СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.П. Чехов. Рассказ "Толстый и Тонкий"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«А.П. Чехов. Рассказ "Толстый и Тонкий"»

Урок литературы 6а_________6б_________ Шедогубова Е.А.

Тема: А. П. Чехов. Рассказы (три по выбору). «Толстый и тонкий»,

Цель урока: заинтересовать биографией и творчеством А.П.Чехова, ознакомить с новыми литературоведческими терминами; ознакомить с содержанием рассказа «Толстый и тонкий», раскрыть природу смешного в рассказах А.П. Чехова, определять тему и идею произведения; развивать умение внимательно и вдумчиво читать; воспитывать негативное отношение к чинопочитанию и низкопоклонству.

Задачи:

  • образовательная – продолжать развитие навыков анализа художественного текста;

  • развивающая - развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы; развивать творческие способности.

  • Воспитательная – воспитывать настойчивость в достижении цели и умение отстаивать свою точку зрения.


Планируемые результаты:

Предметные: совершенствуют исполнительное мастерство, воспитывают внимательное отношение к художественному слову, воссоздают целостное впечатление о прочитанном и услышанном, раскрывают внутренний потенциал, развивают творческое мировосприятие, самостоятельность, активизируют познавательный интерес к предмету, познанию нового. Осмысляя произведение, учащиеся проникаются пониманием того, что нам хотел сказать автор.

Метапредметные:

Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению.

Познавательные – структурируют знания по предмету, осознанно и произвольно строят высказывание в устной и письменной форме, читают, слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

Регулятивные – понимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.

Тип урока: комбинированный.


Ход урока

Оргмомент.

Учитель проверяет подготовку класса к уроку, проверяет отсутствующих.

Актуализация опорных знаний

Проверка дом. зад.


Постановка цели и задач урока

В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

А.П.Чехов

Беседа

1)Что же должно быть прекрасным в человеке?

2)Как вы понимаете высказывание А.П.Чехова? Согласны ли вы с такой

точкой зрения?

3)Какой идеал человека напоминает вам высказывание Чехова?



- Итак, проанализировав вышесказанное, давайте определим цели урока.

Работа над темой урока

1. Работа с биографией поэта

  • «Узнаем больше»

Рассказ учителя о Чехове

Родился в Таганроге (Россия), где получил образование в гимназии. В связи с банкротством отца большая семья переезжает в Москву (1876), а юному Чехову приходится взять на себя заботы, связанные с кредиторами, распродажей семейного имущества. Именно эти трудные три года самостоятельной жизни повлияли на его дальнейшую судьбу: он стал сдержанным, научился вести дела, не унижая себя и людей. С этого времени вся семья жила за его счёт. В 1879-1884 г.г. А.Чехов учится в Московском университете на медицинском факультете. Некоторое время работает врачом.

С 80-х годов начинает печататься в юмористических журналах и газетах.

Осознаёт себя писателем с 1886 года, когда получает от Д.Григоровича

письмо, где тот признаёт его яркий дар. Были очарованы талантом Чехова

Л.Толстой, И. Репин и другие известные в России и мире личности. Но автор выслушивает также и много критики в свой адрес. Сначала его обвиняют в «безпринципиальности», потом замалчивают. Писатель так и не выработал для себя целенаправленной жизненной позиции. Чехов пытается найти «норму» жизни, бьётся над вопросом смысла собственного существования и человеческой жизни вообще. Позже, в связи с этим «застоем», он едет в Сахалин (1890). Писатель пытался сделать прорыв, выйти на новые горизонты в собственном творчестве: ему захотелось практического большого дела, какого-то человеческого подвига. Поездка оказалась нелёгкой, со временем дала о себе знать тяжёлым состоянием здоровья, но это будет попозже, а в 1895 году Чехов выдаёт книгу «Остров Сахалин», которая стала сенсацией в России – речь шла о быте каторжан и высланных поселенцев. К «сахалинской теме» принадлежит и «Палата №6». В начале 90-х годов он посещает Францию, Италию, Австрию.

Драматическое мастерство писателя - это 1896-1903г.г. Успешная постановка «Чайки» в 1898 году в Художественном театре – основа совместной работы Чехова именно с этим театром. С 1898 года писатель из-за болезни живёт в Ялте. За месяц до смерти он выезжает на лечение в

санаторий в Германии, где умирает. Похоронили его в Москве.


Работа над рассказом «Толстый и Тонкий»

Изучение литературоведческих терминов

Рассказ – небольшое эпическое произведение, посвящённое обычно одному событию в жизни человека.

Юмор – разновидность комического, не отрицающая жизненное явление, а

лишь осознающая его несовершенство.

Ирония – разновидность комического, скрытая насмешка.

Сатира – разновидность комического, наиболее беспощадно осмеивающая

несовершенство мира, человеческие пороки.


- Чтение рассказа стр. 278


Беседа

-Как зовут героев рассказа? (Михаил и Порфирий)

- Кем они приходились друг другу? (Они были школьными товарищами,

давно не виделись и очень обрадовались встрече)

- Докажите, что радость героев была искренней. (Цитаты из текста)

- Что послужило причиной изменения настроения тонкого? (Толстый

рассказал о том, что дослужился до чина тайного советника)

- Прочитайте эпизод «осознания новости» тонким. (Со слов «Тонкий вдруг

побледнел, окаменел» до слов «все пуговки своего мундира…»)

- Как вы думаете, почему изменилось поведение тонкого (Он не ожидал

такого успеха товарища, возможно, позавидовал ему, растерялся от

осознания «важности» чина толстого)

Чтение рассказа в лицах.

- Как нужно читать слова тонкого, толстого? Какие черты характера героев

нам известны?

ЗАПИСАТЬ

Толстый - Скромный, успешный, благородный

Тонкий - Хвастливый, подхалим,

ценит чин больше человека


Тема рассказа – встреча двух друзей.

Идея рассказа – высмеивание чинопочитания (почитание старших младшими по службе), низкопоклонства (рабское и льстивое преклонение перед кем-либо или чем-либо) и подхалимства.

- Докажите, что прочитанное произведение является рассказом.


- Какие виды комического использует Чехов в этом рассказе?

Физминутка.


Подведение итогов


Рефлексия.

Оценки за урок.



Прием «Микрофон»

- Понравился ли вас рассказ Чехова?

Выставление и комментирование оценок.

Домашнее задание.


- подготовить пересказ рассказа «Толстый и Тонкий» стр.278-280




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!