СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Защитное, агрессивное поведение характерно учителей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Защитное, агрессивное поведение характерно и для учителей. От чего же вынуждены защищаться педагоги? От общего скепсиса учеников - для многих из них процесс познания не является ценностью. Они скучают на уроках, они не знают, куда деть свою неуемную энергию, что делать с « гормонами».Поэтому их поведение становится неуправляемым. А неуправляемый коллектив подростков очень жесток. Сегодня многие учителя готовы с радостью работать под контролем видеокамер, которые они рассматривают, как средство защиты своей личности. Не выдерживают злобного, агрессивного поведения некоторых учеников порой даже опытные учителя, не говоря уже о молодых. Что же делать учителю? Учиться! Учиться способам коррекции агрессивного поведения. Не требует вмешательства с нашей стороны неопасная агрессивная реакция школьника. Это может быть просто шалость. Как вести себя в подобных ситуациях? В первую очередь, дайте ребенку возможность успокоиться. Чаще всего не сдерживаясь, мы допускаем ошибки, лишь усиливающие напряжение и агрессию: повышаем голос, переходим на угрожающие интонации, негодуем,; демонстрируем свою власть над учеником( « Учитель все еще Я», и т.д). и что совсем недопустимо- допускаем оскорбление личности ребенка, его близких или друзей, используя насильственные приемы.

Практика показывает, что отдельные из этих реакций (например, повышение голоса) могут остановить агрессивного ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого принесет куда больше вреда, чем само агрессивное поведение. Общаясь с учеником, будем помнить о том, что снизить степень агрессии можно с помощью таких разнообразных приемов:

« Ты ведешь себя агрессивно»;

« Ты злишься? « Ты обижен ?»);

« Ты хочешь меня обидеть? « Ты хочешь продемонстрировать силу?» );

«Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне».

Аппелировать к правилам « Мы же с тобой договаривались!».)

Общаясь с агрессивно настроенным учеником, очень полезно продемонстрировать такие качества: заинтересованность, доброжелательность, твердость. Мы можем помочь ученикам общаться с нами приемлемым способом, нами приемлемым способом, если наше отношение к ним будет строиться на принципах принятия, внимания, уважения.

Чтобы не стать источником провокации агрессивных реакций ребенка, будем стараться совершенствовать культуру педагогического общения, помня при зтом о необходимости соблюдать принцип « Не навреди!». И культивировать в себе такие правила общения: не высмеивать публично промахи и ошибки детей; не разрушать их веру в добрые дела и поступки ; отказаться от постоянных упреков; не провоцировать проявление агрессии и вражды; не убивать у своих учеников веру в свои силы и способности. А главное - не допускать несправедливости, нетерпимого отношения к чужой беде и инакомыслию.

Освободиться от состояния агрессии нам поможет осмысление собственного недовольства, неприятия, обиды, пересмотр отношения и поведение, мы восстанавливаем свое естественное позитивное восприятие. В напряженной ситуации спросим себя: « Что меня раздражает в человеке, в ситуации? Что я не могу принять? На каком основании я считаю себя более знающим, разумным, опытным?. Меняя свой взгляд на человека или ситуацию, которые «задевают, мы приходим к пониманию причин противостояния с ними. Конечно, очень сложно сдержать сильные отрицательные эмоции при агрессивном поведении ребенка. Но стоит подумать о том, что состоянии агрессии пройдя пик напряжения и не найдя выхода в действиях, начнет достаточно быстро спадать, давая место ощущению свободы, пониманию и благодарности за освобождение от такого тяжелого груза. В тоже время, когда учитель управляет своими отрицательными эмоциями, контролирует возникновение агрессии, не давая ему проявиться ни в какой форме, он тем самым не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует образец взаимодействия с агрессивным человеком.

Учитывая всю сложность и многогранность проблемы агрессивного поведения личности, учитель не может оставаться один на один со своей проблемой. Ему нужна психологическая и педагогическая поддержка образовательного учреждения, и прежде всего- руководителей школы, что поможет укрепить надежду на позитивные изменения в жизни, почувствовать свою значимость. Здесь стоит вспомнить народную мудрость, выраженную в притче.

«Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли. Стояла такая тишина, что было слышно, как они, потрескивая, разговаривают.

Первая сказала: «Я - Спокойствие. К сожалению, люди не умеют меня хранить. Думаю, мне не остается ничего другого, как погаснуть! И огонек этой свечи погас.

Вторая чуть слышно промолвила: « Я- Вера… К сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слышать обо мне, поэтому и нет смысла гореть дальше». Едва она замолчала, подул легкий ветерок и загасил свечу.

Третья свеча опечалилась: « Я- Любовь… У меня больше нет сил поддержать свой огонек. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят даже тех, кто их любит больше всего- своих близких».Сказала и тихо погасла.

Вдруг в комнату вошел ребенок и, увидев три потухшие свечи, испуганно закричал:

_ Что Вы делаете! Вы должны гореть- я боюсь темноты! – плакал он.

Четвертая свеча произнесла: « Не бойся, мальчик, и не плачь. Пока я горю, всегда можно зажечь и другие свечи. Ведь я -Надежда !.».

Учитель для ребенка- это своеобразная надежда: мудрец, творец, эксперементатор, профессионал, яркая личность. Очень хочется надеяться и верить, что в скором будущем в нашей стране он станет специалистом престижной в обществе профессии. А сегодня, если мы своим агрессивным поведением не хотим вырастить бездушное и еще агрессивное поколение, « учитесь властвовать собой». Несмотря ни на что, искать в жизни позитив, чаще обращаться к традициям отечественной гуманной педагогики. Она поможет нам бережно обращаться с детьми, не допуская насилия ни в каких его проявлениях. И тогда из школы наверняка исчезнет пространство отчуждения учителя и учеников. И школа станет созидательным пространством доверия…

14.05.2024 12:32


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!