систему"; выучив тему "Внутреннее строение земноводных", вы разгадаете тайну: смогла бы лягушка превратиться в царевну на самом деле.

Почему нужно бороться с праздностью на уроках? Всегда помню, что ученик не может быть пассивным слушателем на уроке – это скучно! Стремлюсь насытить урок разнообразными формами работы, и если ученики заняты интересной работой, то нет проблем с дисциплиной на уроке, а оценивание становится инструментом стимулирования учебной деятельности, а не дисциплинарным кнутом.

Что такое свобода выбора? Это право ученика выбирать для себя вид деятельности на уроке. Но свобода выбора – это не анархия! Ответственность за свой выбор – вторая сторона медали. И если ученик избирает несложное задание, которое не требует от него больших усилий, то и оценивается такая деятельность соответственно. Поэтому, подбирая задание с учетом индивидуальных особенностей учеников, всегда помню, что неспособных детей не бывает!

Почему удивительное всегда интересно? Человек, который перестал удивляться, – перестала мыслить. Любые интересные факты, разнообразный наглядный материал стимулируют творческую работу мысли ребенка. Физиологи считают, что 90% информации человек получает через зрительную сенсорную систему, а психологи утверждают, что основой мышления является восприятие, то есть "от живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике". Это классическое философское определение заставляет меня «тащить» на урок все, что можно посмотреть, послушать, понюхать, к чему можно прикоснуться. Другими словами стремлюсь использовать все имеющиеся средства наглядности от визуальных до виртуальных.

Какие возможности реализует поисковая деятельность? Задания поискового характера развивают умственные способности школьников, учат преодолевать трудности в процессе познания. Нахожу метод проектов одной из продуктивных методик поискового обучения. Провожу индивидуальные и коллективные (групповые) формы работы. Коллективные (групповые) формы работы считаю необходимыми для развития личности ученика, потому что они формируют навыки общения, подчеркивают взаимосвязь коллектива и индивида в процессе обучения. В своем педагогическом арсенале имею разные схемы и приемы работы творческих групп, которые направлены на развитие сотрудничества. – одной из основных компетентностей современного человека.

Почему творческий подход к решению учебных проблем особенно ценен? Творческие задания дают возможность развивать и формировать способности учеников, стимулируют самообразование. Готовлю такие задания по методике ТРИЗ, которая помогает решать актуальные проблемы образования. Основная цель использования ТРИЗ на уроках — дать школьникам возможность увидеть в изучаемых предметах инструменты творчества; выработать представление о том, как может быть использована получаемая на уроках информация.

Для чего необходима постоянная обратная связь на каждом этапе учебной деятельности? Обратная связь – это контроль и коррекция учебной деятельности ученика со стороны учителя, основанная на принципе зависимости развития личности ученика от личности учителя. Она помогает мне анализировать не только деятельность учеников, но и свои достижения и ошибки, то есть видеть учебно-воспитательный процесс как единую, сложную систему.http://youtu.be/TLwBJSfIDuw

Категория: Всем учителям
02.01.2015 14:53


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!