СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

11 класс, 3.05. 24 Домашняя работа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

РЕШИТЕ тест

Просмотр содержимого документа
«11 класс, 3.05. 24 Домашняя работа»

1.  Самостоятельно подберите относительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в последнем абзаце текста. Запишите это местоимение.

Прочитайте текст и выполните задание.

Севастополь лежал в красноватой дымке, позолотевшей от солнца.

Свежий морской день, созданный из лёгкого холода и лёгкой синевы, был прекрасным. Но ещё более прекрасным, любимым и незаслуженно покидаемым показался мне Севастополь, когда над его бухтами, онемевшими от безветрия, раздался требовательный гудок теплохода «Пестель». Он как бы разбил на сотни осколков застоявшуюся тишину. И осколки эти, звеня, полетели вдоль туманно-синих прибрежий, чтобы упасть с последним жалобным звоном у мыса Айя, у Ласпи, у Фороса и Карадага  — у всех мысов и накатанных пляжей ещё не пробуждённой, но всегда волшебной Тавриды.

В день отъезда Севастополь предстал передо мной величественным, простым, полным сознания своей доблести и красоты, предстал русским Акрополем  — одним из лучших городов на нашей земле.

Севастополь! Я был в нём в детстве, потом во время Первой мировой войны и вот сейчас, в пору голода и опустошения войны Гражданской. Каждый раз он являлся передо мной совершенно новым, непохожим на прежний.

Я долго смотрел с кормы вслед Севастополю и загадывал, увижу этот город ещё через недолгое время. В том, что увижу его, я был уверен.

И действительно, я потом приезжал в него много раз, жил в нём и полюбил его как свою вторую родину.

(По К. Г. Паустовскому)

2.В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

 

1)  СВЕЖИЙ. Отчётливо и ясно сохранившийся в памяти, не забытый. События, воспоминания свежи в памяти, в душе, в сердце.

2)  ЛЁГКИЙ. Небольшой (по силе, крепости); малозаметный. Л. запах. Лёгкое вино. Лёгкое прикосновение (мягкое, осторожное). Лёгкая усмешка.

3)  СОЗНАНИЕ. Ясное понимание, осознание чего-л., мысль, чувство, ощущение чего-л. С. своей правоты. С. долга. С. необходимости, невозможности, важности чего-л. Он ушёл с сознанием, что сделал доброе дело.

4)  ЗЕМЛЯ. Страна, государство, а также вообще какая-н. большая территория Земли (высок.). Родная з., русская з., чужие земли.

5)  ЯВЛЯТЬСЯ. Быть кем-, чем-л., представлять собой кого-, что-л. Она являлась хозяйкой дома. Хирургическая операция является печальной необходимостью. Он является членом учёного совета.

3.  Укажите все варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов. 

1)  Текст написан в научном стиле и даёт читателям представление об истории Севастополя.

2)  Восхищение автора Севастополем передают использованные в тексте эпитеты («свежий морской день», «лёгкой синевы»), олицетворения («бухтами, онемевшими от безветрия»).

3)  Текст отличают предельная смысловая точность, отсутствие образности и подчёркнутая логичность, заключающаяся в чёткой структуре текста: вступление, содержащее тезис (1-й абзац); основная часть, иллюстрирующая тезис (начиная со 2-го абзаца), и вывод (начиная с вводной конструкции «и действительно»).

4)  Стремление автора выразить своё отношение к Севастополю заметно благодаря синтаксическим конструкциям, несущим эмоционально-оценочную нагрузку: восклицательным предложениям (Севастополь!), рядам однородных членов предложения (предстал передо мной величественным, простым, полным сознания своей доблести и красоты).

5)  Однородные члены предложения «совершенно новым, непохожим на прежний» подчёркивают отличие детских воспоминаний автора о Севастополе от воспоминаний в годы Первой мировой войны и в годы Гражданской войны.

4.  Самостоятельно подберите ограничительно-выделительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска в первом (1) абзаце текста. Запишите эту частицу.

Прочитайте текст и выполните задания 1−3.

Как и всё в Сибири  — человек, земля, климат,  — сибирская природа не может быть всюду на одно лицо. Представьте только расстояния, о которых пришлось бы говорить, чтобы выразить их общим понятием. И зимой всё в ней из конца в конец оцепеневает в одной тяжёлой недоступной думе. Оголённо и стыло лежат белые равнины, успокоенно, как оставленные пограничные преграды, выступают из снегов и склоняются под снегами горы, дремлет в набрякшем морозном узоре тайга, закрываются льдом озёра и реки. Всё обращено внутрь себя, всё заворожено одной исполинской охранной силой. В эту пору хорошо понимаешь, откуда в прошлом могли возникнуть легенды не только о засыпающих на зиму людях, но и о замерзающих в воздухе, не долетевших до слуха словах, которые с весенним теплом способны оттаивать и звучать сами по себе, вдали от сказавшего их человека. В Сибири легко поддаться такому настроению.

Весна у нас  — это ещё не весна, как её принято всюду понимать, а добрых два месяца только раскачивание зимы: тепло  — мороз, тепло  — мороз, пока не свернёт наконец на устойчивое тепло. И тогда торопится оттаять и расцвести, распуститься и зазеленеть всё вокруг наперегонки. В северных широтах это похоже на выстреливание лета: ещё вчера было разорно и голо, ещё только приготовлялось к переменам, а сегодня уже завыглядывало отовсюду дружной всхожестью, завтра  — загорится полным летним заревом. И заполыхает красотой яркой и отчаянной, неспособной на оглядку: как медлительна зима, так торопливо лето. Только-только начало августа, а уж оно на свороте, и заходит в него по-свойски, как домой к себе, осень. С тем и живёт лето: с одной стороны поджимает холодная весна, с другой  — осень.

(По В. Г. Распутину)

5.  В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. 

1)  ПРИРОДА. перен., чего. Основное свойство, сущность (книжн.). П. социальных отношений. Вирусная п. заболевания.

2)  ЛЕГЕНДА. Вымышленные сведения о себе у того, кто выполняет секретное задание (спец.). Л. резидента.

3)  ЗВУЧАТЬ. Издавать, производить звуки. Струны звучат глухо.

4)  ТЕПЛО. перен. Сердечное, доброе отношение, отрадное чувство. Т. дружбы. Душевное т. Окружить гостя теплом.

5)  НАЧАЛО. Первый момент или первые моменты какого-нибудь действия, явления. Н. работы. Н. учебного года.

6.  Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов. 

1)  Для выражения своей позиции автор не использует формы первого лица единственного числа, заменяя их на обобщённо-личные (понимаешь) и безличные (легко поддаться) конструкции в соответствии с требованиями научного стиля.

2)  Композиция текста определяется противопоставлением частей, посвящённых описанию времён года.

3)  Текст адресован массовой аудитории, о чём говорит отказ от узкоспециализированной терминологии и использование общеупотребительной лексики с вкраплениями разговорных слов (наперегонки, по-свойски, поджимает).

4)  В тексте преобладают простые предложения, осложнённые обособленными определениями (неспособной на оглядку) и обстоятельствами (как её принято всюду понимать).

5)  Главной климатической особенностью Сибири автор считает суровую, но недолгую зиму, сменяющуюся буйным и «торопливым» летом.

7.  Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите это местоимение.

Прочитайте текст и выполните задание.

Вы идёте в парк, чтобы отдохнуть  — без сопротивления отдаться впечатлениям, подышать чистым воздухом с его ароматом весны или осени, цветов и трав. Парк окружает вас со всех сторон. Вы и парк обращены друг к другу, парк открывает вам все новые виды: поляны, боскеты, аллеи, перспективы,  — и вы, гуляя, только облегчаете парку его показ самого себя. Вас окружает тишина, и в тишине с особой остротой возникает шум весенней листвы вдали или шуршание опавших весенних листьев под ногами. Слышится пение птиц или лёгкий треск сучка вблизи, какие-то звуки настигают вас издали и создают особое ощущение пространства и простора. И чувства ваши раскрыты для восприятия впечатлений, и смена этих впечатлений создаёт особую симфонию  — красок, объёмов, звучаний и даже ощущений, которые приносят вам воздух, ветер, туман, роса…

«Но причём тут человек?»  — спросят меня. Ведь это то, что приносит вам природа, то, что вы можете воспринять, с большей силой, в лесу, в горах, на берегу моря, а не только в парке.

Нет, сады и парки  — это тот важный рубеж, на котором объединяются человек и природа. Сады и парки одинаково важны  — и в городе, и за пределами города. Не случайно так много чудеснейших парков в родном нашем Подмосковье. Нет ничего более захватывающего, увлекающего, волнующего, чем вносить человеческое в природу, а природу торжественно, «за руку» вводить в человеческое общество: смотрите, любуйтесь, радуйтесь.

(По Д. С. Лихачёву)

8.  В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов. 

1)  СОПРОТИВЛЕНИЕ. Физ., техн. Свойство, способность (материалов, сооружений и т. п.), противостоять каким-л. воздействиям, изменениям. Электрическое с. (способность проводника препятствовать движению электрического тока).

2)  ЧИСТЫЙ. Ничем не заполненный; свободный от чего-л., для чего-л. Ч-ое небо (безоблачное или мирное). Ч. лист бумаги

3)  ОЩУЩЕНИЕ.Состояние, чувство, впечатление, вызванное чем-л. О. счастья. О. обиды, радости, страха. Полагаться на свои ощущения.

4)  ПРОСТОР. Свободное обширное пространство. Безграничные просторы Вселенной. Бескрайний п. полей. Взору открылся неожиданный степной п. Выйти на морской п. (о судне).

5)  ПРЕДЕЛ. Последняя, крайняя степень чего-л. Последний, крайний п. П. терпению, жестокости. Дойти до предела нищеты. Возмущение дошло до высшего предела. Всему есть п.

9.  Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов. 

1)  Автор рассуждает о значении садов и парков как связующего звена между человеком и природой.

2)  Наряду с общеупотребительной лексикой, отражающей проблематику текста (сады, парки, поляны, человек, природа), используются специальные термины (боскеты, симфония), позволяющие точно и последовательно изложить информацию.

3)  Вопросно-ответная форма изложения позволяет привлечь внимание читателя к проблеме, которая имеет общественный, гуманитарный характер.

4)  Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых ряды однородных членов предложения, сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные предложения.

5)  Текст относится к художественному стилю, поскольку основная задача автора  — эстетическое воздействие на читателя при помощи создания художественных образов.

10.  Самостоятельно подберите наречие со значением усиления отрицания, которое должно стоять на месте пропуска в первом предложении текста. Запишите это наречие.

В попытке классификации молний Араго был […] не первым. Древние римляне, например, делили молнии «по предназначению».

Так, у них были молнии национальные, семейные, индивидуальные.

Кроме того, молнии могли быть предупреждающие, подтверждающие чью-то власть, увещевательные, угрожающие...

Считается, что древние довольно правильно оценивали свойства молнии, в частности, стремление ее двигаться по металлам. «Особую любовь» молнии к металлам заметил в своей «Метрологии» еще Аристотель: «Случалось, что медь щита расплавлялась, а дерево, его покрывающее, оставалось невредимым».

Наставник императора Нерона философ Сенека писал: «Серебро расплавляется, а кошелек, в котором оно заключалось, остается невредимым». Плиний тоже когда-то заметил, что «золото, медь, серебро, заключенные в мешке, могут быть расплавлены молнией, а мешок не сгорит и даже восковая печать не размягчится».

Издавна известны случаи, когда молнией был причинен значительный материальный ущерб.

В декабре 1773 года разрушено в Бретани 24 колокольни.

8 августа 1769 года молния поразила Сен-Назерскую башню в городе Беосчия (Италия), где хранились все пороховые запасы Венецианской республики  — 1030 тонн. Взрыв был ужасен  — башня целиком оказалась в воздухе, раздробленная на тысячи обломков, которые каменным дождем упали на город. Приблизительно шестая часть зданий города была полностью разрушена, остальные были в угрожающем состоянии. Погибло более трех тысяч человек.

Все эти случаи, разумеется, вызваны отсутствием громоотвода. Сейчас такого практически не бывает.

 

Из книги В. П. Карцева «Приключения великих уравнений»

11.  В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.  

1)  ПОПЫТКА. Действие, поступок с целью осуществить что-нибудь, добиться чего-нибудь. Попытка не удалась. Сделать попытку убедить кого-либо.

2)  ВЛАСТЬ. Органы управления какой-либо административной единицы. Власти города приняли решение.

3)  ПЕЧАТЬ. Напечатанные произведения, периодические издания, а также любое издательское дело. Работники печати. Отзывы печати о чем-либо.

4)  СЛУЧАЙ. Подходящее время, обстоятельство. Представился случай. Стихи на случай.

5)   ЧАСТЬ. Доля, отдельная единица, которая подразделяется в целом. Разделять на части. Часть яблока.

12.  Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов. 

1)  Текст рассуждения нацелен на то, чтобы убедить, объяснить, доказать. Для рассуждения характерно активное использование риторических вопросов.

2)  Текст-повествование может быть информативным, ведь он не только рассказывает о событии, но и объяснят его, включает интересные факты.

3)  Отраженные в событии действия иллюстрируют тему текста, логически связаны друг с другом.

4)  Основные стилевые особенности текста: документальная точность (говорится о реальных, а не о вымышленных лицах, событиях), логичность.

5)  В тексте широко используются цитирование, выполняющее функции иллюстрирования приведённых фактов.

13.  Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска в первом предложении текста. Запишите этот предлог.

Взрослому человеку, […] неизбежных обстоятельств, приходится основное время тратить на работу и гораздо меньше  — на учебу, познание мира. Ему чаще приходится обращаться к самому себе, к собственным знаниям или незнаниям, душевному богатству или пустоте. Взрослый более углублен в себя. И горе тому, кто, не найдя в себе ничего, кроме пустоты, начинает таскать то, что взять легко: грошовые переживания, интрижки, мелодрамы, ритм вместо музыки  — мало ли? Этот набор примитивных чувств и культуры делает человека тем, кого мы называем обывателем. Человек страдает от одиночества  — это стало известно не сегодня. Но одиночество все же предпочтительнее, чем суррогат общения. Встречаться с кем попало, болтать ни о чем  — значит бессмысленно проживать свое время! Человеческая жизнь так коротка.

У растущего человека возникает множество «почему?». Разумеется, на эти «почему?» не смогут ответить даже сотни самых умных, талантливых писателей и философов, педагогов и родителей. Ответить немыслимо, но можно научить искусству услышать ответы от самой жизни. Это искусство заключается в том, чтобы растущий, формирующийся человек учился, приобретал собственный, духовный опыт, рожденный его собственным, казалось бы, неприметным существованием, соединять с духовным опытом веков и поколений, запечатленным в философии, литературе и искусстве. Вот именно тогда он будет творческой личностью... Он поймет, что творчество в жизни  — это не только создание неких непреходящих духовных и материальных ценностей, но и самые «обыкновенные» вещи: человеческое общение, любовь, деятельная доброта, самовоспитание.

 

по Е. М. Богату

14.  В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

 

1)  ОБСТОЯТЕЛЬСТВО. Второстепенный член предложения. Подчеркните обстоятельства.

2)  РАБОТА. Служба, занятие, труд на каком-либо предприятии, в каком-либо учреждении. Поступить на работу. Снять с работы.

3)  МИР. Отсутствие боевых действий. Пусть всегда будет мир. Ждём мира.

4)  КУЛЬТУРА. Разводимое растение, а также (спец.) бактерии, выращенные в лаборатории и т. п. Технические культуры. Культура стрептококков.

5)  ИСКУССТВО. Умение, мастерство, знание дела. Искусство шитья.

15.  Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов. 

1)  В тексте используется антитеза как выразительное противопоставление, помогающее усилить эффект воздействия на читателя, обращения его к размышлению над проблемой. Примерами могут стать первое и второе предложения текста: «основное время тратить на работу и гораздо меньше  — на учебу», «душевному богатству или пустоте».

2)  Эмоциональные средства языка сочетаются в тексте со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания.

3)  Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: отглагольные существительные (познание, переживание, общение и др.), глаголы несовершенного вида преобладают над всеми другими глагольными формами.

4)  Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых ряды однородных членов предложения, вводные слова.

5)  Особенностями текста являются официальность, точность, бесстрастность.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!