СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

9А класс. 7.05.24 Домашняя работа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Решите тест

Просмотр содержимого документа
«9А класс. 7.05.24 Домашняя работа»

2.  Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1)  стоят основные задачи (предложение 1)

2)  соответственно (предложение 2)

3)  закономерно (предложение 3)

4)  это важно (предложение 4)

5)  произведение пишут (предложение 5)

(1)В научной деятельности перед человеком стоят две основные задачи: добыть новое знание о мире и сделать это знание достоянием общества. (2)Соответственно, выделяются и два этапа в научной деятельности человека: этап совершения открытия и этап оформления открытия, когда возникает необходимость в речевом оформлении нового знания. (3)Поэтому закономерно, что исконной формой существования научной речи стала письменная форма. (4)Во-первых, письменная форма долговременно фиксирует информацию; во-вторых, она более удобна для обнаружения неточностей и логических нарушений; наконец, она не только даёт адресату возможность устанавливать свой личный темп восприятия, но и позволяет многократно обращаться к информации: это также очень важно в научной работе. (5)Устная форма всё-таки часто используется в научном общении, но она вторична: научное произведение сначала пишут, а потом воспроизводят в устной речи.

3.  Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.  

1)  Предложение 1 сложное.

2)  Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.

3)  Во второй части предложения 3 содержится составное именное сказуемое.

4)  В предложении 4 содержится 3 (три) грамматические основы.

5)  Предложение 5 сложное с союзной сочинительной и бессоюзной связью.

4.  Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для данных пунктуационных правил: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А)  Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.

Б)  Между частями сложного бессоюзного предложения ставится запятая.

В)  Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)  Древние римляне утверждали: «Поэтом надо родиться, а оратором можно сделаться».

2)  И долго ещё всякая ласка казалась собаке неожиданным чудом, которого она не могла понять, на которое она не могла ответить.

3)  Народный календарь  — уникальное явление русской культуры: в нём отражены многовековой опыт наших предков и их наблюдения за окружающим миром.

4)  Начинается река Лена с высоких Байкальских гор и отовсюду: и справа, и слева  — принимает многочисленные притоки.

5)  Небо совсем выцвело от зноя, пыльные листья на деревьях чуть съёжились, пожелтев по краям. 

5.  Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять кавычки.

 

Известный учёный, архитектор и реставратор А. В. Ополовников в книге (1) Русский Север. Памятники зодчества (2) писал: (3) Замечательнейшие события нашей истории записаны не только на сухих страницах летописей, они переданы памяти потомства в произведениях искусства, они рассеяны всюду (4). Слова исследователя относятся и к (5) Карелии (6), которая по разнообразию ценнейших памятников народного художественного творчества занимает одно из ведущих мест на севере (7) России (8).

6.  Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)  СЛЫШАЩИЙ  — написание гласной А в суффиксе действительного причастия настоящего времени определяется принадлежностью ко II спряжению глагола, от основы которого образовано это причастие.

2)  НЕ ПРИСПОСОБЛЕНЫ (к труду)  — частица НЕ с кратким страдательным причастием пишется раздельно.

3)  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ  — сложное имя прилагательное, образованное на основе подчинительного словосочетания, пишется слитно.

4)  БРОШЬ  — буква Ь обозначает мягкость предыдущего согласного.

5)  КАРАВАЙ  — правописание безударных гласных в корне слова проверяется подбором однокоренных слов, в которых гласный звук находится под ударением.

7.  Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.

 

Снег(1)..пад. Ш(2)..пот, ш(3)..рохи, таинственный перезвон вокруг – признаки приближающейся зимней сказки. Заг(4)..рается на небе луна, с крыш слетает снеж(5)..к, и метель, кружащаяся за окном, словно (6)..кутывает тебя с головы до ног. Закрываешь глаза, и созд(7)..ётся впечатление, что ты попал в в(8)..лшебный мир, сотв(9)..рённый зимой.

8.  Раскройте скобки и запишите слово «тысяча» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка. 

В магазин мы пришли с (тысяча) рублей.

9.  Замените словосочетание «детские игрушки», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

10.  Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

 1)  По мнению рассказчика, Оська проявлял пренебрежение к нему и его увлечениям.

2)  Когда рассказчик ударил Оську, тот заплакал от боли.

3)  Оська всегда мог постоять за себя, дать сдачи обидчику.

4)  У Оськи был сложный характер: насмешливый, задиристый, злобный.

5)  Оська ненавидел физическое насилие, потому что оно унижает людей.

(1)Знакомство наше состоялось, когда Оська уже учился в школе. (2)К маме пришла её подруга с сыном.

– (3)Ну, показывай, чем живёшь! – сказал Оська.

(4)Давно уже содержимое ящиков письменного стола потеряло для меня всякий интерес, но, чтобы развлечь гостя, я показал ему какие-то инструменты, коллекцию пересохших, почти рассыпающихся бабочек

в коробке под стеклом, толстый, в красном тиснёном переплёте альбом

с марками, финский нож и пистолет.

(5)В альбоме с марками его привлекли портреты царей, шахов, султанов, магараджей, президентов и прочих правителей кануна мировой войны, когда этот альбом был выпущен, – коллекцией моей он пренебрёг. (6)Раздражение моё против гостя росло.

– (7)Альбом – вещь, а марки – дерьмо, – подвёл итоги Оська. – (8)Что у тебя ещё есть?

(9)Обветшалые сокровища оставили его равнодушным: кроме альбома, он не нашёл у меня ничего заслуживающего внимания. (10)Чем он живёт, что может его заинтересовать?

– (11)Что ты читаешь, бледнолицый? – замогильным голосом произнёс Оська.

(12)Я мотнул головой на полку с книгами. (13)Он подошёл, взгляд его удивлённых, раскосых глаз забегал по корешкам. (14)Меня злила эта беглость, означавшая, что все книги ему знакомы. (15)При этом он что-то бормотал, то вдруг повышая голос почти до крика, то опадая в шёпот. (16)Затем отчётливо и спокойно сказал, глядя мне в лицо:

– (17)Стихов у тебя нет. (18)Ну, а «Смока Беллью» ты хоть читал?

– (19)Не помню. (20)Может, читал. (21)Чьё это?

– (22)Джека Лондона. (23)Если б читал, помнил бы. (24)Целая серия романов. (25)Все лучшие люди зачитываются. (26)А ты ...

(27)Он явно нарывался. (28)Но до каких пор должен я терпеть его разнузданность? (29)Оська явно демонстрировал своё пренебрежение ко мне: он слонялся по комнате, трогал вещи и небрежно отбрасывал, выкрикивал раздражающе непонятные стихи, свистел, пел. (30)Но задело меня другое: он вроде в дураки меня зачислил. (31)Самолюбие мешало признаться в этом, но злоба закипела, противно и сладко.

– (32)А чем ты увлекаешься?– превозмогая себя, спросил я.

(33)Вместо ответа он сунул мне под нос ладонь, а когда я машинально наклонился, то вдруг хлопнул меня по носу и губам и радостно захохотал. (34)Ни слова не говоря, я выпрямился и ударил его кулаком в лицо. (35)Ударил сильно, он отлетел назад, наткнулся на продавленное кресло

и повалился в его истёртую кожаную глубь. (36)Он потрогал ушиб и увидел на пальцах кровь. (37)Лицо его скривилось. (38)Я ждал, что он, конечно, расплачется, и хотел этого, но он не заплакал. (39)Он посмотрел на меня – странно, без тени страха или злости, даже обиды не было в его раскосых, тёмно-карих глазах, лишь удивление и словно бы вина.

– (40)Слушай, – сказал он добрым голосом. – (41)Ну, чего ты?.. (42)Я вовсе не хотел тебя обидеть. (43)Правда!

(44)Я молчал. (45)Я видел его подпухший нос, тонкое лицо, шелковистые брови, непрочное, нежное, будто фарфоровое, лицо, и горло забило картофелиной.

– (46)Брось!.. (47)Забудем!.. – (48)Он выметнулся из кресла, подошёл ко мне и протянул руку.

(49)И это открытое движение доброты, нежности и доверия перевернуло во мне душу… (50)Я никогда больше пальцем не тронул Оську, как бы он ни задирался, а это случалось порой в первые годы нашей так сложно начавшейся дружбы. (51)Позже я бдительно следил, чтобы его кто-нибудь не обидел. (52)А такая опасность постоянно существовала, потому что, при всей своей доброте, открытости и любви к людям, Оська был насмешлив, размашист, крайне неосмотрителен. (53)Однажды Оську избил парень по кличке Жупан. (54)Я публично вздул Жупана, чтобы другим было неповадно. (55)Сам Оська подошёл, когда экзекуция уже закончилась. (56)Он отвёл меня в сторону.

– (57)Я прошу тебя… я очень прошу тебя никогда за меня не заступаться. (58)Ладно? (59)Просто мне наплевать, а для таких, как Жупан, – целая трагедия. (60)Не выношу, когда унижают людей…

 

 

(По Ю. Нагибину)

* Нагибин Юрий Маркович (1920–1994) – русский писатель-прозаик, журналист и сценарист.

11.  Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1)  Раздражение моё против гостя росло.

2)  Я видел его подпухший нос, тонкое лицо, шелковистые брови, непрочное, нежное, будто фарфоровое, лицо, и горло забило картофелиной.

3)  Он выметнулся из кресла, подошёл ко мне и протянул руку.

4)  Я никогда больше пальцем не тронул Оську, как бы он ни задирался, а это случалось порой в первые годы нашей так сложно начавшейся дружбы.

5)  И это открытое движение доброты, нежности и доверия перевернуло во мне душу...

12.  В предложениях 5–8 найдите слово со значением «отнестись без внимания к чему-либо». Выпишите это слово.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!