СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

10 класс. 7.04.24. Домашняя работа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Решите тест

Просмотр содержимого документа
«10 класс. 7.04.24. Домашняя работа»

1.  Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 

1)  экспЕрт

2)  свЁкла

3)  лекторОв

4)  повторИт

5)  бантЫ

2.  Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Запишите это слово.

Стоит отметить, что некоторые горячие гейзеры фонтанируют каждые двадцать минут, а есть и такие извержения, которые надо ждать часами.

3.  В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 

наиболее ОТВЕТСТВЕННЫЙ

СЕМИСОТ семидесяти экземпляров

потеряла ТУФЕЛЬ

голос УМОЛК

много СПЛЕТЕН

4.  Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А)  неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б)  ошибка в построении предложения с однородными членами

В)  нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г)  нарушение в построении сложноподчинённого предложения

Д)  нарушение в построении предложения с причастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)  Стоять на полу было нельзя, потому что холодный сквознячок дул из-под двери, коварно обходя уложенный на его пути валик из старого одеяла, и мог остудить мои ноги.

2)  В комнате пахло сыростью, царили мрак и тишина, которая была расположена в самом конце узкого коридора, по стенам были развешаны вырезки из старых «Ведомостей».

3)  Жалея об упущенных возможностях, не будем всё же забывать о том, что индивидуальные характеристики, которые представлены в книге, дали материал для чрезвычайно важных выводов.

4)  В этом горном краю камней было много, но каждый из них как-то сам по себе устроился на подходящему для того месте, кроме одного, самого угрожающе огромного.

5)  Для выколотки объёмных изделий мастера использовали не только молотки с различной формой бойков, но и специальный опорный инструмент, который выбирался в зависимости от формы обрабатываемого мастером изделия.

6)  Я сидел в мягком кресле, прихлёбывал свежий кофе, вдумчиво читал соглашение о задатке, решительно корректируя и улучшая те пункты, что призваны как гарантировать безопасность моих клиентов, так и мою собственную безопасность.

7)  Делая выбор, мы редко ощущаем необратимость свершившегося факта; мы принимаем множество решений, порой спотыкаемся, иногда сожалеем о чём-то — словом, живём дальше.

8)  В магазине «Хлопковом поле» был прекрасный выбор хлопчатобумажных тканей, а если какой-то ткани не было в наличии, то её всегда можно было заказать.

9)  В этот день баба Шура, вопреки обыкновения, встретила меня молча — она почти не взглянула на нас, когда мы с моим лабрадором вошли в парадную.

5.  Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.  

1)   пл..чо, шп..онаж, в..стибюль

2)  распроп..гандировать, апл..дировать, зап..стись (провизией)

3)  сл..жение (чисел), арист..крат, к..ндуктор

4)  непозв..лительно, выск..чка, пл..вчиха

5)  пол..гать, выр..щенный, л..донь

6.  Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 

1)  вз..браться (наверх), от..мстить, (помнить о делах) пр..отцов

2)  ра..пределить, пере..дать (экзамен), ра..крошить

3)  пр..кратить, пр..образовать, пр..возмочь

4)  дез..нфекция, об..грать, без..мянный

5)  ад..ютант, сверх..яркий, об..езд

7.  Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 

1)  потреб..вать, выклад..вать

2)  преусп..вать, эмал..вый

3)  раскрепощ..нность, ноч..вка

4)  (хрустальный) графинч..к, пружин..стое кресло

5)  изворотл..вый (торговец), выздоравл..вая

8.  Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 

1)  све́́р..вшие (часы), вылет..шь (вовремя)

2)  (дети) переч..т (родителям), каж..щееся (сходство)

3)  уменьш..нный, зате..м (праздник)

4)  (вы) вид..те, немысл..мый

5)  ла..щий (пёс), рассе..нный (человек)

9.  Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов. 

1)  Молодые листья лучше не обрабатывать вообще, а обработку всего растения проводить (НЕ)ЧАЩЕ одного раза в месяц.

2)  В (НЕ)ОКОНЧЕННОЙ юношеской «Повести» М. Ю. Лермонтова описывается детство Саши Арбенина, двойника самого автора.

3)  Мы так и остались в (НЕ)ДОУМЕНИИ, когда странный гость внезапно удалился.

4)  Только летним утром ощущаешь, что всё дышит запахом ещё (НЕ)КОШЕННОЙ травы.

5)  Татьяна отреагировала на свежие новости (НЕ)РАДОСТНО, как рассчитывали мы, а с грустью и тоской.

10.  Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся через ДЕФИС. Запишите номера ответов.

1)  Он трагически покинул нас в неравной схватке с гигантским богомолом, пытаясь спасти мир (ВИДЕО)ИГР от (ПСЕВДО)ИНОПЛАНЕТЯН.

2)  Мама, одетая (ПО)ДОМАШНЕМУ, готовила обед и слушала (АУДИО)КНИГУ, включив громкость на максимум.

3)  Можно с уверенностью сказать, что стать (ВЕБ)ДИЗАЙНЕРОМ ДОВОЛЬНО(ТАКИ) несложно, главное  — иметь желание и серьёзную мотивацию.

4)  Настроение было (ПО)НОВОГОДНЕМУ праздничное, и Маша надела длинное (ИЗУМРУДНО)ЗЕЛЁНОЕ платье.

5)  — Это (ЧЕРЕС)ЧУР жестоко...  — еле слышно вылетело (ИЗ)ПОД капюшона.

11.  Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. 

1)  Ольга молча смотрела на Виктора (В)УПОР, БУД(ТО) ждала чего-то.

2)  ЧТО(БЫ) справиться с наваливавшейся дремотой, Егор походил по комнате, сделал несколько приседаний  — всё (БЕЗ)ТОЛКУ.

3)  (В)СЛЕДСТВИЕ засухи трава высохла, что (В)ПОСЛЕДСТВИИ привело к многочисленным пожарам.

4)  Матвей продолжил обучение (ЗА)ГРАНИЦЕЙ, но после получения диплома ВСЁ(ЖЕ) вернулся в родной город.

5)  Сидя на берегу моря, мы увидели (В)ДАЛИ что-то (В)РОДЕ плота с синим парусом.

12.  Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1)  В ТОТ(ЖЕ) день, когда Базаров в саду объяснял Аркадию, (ПО)ЧЕМУ не принялись молодые дубки, он познакомился с Фенечкой.

2)  Но мне ТАК(ЖЕ) кажется, что Лежнёв не стал бы говорить (ПО)ПУСТУ, не взвесив то, что говорит.

3)   Я ТО(ЖЕ) опустил руку в воду, ЧТО(БЫ) узнать направление течения.

4)  Мы (ПО)ДОЛГУ сидели на берегу (В)ОБНИМКУ, молчали и слушали прибой.

5)  Перед выездом Олег решил ВСЁ(ТАКИ) сообщить родителям о своём скором прибытии, дабы не застать их (В)РАСПЛОХ.

13.  Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО

1)  (В)НАЧАЛЕ я не признал в человеке в ватнике (В)МЕСТО пальто, в резиновых сапогах, поношенной стариковской ушанке писателя, которого ставил не ниже Бунина.

2)  Тётка играла главную роль, ходила по сцене в национальном костюме, в головном уборе (НА)ПОДОБИЕ кокошника и то ли пела, то ли декламировала (НА)РАСПЕВ.

3)  Михайлов тут же идёт (НА)ПОПЯТНУЮ, но в ТО(ЖЕ) время хитро улыбается.

4)  Не понимаю, зачем я заставляла себя проводить столько времени с самыми никчёмными людишками, словно наказывая себя за то, (ОТ)ЧЕГО уже (И)ТАК пострадала.

5)  (НА)КОНЕЦ мне пришло в голову броситься в воду со скалы, чтобы глубже нырнуть (ЗА)СЧЁТ инерции прыжка.

14.   Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1)  (В)СКОРЕ наша лодка вышла на самую середину реки; когда за изгибом показался хуторок, одна из сидящих в лодке женщин склонила голову (НА)БОК и тихо запела.

2)  Он ЧУТЬ(ЛИ) не спал с экземпляром своего сборника, смотрел на всех (С)ВЫСОКА.

3)  На подносах лежали камни (НА)ПОДОБИЕ кирпичей с золотыми вензелями императора и его супруги, а ТАК(ЖЕ) монеты нового чекана.

4)  Двигаясь как бы (НА)ОЩУПЬ, Андрей Николаевич вошёл в большую комнату, (ДО)ВЕРХУ уставленную стеллажами и полками с книгами.

5)  (В)СЛЕДСТВИЕ нехватки времени на подготовку к подробному ответу он выбрал тему (ПО)ПРОЩЕ.

15.  Укажите цифры, на месте которых пишется Н. 

Модель нового дворца была доставле(1)а в Петербург, одобре(2)а императрицей, после чего торжестве(3)о прошла церемония закладки первого камня.

16.  Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 

1)  Улетающие журавли родили в сердце Берга обиду: они, как предатели, покидали этот чудесный край.

2)  Слова бойцов, которые Берг вспомнил, находясь на озере, побудили его написать пейзаж.

3)  Сын лесника Ваня Зотов помог Бергу: перевёз его на дальний берег озера.

4)  Сентябрьская природа поразила Берга, вдохновила на создание первого в его жизни пейзажа.

5)  Отправляясь к другу Ярцеву, Берг взял с собой масляные краски и акварель.

(1)Когда при Берге произносили слово «родина», он усмехался. (2)Не замечал красоты природы вокруг, не понимал, когда бойцы говорили: «(3)Вот отобьём родную землю и напоим коней из родной реки».

- (4)Трепотня! - мрачно говорил Берг. - (5)У таких, как мы, нет и не может быть родины.

- (6)Эх, Берг, сухарная душа! - с тяжёлым укором отвечали бойцы. - (7)Ты землю не любишь, чудак. (8)А ещё художник!

(9) Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи.

(10) Через несколько лет ранней осенью Берг отправился в муромские леса, на озеро, где проводил лето его друг художник Ярцев, и прожил там около месяца. (11)Он не собирался работать и не взял с собой масляных красок, а привёз только маленькую коробку с акварелью.

(12)Целые дни он лежал на ещё зелёных полянах и рассматривал цветы и травы, собирал ярко-красные ягоды шиповника и пахучий можжевельник, длинную хвою, листья осин, где по лимонному полю были разбросаны чёрные и синие пятна, хрупкие лишаи нежного пепельного оттенка и вянущую гвоздику. (13)Он тщательно разглядывал осенние листья с изнанки, где желтизна была чуть тронута свинцовой изморозью.

(14)На закатах журавлиные стаи с курлыканьем летели над озером на юг, и Ваня Зотов, сын лесника, каждый раз говорил Бергу:

- (15)Кажись, кидают нас птицы, летят к тёплым морям.

(16)Берг впервые почувствовал глупую обиду: журавли показались ему предателями. (17)Они бросали без сожаления этот лесной и торжественный край, полный безымянных озёр, непролазных зарослей, сухой листвы, мерного гула сосен и воздуха, пахнущего смолой и сырыми болотными мхами.

(18)Как-то Берг проснулся со странным чувством. (19)Лёгкие тени ветвей дрожали на чистом полу, а за дверью сияла тихая синева. (20)Слово «сияние» Берг встречал только в книгах поэтов, считал его выспренним и лишённым ясного смысла. (21)Но теперь он понял, как точно это слово передаёт тот особый свет, какой исходит от сентябрьского неба и солнца.

(22)Берг взял краски, бумагу и, не напившись даже чаю, пошёл на озеро. (23)Ваня перевёз его на дальний берег.

(24)Берг торопился. (25)Берг хотел всю силу красок, всё умение своих рук, всё то, что дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть в сотой доле изобразить великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто. (26)Берг работал как одержимый, пел и кричал.

...(27)Через два месяца в дом Берга принесли извещение о выставке, в которой тот должен был участвовать: просили сообщить, сколько своих работ художник выставит на этот раз. (28)Берг сел к столу и быстро написал: «Выставляю только один этюд акварелью, сделанный этим летом, - мой первый пейзаж».

(29)Спустя время Берг сидел и думал. (30)Он хотел проследить, какими неуловимыми путями появилось у него ясное и радостное чувство родины. (31)Оно зрело неделями, годами, десятилетиями, но последний толчок дал лесной край, осень, крики журавлей и Ваня Зотов.

- (32)Эх, Берг, сухарная душа! - вспомнил он слова бойцов.

(33)Бойцы тогда были правы. (34)Берг знал, что теперь он связан со

своей страной не только разумом, но и всем сердцем, как художник, и что любовь к родине сделала его умную, но сухую жизнь тёплой, весёлой и во сто крат более прекрасной, чем раньше.

 

(по К. Г. Паустовскому*) *

 

17.  Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 

1)  В предложениях 1-4 представлено описание.

2)  Предложение 11 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 9.

3)  В предложениях 12-13 содержится описание.

4)  Предложение 21 подтверждает то, о чём говорится в предложении 20.

5)  В предложениях 27-28 содержится повествование. 

18.  Из предложений 18—21 выпишите слово со значением «высокопарный, напыщенный».

19.  Среди предложений 22—27 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

20.«В рассказе "Акварельные краски" К. Г. Паустовский, рассказывая историю художника Берга, в очередной раз убеждает читателя в простых истинах. Чтобы раскрыть тему, автор использует целый ряд средств художественной выразительности. В синтаксисе текста следует отметить (A)_______ (предложения 4, 6, 8) и активное использование (Б)_______ (например, в предложениях 17, 25).

В свою очередь, использование лексических средств, в частности (B)_______ (трепотня в предложении 4, кажись в предложении 15), и такого тропа, как (Г)_______ (тихая синева, сухая жизнь, глупая обида), оживляют повествование, украшают текст». 

Список терминов:

1)  эпитет

2)  антитеза

3)  парцелляция

4)  просторечные слова

5)  ряды однородных членов предложения

6)  восклицательные предложения

7)  сравнение

8)  литота

9)  метонимия




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!