© 2020, Вопияшина Яна Альбертовна 133
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Упражнения в структуре современного учебника по русскому языку для основной общеобразовательной школы занимают существенное место. Большинство упражнений действующих школьных учебников по русскому являются комплексными и позволяют обеспечить регулярность повторения, а также продиагностировать степень ослабления сформированных умений. В состав комплексных упражнений входят и упражнения повышенной трудности.
Для количественного анализа упражнений повышенной трудности мы выбрали четыре учебника по русскому языку для 5 класса под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта; Е. А. Быстровой; А. Ю. Купаловой; Н. М. Шанского. Выбор учебников был осуществлён по следующим основаниям:
– рекомендация к использованию Министерством образования и науки Российской Федерации;
– соответствие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
– частотность использования учебников в основных общеобразовательных школах на территории Ивановской области.
Графическое обозначение заданий повышенной трудности у всех авторов разное. В учебнике под ред. А. Ю. Купаловой упражнения повышенной трудности обозначаются звездочкой (*) и называются дополнительными заданиями; в учебнике под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта интересующие нас упражнения обозначаются буквой Т и называются заданиями повышенной трудности; в учебнике под ред. Н. М. Шанского упражнения повышенной трудности обозначаются прямоугольником и также называются заданиями повышенной трудности; в учебнике под ред. Е. А. Быстровой задания повышенной трудности обозначаются значком лабиринта.
Всего было выявлено 453 упражнений повышенной трудности.
Качественно-количественный анализ выявил, что в учебнике под ред. М. М. Разумовской, П.А. Леканта и в учебнике под ред. Н. М. Шанского большоеколичество упражнений повышенной трудности представлено в разделах школьного курса русского языка по развитию речи.
В учебнике под ред. А. Ю. Купаловой преобладают упражнения повышенной трудности в разделах «Синтаксис и пунктуация» и «Орфография».
В учебнике под ред. Е. А. Быстровой преобладают упражнения повышенной трудности в разделах: «Фонетика и графика», «Морфология», «Орфография», «Синтаксис и пунктуация».
Место упражнений повышенной трудности в учебниках по русскому языку для основной общеобразовательной школы неоднозначно. Они представляют собой отдельное упражнение; упражнение, вводящее в тему, которую будут изучать учащиеся; упражнение, имеющее целью организовать наблюдение и выяснить новое о языковом явлении; упражнение, направленное на закрепление темы. Так представлены они в трёх учебниках.
В учебнике под ред. А. Ю. Купаловой упражнения повышенной трудности входят в структуру параграфа в качестве отдельного задания к основному упражнению. В основном в этих заданиях делается упор на повторение изученного в начальной школе или изученного в 5 классе.
Лингвистический анализ упражнений повышенной трудности показал, что преобладает дидактический материал, который представляет собой отдельные слова. Все задания строятся на частнометодических принципах обучения русскому языку. В учебнике под ред. М. М. Разумовской и П. А Леканта задания по орфографии строятся с опорой на опознавательные признаки орфограмм, в других учебниках по русскому языку, которые мы исследовали, задания строятся на обобщённых орфографических понятиях.
© 2020, Вопияшина Яна Альбертовна 133