СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

4 класс Изложение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтобы написать изложение, необходимо определить тему и главную мысль текста.

Просмотр содержимого документа
«4 класс Изложение»

Тема: Изложение повествовательного текста. Упр.273

Цели: совершенствовать умения определять тему текста, тип текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с опорой на план, устанавливать связь между предложениями; развивать речь.

Формируемые УУД: П. - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; 

К. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; 

Р. — составление плана и последовательности действий; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; 

Л.. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, сочувствие и сопереживание. Понимать чувства одноклассников.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Анализ контрольного диктанта.

III. Cообщение темы урока.

IV. Самоопределение к деятельности

Послушайте стихотворение, определите его тему. Постарайтесь догадаться, о чём мы будем писать изложение.

В садике, у оврага,

Люди стоят, судачат:

— Глядите, плачет собака!

— Собака, собака плачет!

Я придвигаюсь ближе,

У глаз по колючей шёрстке

(Собака, а вот поди же!)

От слёз пролегли бороздки.

Смотрит скулящим взглядом,

Ушами поводит тонко.

Катятся слёзы градом,

Частые, как у ребёнка.

Не позабудет, кто видел,

Как рёбра ходят поджаро...

Кто её так обидел?

За что ей такая кара?

Собака нам не расскажет,

Забудется, успокоясь.

Но горе собачье ляжет

Пятном

На людскую совесть.

Л. Татъяничева

-  О чём это стихотворение? (Об отношениях собак и людей.)

-  Какие строки, на ваш взгляд, определяют главную мысль стихотворения? («Но горе собачье ляжет пятном на людскую совесть».)

V. Работа по теме урока

1. Знакомство с текстом, беседа по содержанию

Упр. 273 (с. 141). (Учащиеся самостоятельно читают текст про себя. Затем один ученики с хорошими навыками чтения читают по абзацам выразительно вслух)



- О ком этот рассказ? (О собаке, которую оставили на балконе.)
- Докажите, что это текст. (Предложения в тексте связаны по смыслу.)
- Чего не хватает? (Заголовка.)
- Что отражает заголовок текста?(Главную мысль текста.)
- Как бы вы озаглавили рассказ? (Мой вариант «Помощь друга».) 
- В тексте вы заметили слово «Боксер». В русском языке это слово имеет два значения: 1)спортсмен, занимающийся боксом; 2) порода сильных собак с широкой грудью и короткой шерстью.
- О ком мы будем писать изложение? (О собаке такой породы.) 
- Определите тип текста. Докажите. (Повествовательный. В тексте мы много слов-действий – глаголов.)
Пробегитесь глазками по тексту. 
- Сколько частей в рассказе? (5 частей.)     
- Как вы это определили? (5 абзацев.)
- Что это обозначает? (5 красных строк.)
- Прочитайте первую часть. Сколько в ней предложений? 
- Посмотрите на первое предложение. Что вы можете о нем сказать? (Оно сложное, состоит из двух простых.)
- Как можно озаглавить первую часть? (Собака на балконе. Ожидание.)
- Прочитайте вторую часть. Сколько в ней предложений? 
- Посмотрите на предпоследнее предложение в этой части. Что вы можете о нем сказать?(Однородные сказуемые.)
- Как можно озаглавить вторую часть? (Долгожданная радость.)
- Прочитайте третью часть. Найдите восклицательное предложение. Прочитайте его выразительно. Что оно выражает? (Радость, восторг, счастье.) 
- Какие слова помогают…
- Как озаглавим?(Благодарность в глазах собаки.)
- Прочитайте четвертую часть. Сколько в ней предложений? 
- Что вы можете сказать о втором предложении? (Оно сложное, состоит из двух простых.)
- Как можно озаглавить четвертую часть? (Прогулка.) 
- Прочитайте пятую часть. Сколько в ней предложений? 
- Как можно озаглавить пятую часть? (Возвращение домой)



2. Лексическая работа

—  Что означает выражение не сводит глаз! (Собака смотрела на ворота не отрываясь. Она ждала друга.)

—  Как вы понимаете выражение загорелись радостью? (Пёс был счастлив, это было видно по его глазам.)

—  Что означает слово припасы ? (Продукты, заготовленные заранее, про запас.)

—  Какие слова говорят нам о том, что боксёр был очень голодный? (Ел с жадностью.)

—  Почему автор в третьем предложении повторяет слово ел? (Автор показывает, что пёс ел не отрываясь, был голоден.)

—  Обратите внимание на слова: «Ел и посматривал на Костю». Что значит «посматривал»? (Смотрел периодически, ел и смотрел.)

—  В каком предложении выражена главная мысль этой части? Прочитайте. (Сколько благодарности было в глазах собаки!)

—  Куда отправились друзья после обеда?

—  Каким словом можно заменить местоимение они? (Друзья.)

—  Прочитайте последнее предложение в тексте. Как вы понимаете его смысл?

4. Пересказ текста по плану

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

1. Орфографическая подготовка

При написании изложения будет много трудных слов. Посмотрите на слова, в которые нужно вставить пропущенные орфограммы. 

1 – жильцы,оставили, балкон, (не) сводил;

2 – появился, загорелись, собака,взвизгнул, сарай, переставил, перила;

3 – припасы, голоден, (с) жадностью, благодарность;

4 – похлопал, отправились;

5 – возвратившись, преданность.
- Это ваши слова-помощники. Обращайтесь к ним, когда будете писать изложение.

2. Работа над изложением

Учащиеся самостоятельно готовятся к изложению, затем пишут изложение по плану.

Самопроверка.

VIII. Подведение итогов урока

-  Какие умения мы закрепляли при написании изложения?

-  Какие орфограммы встретились в тексте?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!