СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

11 класс. 17.04.24 Домашняя работа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Решите тест

Просмотр содержимого документа
«11 класс. 17.04.24 Домашняя работа»

1.  Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 

1)  В новых гостиницах едва ли не главным предметом является письменный стол, который обычно находится в комнате на самом видном месте.

2)  Техника сделала государство и человечество могущественными, но вряд ли сделала могучим просто человека.

3)  Удивительным парадоксом называет автор текста тот факт, что современная техника не совсем выполняет свою главную задачу экономии драгоценного времени человека.

4)  Современный человек, в отличие от Микеланджело или Бальзака, располагает достаточным временем для того, чтобы заняться развитием своих духовных способностей.

5)  Однажды в европейской гостинице рассказчик не обнаружил вообще никакого стола, что свидетельствует, с его точки зрения, об отсутствии потребности письма у современного человека.

(1)Видно, уж прошло то время, когда в письмах содержались целые философские трактаты. (2)Устоишь ли теперь от соблазна, сев за неудобный для писания гостиничный столик, не коситься глазом на телефон, не потянуться к нему рукой, не набрать нужный номер? (3)Поговорив по телефону, отведя душу, смешно садиться за письма.

(4)Кстати, о гостиничных столиках. (5)Не приходилось ли вам замечать, что в старых гостиницах (я не говорю, что они лучше новых во всех других отношениях) едва ли не главным предметом в номере являлся письменный стол? (6)Даже и зелёное сукно, даже и чернильный прибор на столе. (7)Так и видишь, что человек оглядится с дороги, разложит вещи, умоется, сядет к столу, чтобы написать письмо либо записать для себя кое-какие мыслишки. (8)Устроители гостиниц исходили из того, что каждому постояльцу нужно посидеть за письменным столом, что ему свойственно за ним сидеть и что без хорошего стола человеку обойтись трудно.

(9)Исчезновение чернильных приборов понятно и оправдано. (10)Предполагается, что у каждого человека теперь имеется автоматическое перо. (11)Со временем и сами письменные столы становились всё меньше и неприметнее, они превратились вот именно в столики, они отмирают, как у животного вида атрофируется какой-нибудь орган, в котором животное перестало нуждаться. (12)Недавно в одном большом европейском городе, в гостинице, оборудованной по последнему слову техники и моды нашего века, в совершенно модерной, многоэтажной полустеклянной гостинице я огляделся в отведённом мне, кстати сказать, недешёвом номере и вовсе не обнаружил никакого стола. (13)Откидывается от стенки полочка с зеркалом и ящичком явно для дамских туалетных принадлежностей: пудры, кремов, ресничной туши и прочих вещей. (14)Стола же нет как нет. (15)Так и видишь, что люди оглядятся с дороги, разберут вещи и… устроители гостиницы исходили, видимо, из того, что самой нужной, самой привлекательной принадлежностью номера должна быть, увы, кровать.

(16)Да и выберешь ли в современном городе время, чтобы сесть в раздумчивости и некоторое время никуда не спешить, не суетиться и не торопиться душой, посидеть не на краешке стула, а спокойно, основательно, отключившись от всеобщей, всё более завихряющейся, всё более убыстряющейся суеты?

(17)Принято считать, что телеграф, телефон, поезда, автомобили и лайнеры призваны экономить человеку его драгоценное время, высвобождать досуг, который можно употребить для развития своих духовных способностей. (18)Но произошёл удивительный парадокс. (19)Можем ли мы положа руку на сердце сказать, что времени у каждого из нас, пользующегося услугами техники, больше, чем его было у людей дотелефонной, дотелеграфной, доавиационной поры? (20)Да боже мой!

(21)У каждого, кто жил тогда в относительном достатке (а мы все живём теперь в относительном достатке), времени было во много раз больше, хотя каждый тратил тогда на дорогу из города в город неделю, а то и месяц вместо наших двух-трёх часов.

(22)Говорят, не хватало времени Микеланджело или Бальзаку. (23)Но ведь им потому его и не хватало, что в сутках только двадцать четыре часа, а в жизни всего лишь шестьдесят или семьдесят лет. (24)Мы же, дай нам волю, просуетимся и сорок восемь часов в одни сутки, будем порхать как заведённые из города в город, с материка на материк, и всё не выберем часу, чтобы успокоиться и сделать что-нибудь неторопливое, основательное, в духе нормальной человеческой натуры.

(25)Техника сделала могущественными каждое государство и человечество в целом. (26)Но вот вопрос: сделала ли техника более могучим просто человека, одного человека, человека как такового? (27)Могуч был библейский Моисей, выведший свой народ из чужой земли, могуча была Жанна д'Арк из города Орлеана, могучи были Гарибальди и Рафаэль, Спартак и Шекспир, Бетховен и Петефи, Лермонтов и Толстой. (28)Да мало ли… (29)Открыватели новых земель, первые полярные путешественники, великие ваятели, живописцы и поэты, гиганты мысли и духа, подвижники идеи. (30)Можем ли мы сказать, что весь наш технический прогресс сделал человека более могучим именно с этой единственно правильной точки зрения? (31)Конечно, мощные орудия и приспособления… (32)Но ведь и духовное ничтожество, трусишка может дёрнуть за нужный рычажок или нажать нужную кнопку. (33)Пожалуй, трусишка-то и дёрнет в первую очередь.

(По В. А. Солоухину*)

* Владимир Алексеевич Солоухин (1924—1997)  — советский и российский писатель и поэт, представитель «деревенской прозы».

2.  Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 

1)  В предложениях 1–3 представлено повествование.

2)  Предложение 10 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 9.

3)  Предложения 13, 14 раскрывают содержание предложения 12.

4)  Предложение 18 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 17.

5)  В предложениях 30–33 представлено рассуждение.

3.  Из предложений 4–8 выпишите антонимы (антонимическую пару).

4.  Среди предложений 17–21 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью союза. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

5.  «Троп  — (А)__________ («как у животного вида атрофируется какой-нибудь орган, в котором животное перестало нуждаться» в предложении 11)  — позволяет автору текста передать характер изменения отношения людей к письму. Для выражения своего сожаления по поводу происходящих перемен автор использует лексическое средство  — (Б)__________ (в предложении 16). Построить диалог с читателем писателю помогает синтаксическое средство  — (В)__________ (предложения 2, 16, 19, 26, 30). Автор использует различные средства языковой выразительности. Одно из них – лексическое средство  — (Г)__________ («отведя душу» в предложении 3; «положа руку на сердце» в предложении 19)».

 

Список терминов:

1)  метафора

2)  парцелляция

3)  разговорная и просторечная лексика

4)  вопросительные предложения

5)  фразеологизмы

6)  синонимы

7)  сравнение

8)  эпитет

9)  вводные и вставные конструкции

6.  Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов в возрастающем порядке. 

1)  Хорошее, качественное образование  — главное условие жизненного успеха.

2)  Служитель искусства должен осознавать свою высокую ответственность перед людьми.

3)  Современные подростки зачастую верят рассказам о детстве любимых артистов.

4)  Многие «звёзды» эстрады скромно умалчивают о фактах своих школьных неудач.

5)  В современном мире путь на сцену открыт лишь людям бездарным.

(1)Почему-то многие современные эстрадные «звёзды» с особенным удовольствием говорят о том, как плохо они учились в школе. (2)Кому-то объявляли выговоры за хулиганство, кого-то оставляли на второй год, кто-то доводил педагогов до обморочного состояния своими умопомрачительными причёсками... (3)Можно по-разному относиться к подобным откровениям наших «звёзд»: одних эти рассказы об озорном детстве приводят в умиление, другие начинают ворчливо сетовать на то, что сегодня путь на сцену открыт только бездарям и невеждам.

 

(4)Но больше всего беспокоит реакция подростков. (5)У них возникает стойкое убеждение, что наиболее короткий путь к известности пролегает через детскую комнату милиции. (6)Они-то всё принимают за чистую монету. (7)Они далеко не всегда понимают, что рассказы о «безбашенном» детстве, когда будущая «звезда» поражала всех окружающих своим экзотическим своеобразием,  — это всего лишь сценическая легенда, что-то вроде концертного костюма, который отличает артиста от обычного человека. (8)Подросток не просто воспринимает информацию, он её активным образом преобразовывает. (9)Эта информация становится основой для его жизненной программы, для выработки путей и способов достижения цели. (10)Вот почему человек, который что-то вещает на многомиллионную аудиторию, должен обладать высоким чувством ответственности.

 

(11)На самом ли деле он выражает свои мысли или бессознательно продолжает сценическую игру и говорит то, чего от него ждут поклонники? (12)Посмотрите: я «свой», такой же, как все. (13)Отсюда и иронично-снисходительное отношение к образованности, и кокетливое ёрничанье: «Ученье  — свет, а неученье  — приятный полумрак», и надменное самолюбование. (14)Но вот передача закончилась. (15)Что осталось в душе тех, кто слушал артиста? (16)Какие семена он посеял в доверчивых сердцах? (17)Кого он сделал лучше? (18)Кого он направил на путь творческого созидания? (19)Когда одному известному ди-джею молоденькая журналистка задала эти вопросы, он просто фыркнул: да идите вы, я совсем не для этого... (20)И в этом недоуменном возмущении «поп-звезды» проявляется её гражданская незрелость, её человеческая «недообразованность». (21)А человек, который ещё не построил себя как личность, не осознал своей миссии в обществе, становится покорным слугой толпы, её вкусов и потребностей. (22)Он, может быть, и умеет петь, но не знает, для чего поёт.

 

(23)Если искусство не зовёт к свету, если оно, хихикая и лукаво подмигивая, тащит человека в «приятный полумрак», если оно ядовитой кислотой иронии уничтожает незыблемые ценности, тогда возникает резонный вопрос: а нужно ли такое «искусство» обществу, достойно ли оно того, чтобы стать частью национальной культуры?

(По И. Гонцову*)  

7.  Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов в порядке возрастания. 

1)  В предложениях 8-10 представлено рассуждение.

2)  23 предложение содержит эмоционально-оценочное суждение автора по поводу того, что высказывается в 1-2 предложениях текста.

3)  Предложение 5 объясняет содержание предложения 4.

4)  В предложениях 16-18 представлено повествование.

5)  Преобладающий тип в тексте—повествование.

8.  Из предложения 6 выпишите фразеологизм.

 

9.  Среди предложений 11—22 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

10.  «Строки текста свидетельствуют об искренней обеспокоенности автора поставленной проблемой. И яркое тому доказательство  — употребление таких лексических средств выразительности, как (А)_____ («бездарям и невеждам»), (Б)_____ («недообразованность» в предложении 20). Взволнованность И. Гонцова перерастает в неподдельную тревогу во второй части текста, где использованы такое синтаксическое средство выразительности, как (В)_____ (предложения 15—18), и такой троп, как (Г)_____ («кислотой иронии уничтожает незыблемые ценности» в предложении 23)».

 

Список терминов:

1)  развёрнутая метафора

2)  диалектизм

3)  риторическое обращение

4)  термины

5)  литота

6)  индивидуально-авторское слово

7)  ряд однородных членов

8)  вопросительные предложения

9)  эмоционально-оценочные слова

 

11.  Какие утверждения не соответствуют содержанию текста?

 

1)  Савушкин каждое утро ходил в лес в поисках антилопы.

2)  Савушкин увидел антилопу с детёнышем и не стал в неё стрелять.

3)  Дочка Савушкина была больна.

4)  Пастух Гришка собирался охотиться на антилопу и исходил всю лощину в её поисках.

5)  Отец накрыл голову дочери покрывалом, чтобы не пекло солнце.

(1)Вечером молодой пастух Гришка Ефимов, которого за большие хрящеватые уши, торчащие в разные стороны, будто остренькие рожки, называли Чертёнком, пригнал в село табун. (2)Бешено вращая зрачками, он рассказал толпившимся возле гаража мужикам, что видел в степи настоящую антилопу.

 

—(3)Да чего этого Чертёнка слушать: он собаку от курицы не отличает!  — недоверчиво отмахивались от него.  — (4)Откуда в наших местах антилопы?

—(5)Да я лично видел! (6)Она в лощине паслась!

—(7)Так, может, это не антилопа, а северный олень или мамонт?!  —вкрадчиво спросил визжащего от обиды Чертёнка дед Кадочников, пряча улыбку в большой окладистой бороде. (8)Смеясь, мужики стали расходиться. (9)Не смеялся только рослый механик Николай Савушкин. (10)Он строго посмотрел на пастуха и тихо спросил его:

—(11)Ты точно антилопу видел?

—(12)Точно! (13)Видел! (14)Мамой клянусь!  — пастух неуклюже перекрестился.  — (15)А зачем тебе, Колёк, антилопа? (16)Лето ведь  — мясо испортится!

—(17)Мне не мясо, мне рога нужны, я из них лекарство сделаю! (18)Дочка у меня сильно хворает, уже третий год.

 

(19)Ранним утром, едва только рассвело, Савушкин взял ружьё и отправился в лощину. (20)Туман тугими лентами покрывал степь, и сквозь белые кружева синели одинокие берёзы, похожие на старинные корабли, застрявшие во льдах. (21)Савушкин исходил всю лощину, пролазил все перелески, но не нашёл следов антилопы. (22)Он знал, что ничего не найдёт. (23)Так уж, видно, суждено. (24)Суждено видеть стеклянные глаза девочки, которая с тоской смотрит куда-то внутрь себя, как будто чувствует, как по её крошечному телу крадётся боль. (25)Боль, похожая на большую чёрную кошку.

 

(26)Нещадно палило полуденное солнце, и воздух, словно горячий жир, стекал густыми струями на землю. (27)Нужно было возвращаться назад. (28)Савушкин спустился с холма и заплакал. (29)По его лицу, мешаясь с потом, текли слёзы и, будто кислота, разъедали кожу... (30)Она молчит, просто смотрит внутрь себя и молчит, потому что знает: никто не поможет. (31)И ты видишь, как твой ребёнок в одиночестве блуждает по бесконечным лабиринтам боли.

 

(32)Вдруг Савушкин замер. (33)В овражке, прорытом вешними водами, стояла антилопа. (34)Совсем близко, под самым носом, шагах в двадцати. (35)Савушкин осторожно снял с плеча ружьё, взвёл курки. (36)Антилопа смотрела на него, но почему-то не убегала.

 

—(37)Стой, стой, миленькая, стой!  — шёпотом уговаривал её Савушкин. (38)Он шагнул влево и увидел рядом с антилопой детёныша. (39)Малыш примостился возле матери, на траве, поджав тонкие ножки, и, сморённый

жарой, устало смотрел куда-то в сторону. (40)Мать стояла возле него, закрывая своим телом от палящего солнца. (41)Прохладная тень, будто фиолетовое покрывало, лежала на сонно вздрагивающей головке детёныша. (42)Савушкин вздохнул и попятился назад...

 

(43)Солнце жгло прокалённую землю. (44)Дочка сидела на крыльце и ела землянику, которую он нарвал в овраге перед самым селом.

 

—(45)Вкусно, миленькая?

—(46)Вкусно!

 

(47)Савушкин наклонился и погладил её мягкие волосы. (48)На голову ребёнка, будто фиолетовое покрывало, легла прохладная тень.

(По А. Владимирову*)

* Александр Павлович Владимиров  — современный писатель-прозаик.

Источник текста: ЕГЭ 2013, Сибирь, вариант 8.

12.  Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? 

1)  В предложениях 1−2 представлено рассуждение.

2)  Предложение 18 объясняет содержание предложения 17.

3)  В предложении 20 содержится описание.

4)  В предложениях 38−40 содержится объяснение того, о чём говорится в предложении 36.

5)  В предложении 24 представлено повествование.

13.  Из предложения 34 выпишите фразеологизм

14.  Среди предложений 27−35 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

15.  «Автор, рассказывая историю своего героя, использует разнообразные средства выразительности, которые усиливают эмоциональное воздействие на читателя. Это приём  — (А)_____ (в предложениях 23—24, 24—25), а также тропы: (Б)_____ («будто фиолетовое покрывало» в предложениях 41, 48), (В)_____ («стеклянные глаза» в предложении 24) и (Г)_____ («по лабиринтам боли» в предложении 31)».

 

Список терминов:

1)  антитеза

2)  метафора

3)  сравнение

4)  анафора

5)  ряд однородных членов

6)  лексический повтор

7)  риторический вопрос

8)  риторическое восклицание

9)  эпитет



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!