СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Воспитательная работа должна быть направлена
на создание такой семейной среды,
которая бы способствовала формированию
доброжелательного, доверчивого отношения к людям и к себе,
а не каких-то поверхностных черт личности ребёнка».
Г.Т. Хоментаускас
«Семья глазами ребёнка»
Изд. «Педагогика», 1989.
«Воспитание» - нужно понимать как слово, имеющее отношение к развитию человека. Чтобы проникнуться импульсом к воспитанию детей, родители сами должны осознавать возможность и необходимость своего внутреннего роста. С этого и начинается настоящее воспитание родителей. Это никак не означает унижение роли родителей или опёку над ними. Термин «воспитание» наполнится положительным содержанием тогда, когда будет связан с развитием личности каждого из родителей, а через них – и их детей. Воспитание – это рост личности человека.
«Воспитание родителей» - международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей, родительских функций. Это не унижение и не подчинение!
Мысль о том, что родителей нужно учить воспитывать своих детей, осознавалась ещё в глубокой древности. Такие мыслители, как Лютер, Ян Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоции говорили о том, как много в воспитании детей зависит от родителей. Консультации сейчас необходимы не только родителям детей неблагополучных семей или группы риска, но и благополучным семьям. Они помогают находить им правильные приёмы воспитания.
Семья глазами ребёнка
Все мы желаем своим детям лучшего. Но желать, оказывается, мало. «Необходимо понимать происходящее в семье, уметь посмотреть на семью и себя глазами ребёнка» (автор).
В книге Хоментаускас (доцента Вильнюсского государственного педагогического института, кандидата психологических наук) мы найдём малозаметные, но очень важные аспекты развития личности детей.
Основные опорные точки:
Мир семьи разнообразен, многолик. Он даёт родителям возможность почувствовать полноту и прелести человеческой жизни, осмыслить её, продлить своё бытиё в детях.
Однако, семейная жизнь – не развлекательная прогулка, не бывает семей без трудностей, проблем. Преодолевая их, человек совершенствует свою личность, улучшает свои отношения с близкими людьми. Не всегда это просто, легко, скорее наоборот…
Ребёнок – воспитатель себя
Каждый из нас был неоднократно слушателем следующего монолога одного из взрослых членов семьи: «Почему именно в нашей семье растёт такой (далее идёт перечень отрицательных черт характера) ребёнок? Ведь никто из нас – ни я, ни отец (мать), ни дедушка (бабушка) не были такими. Наоборот! Мы всегда были (далее идёт перечень преимущественно положительных качеств личности) людьми. И любили мы (его)-(её), и воспитывали как надо… Кто его (её) этому научил?»
А должны ли дети быть такими, как мы? Родители полностью ответственны за воспитание детей? Не существует ли распространённое и существенное искажение реальности?
Касаясь первой родительской позиции, надо прежде всего понимать, что …даже очень отличающиеся друг от друга люди ценны и полезны для общества. И непоседа – путешественник, и общительный рубаха-парень, и задумчивый, замкнутый…- все они чем-то привлекательны, чем-то хороши. Поэтому, отличие ребёнка от кого-то из родителей не означает вовсе его «плохость». Часто оказывает, что те особенности личности ребёнка, которые волновали родителей (независимость, настырность), позднее становятся главными их достоинствами.
Заботясь о будущем своих детей, родители хотят, чтобы дети были носителями всего наилучшего. Видят их имеющими всё то, что в них самих есть хорошего, и без их недостатков.
Часто это приводит к нереальным, а часто завышенным требованиям по отношению к нашим детям и к себе самим, как к воспитателям.
Второе: то, что дети не имеют тех качеств, которые родители пытались у них воспитывать, вовсе не значит, что родители за это в полном ответе.
Кроме усилий родителей, действует громадное количество других факторов - общение их ребёнка вне семьи со сверстниками, другими взрослыми. Нельзя уповать на то, что только от нас, взрослых, зависит, какой личностью станет наш ребёнок.
Да, влияние взрослых огромно, но существует и сам ребёнок, с характерными ему возрастными особенностями, восприятием окружающего мира. «Ребёнок не кусок глины, из которого можно вылепить всё, что захочешь и сможешь. Он – человек, способный ощущать, чувствовать, воспринимать, рассуждать, хотеть, и, опираясь на свой уникальный опыт, вырабатывать собственную точку зрения, и выбирать, как ему вести себя.
Часто родители забывают, что разговор идёт о живом, мыслящем и чувствующем ребёнке, а не о дрессировке домашнего животного.
Ребёнок – не чистый лист бумаги, на котором искусный мастер может нарисовать всё, что захочет…
Каждый ребёнок уникален. Он прежде всего активен. Его поведение в окружающей среде определяется его собственным отношением к ней; зависит от того, как он воспринимает происходящее и какой путь поведения он выбирает.
Формирование личности ребёнка в семье – это обоюдный процесс, в котором родители, воспитывая своих детей, и сами воспитываются. А дети – они скромней – не воспитывают своих родителей (по крайней мере, сознательно не делают этого до подросткового возраста). Дети выбирают свой путь в потоке воспитательных воздействий, т.е. с вашей помощью воспитывают себя.
Формирование личности ребёнка в семье
Если вам действительно хочется помочь ребёнку в сложном пути становления:
Видим ли мы то же так же?
Мир не одинаков для каждого из нас. Тем более для взрослых и детей. Они не одинаково воспринимают окружающее. Но обращаете ли вы на это внимание? Часто не замечаем или, снисходительно улыбаясь, относимся к высказываниям детей, видя в них милые глупости или случайные сочетания несочетаемого. Тем не менее, за этими высказываниями скрывается уникальное, другое, детское понимание мира.
Разобраться в ребёнке, в причинах его поведения можно, только поняв, как он воспринимает.
Когда появляется первый ребёнок, часто родители недостаточно готовы. Появляется чувство тревожности, неуверенности. Потом это проходит, но в некоторых семьях воспитание первого, а порой и единственного ребёнка продолжается под знаком риска, переживания, неуверенности. Из-за этого требования родителей бывают то слишком жёсткими, категоричными, то меняются на противоположные.
Непоследовательность родителей – одна из причин того, что в дальнейшем родителей дети воспринимают как людей непостоянных, чьё поведение трудно предвидеть.
© 2018, Волкова Ольга Александровна 406