«Актуальные вопросы подготовки школьников к ЕГЭ» по теме:
Методика работы со школьниками по подготовке к сдачи ЕГЭ по математике.
Государственная итоговая аттестация учащихся играет огромную роль как для образовательного учреждения, педагогического коллектива, так и для самих учащихся. Государственная итоговая аттестация в форме ЕГЭ даёт возможность учителю подвести итог своей деятельности, глубоко проверить знания и умения учащихся, обнаружить пробелы в преподавании предмета, достижения и недостатки всего учебно-воспитательного процесса. Экзамен позволяет оценить общую математическую подготовку за весь период обучения.
Чтобы хорошо подготовить учащихся к ЕГЭ, нужно самому много и постоянно учиться, совершенствовать свое мастерство, и наряду с традиционными подходами использовать инновационные технологии и методы обучения так же использовать ресурсы сети Интернет.
Работая учителем математики в основной школе, пришла к выводу:
в процессе обучения и воспитания нужно применять технологию обучения в сотрудничестве, предполагающую создание модели социально адаптированной личности выпускника. Почему с помощью этой технологии?
С первых лет работы в школе я заметила, что дети не умеют выразить свои мысли математически грамотно. Проанализировав ситуацию, пришла к выводу, никогда не порицать за неверный ход мыслей, только непринуждённая обстановка, только разговор на равных, только доверие друг к другу. Эти правила реализую через технологию обучения в сотрудничестве, которая обеспечивает демократизм, равенство, партнёрство в отношениях педагога и ученика. Учитель и обучающиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии со-трудничества, со-творчества, со-дружества.
Основная идея этой технологии – создать условия для активной учебной деятельности обучающихся в различных учебных ситуациях, где каждый участник выполняет свои функции, роли (руководитель, консультант, докладчик, помощник…)
Опыт применения идеи обучения в сотрудничестве освещали в своих работах педагоги-новаторы нашего времени: Селевко Г.К. «Энциклопедия образовательных технологий», Хазанкин Р.Г. «Новаторские технологии обучения и воспитания», Гильберт Ю.З. «Психологические предпосылки сотрудничества учителя и учащихся», Дьяченко В.К. «Сотрудничество в обучении», Ефремов А.В. «Уроки педагогики сотрудничества» и др.
Основные формы и методы обучения в технологии сотрудничества:
Обучение в команде Особенность: успех каждого - успех команды
«Пила» Особенность: межгрупповое взаимодействие
Технология сотрудничества
Проблемные ситуации Особенность: гипотеза "открытие "дебаты
Учимся вместе Особенность: группа – задание - тема
Исследовательская работа Особенность: индивидуальное исследование общая тема
Учебные проекты Особенность: создание творческого продукта
Сделаю акцент только на основных моментах внедрения этой технологии:
Обучение в сотрудничестве
Идея проста –класс разбивается на небольшие группы, в каждой группе есть сильный ученик, каждая группа выполняет общее задание и работает над ним до тех пор, пока все члены группы полностью не поймут и не выполнят всю работу.
Метод проектов
На современном этапе развития образования проектная методика широко распространена.
Этот метод я использую для накопления теоретических данных и для отработки навыков решения заданий по каждой теме. Учащиеся создают для себя мини-проекты в виде карточек пошагового решения задания.
В организации работы по проекту я выделяю следующие этапы:
Подготовительный
Подготовительный этап проходит в сжатой форме, когда я на доске решаю с объяснениями очередное задание из демоверсии. Акцентируя внимание учащихся на основные формулы, законы, свойства и определения.
Основной:
Основной этап это работа в группах над созданием карточек для всех заданий из демоверсии. Длится на протяжении первого полугодия 10 класса, а в 11 классе дополняется по мере прохождения новых тем.
Заключительный:
Созданная индивидуальная папка «Моя подготовка к ЕГЭ», содержащая необходимые теоретические сведения и набор решенных заданий по каждой теме, эта папка помогает при самостоятельной работе дома. Защиты проекта нет, но по мере отработки каждой темы задаётся зачет на знание формул, законов, свойств и определений.
Работу над этими Мини-проектами мы ведем во внеурочное время на занятиях элективного курса.
Индивидуальные консультации
Индивидуальные консультации по необходимости провожу в частном порядке.
Работу в малых группах и парах
Этот прием является частью обучения в сотрудничестве,а так же используется для формирования групп по уровню знаний и запросов с целью организации дифференциального обучения.
Использование ИКТ
Позволяет оптимизировать процесс обучения
Повышает мотивацию обучающихся
Способствует повышению качества знаний
Позволяет обучающимся лучше понять материал
Обеспечивает хороший темп урока и т. д.
Многие учителя, репетиторы и родители, помогающие своим детям подготовиться к ЕГЭ, пытаются прорешать как можно больше вариантов предыдущих лет. Такой путь неперспективен. Во-первых, варианты не повторяются. Во-вторых, у школьника не формируется устойчивый общий способ деятельности с заданиями соответствующих видов. В-третьих, у школьника появляется чувство растерянности и полной безнадежности: заданий так много и все они такие разные. И каждый раз нужно применять соответствующий подход. Естественно, запомнить все решения всех заданий невозможно. Поэтому намного разумнее учить школьников общим универсальным приемам и подходам к решению.
Таким образом, подготовка не сводится к «натаскиванию» выпускника на выполнение определенного типа задач, содержащихся в демонстрационной версии экзамена. Подготовка к экзамену означает изучение программного материала с включением заданий в формах, используемых при итоговой аттестации.
В этом учебном году я готовлю учащихся 11 класса для сдачи экзамена базового уровня, так как у меня класс гуманитарного направления.
Мои дети с удовольствием решают задачи на смекалку ( № 21), поэтому для успешного усвоения этих задач я предлагаю им несколько способов решения одной задачи, а каждый учащийся для себя выбирает наиболее оптимальный и понятный ему способ решения.
Например, такая задача:
Задача 1.
Прямоугольник разбит на четыре меньших прямоугольника двумя прямолинейными разрезами. Периметры трёх из них, начиная с левого верхнего и далее по часовой стрелке, равны 24, 28 и 16. Найдите периметр четвёртого прямоугольника.
Решение.
1 способ:
Решение.
Надо найти Р=2(b + c)
Введём обозначения, как показано на рисунке. Периметр верхнего левого прямоугольника равна 24, поэтому 2(a + c) = 24, аналогично, 2(а+ d ) = 28, 2(b + d) = 16. При помощи полученной системы уравнений выразим значение b + c:
a + c = 12, а + d = 14, b + d = 8, значит a = 12 - c, d = 14 - a, b + d = 8 ,
a = 12 - c, d = 2 + c, b + c + 2 = 8.
Из третьего уравнения получаем: b+ c = 6, следовательно, искомый периметр равен 12.
Ответ: 12.
2 способ:
Можно это задание выполнить подбором, например, пусть а=8, с=4.Тогда а+с=12 и а+d=14, значит d=14-8=6, далее b+d=8, следовательно b =8-6=2. Таким образом, периметр четвёртого прямоугольника будет:
Р=2(b + c)=2(2+4)= 12.
Ответ: 12.
3 способ:
Решая много таких задач, было замечено, что если
периметр четвёртого прямоугольника обозначить за х, то получим уравнение:
х+28=24+16
х+ 28=40
х = 40-28
х =12
Ответ: 12.
Как правило, умение решать задачи № 21 несколькими способами, помогут учащимся успешно сдать экзамен ЕГЭ базового уровня. Для того чтобы сдать ЕГЭ по математике с хорошим результатом, важно пройти всю программу целиком, а не только «то, что пригодится на экзамене», повысить свою культуру вычислений, то есть минимизировать использование калькуляторов, развивать умение читать графики, правильно использовать терминологию и учить формулы.
В заключении, хочется отметить, что подготовка обучающихся к ЕГЭ – это большой труд учителя, серьезное испытание для самого ученика. Экзамен не должен стать для выпускника проверкой на прочность нервной системы. Чем раньше начнется подготовка к экзамену, тем легче пройдет сдача экзамена.