СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание ребёнка в семье

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Воспитательная работа должна быть направлена

на создание такой семейной среды,

которая бы способствовала формированию

доброжелательного, доверчивого отношения к людям и к себе,

а не каких-то поверхностных черт личности ребёнка».

Г.Т. Хоментаускас

«Семья глазами ребёнка»

Изд. «Педагогика», 1989.

«Воспитание» - нужно понимать как слово, имеющее отношение к развитию человека. Чтобы проникнуться импульсом к воспитанию детей, родители сами должны осознавать возможность и необходимость своего внутреннего роста. С этого и начинается настоящее воспитание родителей. Это никак не означает унижение роли родителей или опёку над ними. Термин «воспитание» наполнится положительным содержанием тогда, когда будет связан с развитием личности каждого из родителей, а через них – и их детей. Воспитание – это рост личности человека.

«Воспитание родителей» - международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей, родительских функций. Это не унижение и не подчинение!

Мысль о том, что родителей нужно учить воспитывать своих детей, осознавалась ещё в глубокой древности. Такие мыслители, как Лютер, Ян Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоции говорили о том, как много в воспитании детей зависит от родителей. Консультации сейчас необходимы не только родителям детей неблагополучных семей или группы риска, но и благополучным семьям. Они помогают находить им правильные приёмы воспитания.

Семья глазами ребёнка

Все мы желаем своим детям лучшего. Но желать, оказывается, мало. «Необходимо понимать происходящее в семье, уметь посмотреть на семью и себя глазами ребёнка» (автор).

В книге Хоментаускас (доцента Вильнюсского государственного педагогического института, кандидата психологических наук) мы найдём малозаметные, но очень важные аспекты развития личности детей.

Основные опорные точки:

  1. Ребёнок не просто продукт воздействий воспитательных родителей. Ребёнок активен. Он сам осмысливает семью и себя в ней, определяет своё поведение, отношение к семье, к самому себе. В определённой мере каждый ребёнок – воспитатель себя.
  2. Дети вследствие своего ограниченного опыта, своеобразного мышления иначе, чем мы, воспринимают и оценивают происходящее вокруг. Понять их поведение, эмоциональные переживания и помочь им можно, лишь взглянув на мир их глазами.
  3. Каждый ребёнок в семье получает собственный уникальный опыт. В сущности, каждый из них развивается в других условиях.
  4. На детей влияют не только ваши преднамеренные воспитательные воздействия, но даже в большей степени все особенности поведения родителей.

Мир семьи разнообразен, многолик. Он даёт родителям возможность почувствовать полноту и прелести человеческой жизни, осмыслить её, продлить своё бытиё в детях.

Однако, семейная жизнь – не развлекательная прогулка, не бывает семей без трудностей, проблем. Преодолевая их, человек совершенствует свою личность, улучшает свои отношения с близкими людьми. Не всегда это просто, легко, скорее наоборот…

Ребёнок – воспитатель себя

Каждый из нас был неоднократно слушателем следующего монолога одного из взрослых членов семьи: «Почему именно в нашей семье растёт такой (далее идёт перечень отрицательных черт характера) ребёнок? Ведь никто из нас – ни я, ни отец (мать), ни дедушка (бабушка) не были такими. Наоборот! Мы всегда были (далее идёт перечень преимущественно положительных качеств личности) людьми. И любили мы (его)-(её), и воспитывали как надо… Кто его (её) этому научил?»

А должны ли дети быть такими, как мы? Родители полностью ответственны за воспитание детей? Не существует ли распространённое и существенное искажение реальности?

Касаясь первой родительской позиции, надо прежде всего понимать, что …даже очень отличающиеся друг от друга люди ценны и полезны для общества. И непоседа – путешественник, и общительный рубаха-парень, и задумчивый, замкнутый…- все они чем-то привлекательны, чем-то хороши. Поэтому, отличие ребёнка от кого-то из родителей не означает вовсе его «плохость». Часто оказывает, что те особенности личности ребёнка, которые волновали родителей (независимость, настырность), позднее становятся главными их достоинствами.

Заботясь о будущем своих детей, родители хотят, чтобы дети были носителями всего наилучшего. Видят их имеющими всё то, что в них самих есть хорошего, и без их недостатков.

Часто это приводит к нереальным, а часто завышенным требованиям по отношению к нашим детям и к себе самим, как к воспитателям.

Второе: то, что дети не имеют тех качеств, которые родители пытались у них воспитывать, вовсе не значит, что родители за это в полном ответе.

Кроме усилий родителей, действует громадное количество других факторов - общение их ребёнка вне семьи со сверстниками, другими взрослыми. Нельзя уповать на то, что только от нас, взрослых, зависит, какой личностью станет наш ребёнок.

Да, влияние взрослых огромно, но существует и сам ребёнок, с характерными ему возрастными особенностями, восприятием окружающего мира. «Ребёнок не кусок глины, из которого можно вылепить всё, что захочешь и сможешь. Он – человек, способный ощущать, чувствовать, воспринимать, рассуждать, хотеть, и, опираясь на свой уникальный опыт, вырабатывать собственную точку зрения, и выбирать, как ему вести себя.

Часто родители забывают, что разговор идёт о живом, мыслящем и чувствующем ребёнке, а не о дрессировке домашнего животного.

Ребёнок – не чистый лист бумаги, на котором искусный мастер может нарисовать всё, что захочет…

Каждый ребёнок уникален. Он прежде всего активен. Его поведение в окружающей среде определяется его собственным отношением к ней; зависит от того, как он воспринимает происходящее и какой путь поведения он выбирает.

Формирование личности ребёнка в семье – это обоюдный процесс, в котором родители, воспитывая своих детей, и сами воспитываются. А дети – они скромней – не воспитывают своих родителей (по крайней мере, сознательно не делают этого до подросткового возраста). Дети выбирают свой путь в потоке воспитательных воздействий, т.е. с вашей помощью воспитывают себя.

Формирование личности ребёнка в семье

Если вам действительно хочется помочь ребёнку в сложном пути становления:

  1. Поставьте перед собой непростую задачу – узнать, каким он видит окружающий мир, семью, вас, себя;
  2. Чаще смотрите на происходящее глазами ребёнка. Но это не то же самое, что поставить себя на место ребёнка (хотя это тоже неплохо). Но это не означает, что вы должны, во что бы то ни стало выспросить у ребёнка, что он думает, чувствует. Посмотреть на семью глазами ребёнка – значит воссоздать субъективное видение и чувствование ребёнка.
  3. Способность понять другого человека у разных людей выражена неодинаково. Одни родители просто «чувствуют» своего ребёнка и интуитивно принимают правильное решение, как вести себя по отношению к сыну или дочке. Я удивляюсь и восхищаюсь ими.
  4. Его хорошее или плохое поведение не навык, который надо поощрять или пресечь, а личностное отношение. Это поведение имеет для него (ребёнка) определённый смысл, который не всегда может быть очевиден со стороны, но именно отношения, а не внешние обстоятельства определяют его поведение, формируют его личность. Ребёнок во многом сам определяет, каким ему быть.

Видим ли мы то же так же?

Мир не одинаков для каждого из нас. Тем более для взрослых и детей. Они не одинаково воспринимают окружающее. Но обращаете ли вы на это внимание? Часто не замечаем или, снисходительно улыбаясь, относимся к высказываниям детей, видя в них милые глупости или случайные сочетания несочетаемого. Тем не менее, за этими высказываниями скрывается уникальное, другое, детское понимание мира.

Разобраться в ребёнке, в причинах его поведения можно, только поняв, как он воспринимает.

Когда появляется первый ребёнок, часто родители недостаточно готовы. Появляется чувство тревожности, неуверенности. Потом это проходит, но в некоторых семьях воспитание первого, а порой и единственного ребёнка продолжается под знаком риска, переживания, неуверенности. Из-за этого требования родителей бывают то слишком жёсткими, категоричными, то меняются на противоположные.

Непоследовательность родителей – одна из причин того, что в дальнейшем родителей дети воспринимают как людей непостоянных, чьё поведение трудно предвидеть.

Категория: Всем учителям
09.05.2018 17:43


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!