СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Актуальные вопросы подготовки школьников к ЕГЭ»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье идёт речь о технологии подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ по математике.

Просмотр содержимого документа
««Актуальные вопросы подготовки школьников к ЕГЭ»»

«Актуальные вопросы подготовки школьников к ЕГЭ» по теме:

Методика работы со школьниками по подготовке к сдачи ЕГЭ по математике.

Государственная итоговая аттестация учащихся играет огромную роль как для образовательного учреждения, педагогического коллектива, так и для самих учащихся. Государственная итоговая аттестация в форме ЕГЭ даёт возможность учителю подвести итог своей деятельности, глубоко проверить знания и умения учащихся, обнаружить пробелы в преподавании предмета, достижения и недостатки всего учебно-воспитательного процесса. Экзамен позволяет оценить общую математическую подготовку за весь период обучения.

Чтобы хорошо подготовить учащихся к ЕГЭ, нужно самому много и постоянно учиться, совершенствовать свое мастерство, и наряду с традиционными подходами использовать инновационные технологии и методы обучения так же использовать ресурсы сети Интернет.

Работая учителем математики в основной  школе, пришла к выводу:

в процессе обучения и воспитания нужно применять технологию обучения в сотрудничестве, предполагающую создание модели социально адаптированной личности выпускника. Почему с помощью этой технологии?

С первых лет работы в школе я заметила, что дети не умеют выразить свои мысли математически грамотно. Проанализировав ситуацию, пришла к выводу, никогда не порицать за неверный ход мыслей, только непринуждённая обстановка, только разговор на равных, только доверие друг к другу. Эти правила реализую через технологию обучения в сотрудничестве, которая обеспечивает демократизм, равенство, партнёрство в отношениях педагога и ученика. Учитель и обучающиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии со-трудничества, со-творчества, со-дружества.

Основная идея этой технологии – создать условия для активной учебной деятельности обучающихся в различных учебных ситуациях, где каждый участник выполняет свои функции, роли (руководитель, консультант, докладчик, помощник…)

Опыт применения идеи обучения в сотрудничестве освещали в своих работах педагоги-новаторы нашего времени: Селевко Г.К. «Энциклопедия образовательных технологий», Хазанкин Р.Г. «Новаторские технологии обучения и воспитания», Гильберт Ю.З. «Психологические предпосылки сотрудничества учителя и учащихся», Дьяченко В.К. «Сотрудничество в обучении», Ефремов А.В. «Уроки педагогики сотрудничества» и др.

Основные формы и методы обучения в технологии сотрудничества:

Обучение в команде Особенность: успех каждого - успех команды



«Пила» Особенность: межгрупповое взаимодействие






Технология сотрудничества







Проблемные ситуации Особенность: гипотеза "открытие "дебаты

Учимся вместе Особенность: группа – задание - тема





Исследовательская работа Особенность: индивидуальное исследование общая тема

Учебные проекты Особенность: создание творческого продукта







Сделаю акцент только на основных моментах внедрения этой технологии:

Обучение в сотрудничестве

            Идея  проста –класс разбивается на небольшие группы, в каждой группе есть сильный ученик, каждая группа выполняет общее задание и работает над ним до тех пор, пока все члены группы полностью не поймут и не выполнят всю работу.

Метод проектов

На современном этапе развития образования проектная методика широко распространена.

Этот метод я использую для накопления теоретических данных и для отработки навыков решения заданий по каждой теме. Учащиеся создают для себя мини-проекты в виде карточек пошагового решения задания.

В организации работы по проекту я выделяю следующие этапы:

Подготовительный

Подготовительный этап проходит в сжатой форме, когда я на доске решаю с объяснениями очередное задание из демоверсии. Акцентируя внимание учащихся на основные формулы, законы, свойства и определения.

Основной:

Основной этап  это работа в группах над созданием карточек для всех заданий из демоверсии. Длится на протяжении первого полугодия 10 класса, а в 11 классе дополняется по мере прохождения новых тем.

Заключительный:

Созданная индивидуальная папка «Моя подготовка к ЕГЭ», содержащая необходимые теоретические сведения и набор решенных заданий по каждой теме, эта папка помогает при самостоятельной работе дома. Защиты проекта нет, но по мере отработки каждой темы задаётся зачет на знание формул, законов, свойств и определений.

Работу над этими Мини-проектами мы ведем во внеурочное время на занятиях элективного курса.

Индивидуальные консультации

         Индивидуальные консультации по необходимости провожу в частном порядке.

Работу в малых группах и парах

   Этот прием является частью обучения в сотрудничестве,а так же используется для формирования групп по уровню знаний и запросов с целью организации дифференциального обучения.

Использование ИКТ

        Позволяет оптимизировать процесс обучения

        Повышает мотивацию обучающихся

        Способствует повышению качества знаний

        Позволяет обучающимся лучше понять материал

        Обеспечивает  хороший темп урока  и т. д. 

Многие учителя, репетиторы и родители, помогающие своим детям подготовиться к ЕГЭ, пытаются прорешать как можно больше вариантов предыдущих лет. Такой путь неперспективен. Во-первых, варианты не повторяются. Во-вторых, у школьника не формируется устойчивый общий способ деятельности с заданиями соответствующих видов. В-третьих, у школьника появляется чувство растерянности и полной безнадежности: заданий так много и все они такие разные. И каждый раз нужно применять соответствующий подход. Естественно, запомнить все решения всех заданий невозможно. Поэтому намного разумнее учить школьников общим универсальным приемам и подходам к решению.

Таким образом, подготовка не сводится к  «натаскиванию» выпускника на выполнение определенного типа задач, содержащихся в демонстрационной версии экзамена. Подготовка к экзамену означает изучение программного материала с включением заданий в формах, используемых при итоговой аттестации.

В этом учебном году я готовлю учащихся 11 класса для сдачи экзамена базового уровня, так как у меня класс гуманитарного направления.

Мои дети с удовольствием решают задачи на смекалку ( № 21), поэтому для успешного усвоения этих задач я предлагаю им несколько способов решения одной задачи, а каждый учащийся для себя выбирает наиболее оптимальный и понятный ему способ решения.

Например, такая задача:

Задача 1.

Прямоугольник разбит на четыре меньших прямоугольника двумя прямолинейными разрезами. Периметры трёх из них, начиная с левого верхнего и далее по часовой стрелке, равны 24, 28 и 16. Найдите периметр четвёртого прямоугольника.

Решение.

1 способ:


с

d

а

24

28

b

?

16




Решение.

Надо найти Р=2(b + c)

Введём обозначения, как показано на рисунке. Периметр верхнего левого прямоугольника равна 24, поэтому 2(a + c) = 24, аналогично, 2(а+ d ) = 28, 2(b + d) = 16. При помощи полученной системы уравнений выразим значение b + c:

a + c = 12, а + d = 14, b + d = 8, значит a = 12 - c, d = 14 - a, b + d = 8 ,

a = 12 - c, d = 2 + c, b + c + 2 = 8.

Из третьего уравнения получаем: b+ c = 6, следовательно, искомый периметр равен 12.

Ответ: 12.

2 способ:

Можно это задание выполнить подбором, например, пусть а=8, с=4.Тогда а+с=12 и а+d=14, значит d=14-8=6, далее b+d=8, следовательно b =8-6=2. Таким образом, периметр четвёртого прямоугольника будет:

Р=2(b + c)=2(2+4)= 12.

Ответ: 12.

3 способ:

Решая много таких задач, было замечено, что если

периметр четвёртого прямоугольника обозначить за х, то получим уравнение:

х+28=24+16

х+ 28=40

х = 40-28

х =12

Ответ: 12.

Как правило, умение решать задачи № 21 несколькими способами, помогут учащимся успешно сдать экзамен ЕГЭ базового уровня. Для того чтобы сдать ЕГЭ по математике с хорошим результатом, важно пройти всю программу целиком, а не только «то, что пригодится на экзамене», повысить свою культуру вычислений, то есть минимизировать использование калькуляторов, развивать умение читать графики, правильно использовать терминологию и учить формулы.

В заключении, хочется отметить, что подготовка обучающихся к ЕГЭ – это большой труд учителя, серьезное испытание для самого ученика. Экзамен не должен стать для выпускника проверкой на прочность нервной системы. Чем раньше начнется подготовка к экзамену, тем легче пройдет сдача экзамена.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!