2. УМК: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 2. / [Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др.; науч. ред. Н.В. Шанский]. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.
3. Класс: 5.
4. Тип урока: открытия изучения нового материала.
5. Цели урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности | -Добрый день, ребята! Я рада вас видеть! В этот холодный зимний день давайте подарим друг другу немного тепла и улыбок. (1 слайд) -Запишем число. | Приветствуют учителя. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку Запись учащимися числа. | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия. |
Актуализация и фиксирование затруднения | На дом вам были заданы упражнения из учебника. Вы справились? Если нет вопросов, то сдавайте тетради на проверку. Расскажите о правописании корня -раст- -ращ- -рос-. Сделайте фонетический разбор слова подросток. А теперь запишите предложение: Жёлтые листочки крыжовника опадают с приходом осени. Найдите его грамматическую основу. Выпишите слова, которые вызывают затруднения. Что это за слова? | Задают вопросы. Сдают тетради. Несколько учеников отвечают на вопрос. Делают письменный разбор, один ученик выходит к доске, остальные проверяют. Записывают предложение. Грамматическая основа: листья падают. Жёлтый, крыжовник. | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: отвечают на вопросы. |
Введение в тему урока, постановка цели | Сегодня мы будем пополнять наши знания по орфографии и узнаем о правописании букв Ё и О после шипящих в корнях слов. Какова же тема урока? (слайд 2) Запишите в тетрадь. -Что сегодня предстоит нам выяснить? -Какую цель мы поставим? Всё верно. Идём дальше. | Буквы Ё и О после шипящих в корне. Когда пишется буква Ё, а когда О. Научиться правильно определять, какую гласную мы пишем после шипящих в корне слов: Ё или О. | Регулятивные: целеполагание — как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Личностные: Умение формулировать и высказывать своё мнение. |
Изучение нового материала | А сейчас откройте учебник, прочитайте правило и самостоятельно сделайте вывод о том, в каком случае пишется буква Ё, а в каком – О. Всё правильно. Но, кроме того, мы можем проверить гласные в корне после шипящих, изменив форму слова или подобрав однокоренное. Если к слову мы можем подобрать однокоренное с Е, то пишем Ё, если нет, то пишем О. (слайд 3) Вы должны были обратить внимание, что есть слова исключения. Прочитайте внимательно, запишите эти слова в тетрадь и запомните их, а чтобы вам было проще, послушайте стихотворение: Шорох, крыжовник, шов, капюшон- Слова нарушают привычный закон: под ударением вместо Ё пиши в исключениях букву О. Давайте запишем и другие слова: Жора, шок, обжора, чопорный, чащоба, трущоба. | Читают правило и делают вывод. Несколько учеников отвечают, другие слушают и дополняют или исправляют. Ответ: В корне после шипящих под ударением слышится О, а пишется Ё. Слушают учителя. Выписывают слова в тетрадь: крыжовник, шорох, шомпол, шов, капюшон. | Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: слушают и читают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебника. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. |
Закрепление знаний | Теперь мы знаем, когда пишется буква Ё в корне слова, а когда О. Давайте выполним упражнения из учебника и закрепим знания. Начнём с упр. 457, внимательно читайте задание и выполняйте. (Задание: Подберите к данным словам однокоренные, в которых гласная после шипящих в корне находится под ударением). Подчеркните орфограмму. Всё верно. А сейчас будет задание по вариантам. Вам нужно составить из данных слов словосочетания или нераспространённые предложения. 1 В.: шоссе, шофёр, щётка, чёлка. 2 В.: жонглёр, шоколад, щёчка, решётка. Не забывайте подчёркивать орфограмму. Все справились, молодцы. А сейчас записывайте упр. 458. (Задание: Спишите, обозначая в словах изученную орфограмму. Укажите предложения с однородными членами). | Читают задание и выполняют упражнение. Шелковистый-шёлк, Желудёвый-жёлудь, щека- щёки, челнок-чёлн, желтизна-жёлтый, щелчок-щёлкать, щеголять-щёголь, чернеть-чёрный, вычеркнуть-зачёркивать, дешевизна-дешёвый. Составляют словосочетания, затем по очереди читают то, что получилось. Выполняют упражнение, затем по очереди читают слова с вставленной орфограммой. | Личностные: совершенствуют имеющиеся знания, умения. Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности. Регулятивные: исправляют и объясняют ошибки одноклассников при ответе. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
Физкультминутка | Давайте немного отдохнём от письма и подвигаемся. Если в слове пишется Ё, то топаем ногами, а если О, то хлопаем в ладоши: ЖЁЛТЫЙ, ЧЁРНЫЙ, ЩЁТКА, ШОВ, ЩЁКИ. КРЫЖОВНИК, ШОМПОЛ, ШОРОХ, ЖОНГЛЁР, РЕШЁТКА, ШОССЕ, ШОКОЛАД. | Выполняют упражнения. | |
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону | А сейчас вы будете работать самостоятельно, будьте внимательны. Задание: Творческий диктант «Замени одним словом» 1.Разговор тихим голосом – шёпот 2. Цвет одуванчика – жёлтый 3. Предмет для чистки зубов – щётка 4. Плод дуба – жёлудь 5. Цвет, противоположный белому – чёрный 6. Водитель автомобиля – шофёр (иноязычное) 7. Цирковой актёр, который подбрасывает и ловит одновременно несколько предметов –жонглёр (иноязычное слово) 8. Маленькая щель – щёлка 9. Ягоды на колючих кустах – крыжовник. Правильные ответы будут выведены на слайде, когда вы окончите работу. (слайд 4) | Работают самостоятельно. Проверяют по эталону. | Личностные: осознают свои возможности в учении, проявляют способность к самооценке своих действий. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют самостоятельную деятельность. |
Подведение итогов | Ребята, предлагаю обобщить изученный нами на уроке материал. При каком условии мы после шипящей пишем букву Ё? Приведите примеры. А при каком условии мы пишем букву О? Приведите примеры. Целью урока было научится грамотно писать слова с данной орфограммой. Достигнута цель? ТЕСТ 1. В каком слове на месте пропуска пишется буква О? 1) ч...рточка 2) сильный ож...г 3) щ...лка 4) ч...тное число 2. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё? 1) ш...рох 2) ш...в 3) ч...рствый 4) ж…кей 3. В каком слове на месте пропуска пишется буква О? 1) анч...ус 2) пош...л 3) деш...вый 4) поч...тный 4. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё? 1) ш...рты 2) ш...фёрский 3) пш...нка 4) капюш...н 5. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё? 1) ш...кировать 2) ж...нглировать 3) прищ...лкивать 4) ч...кнулся (раздаточный материал) | Под ударением пишем Ё, например, щёки, чёлка. Буква О пишется в словах исключениях: крыжовник, шов, шомпол. Да. | Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимся того, что усвоено, оценивание качества и уровня усвоения. |
Домашнее задание | Выполнить упражнение 460 из учебника. | Записывают домашнее задание. | |
Рефлексия | Закончите предложения… Сегодня на уроке мы вспомнили… Сегодня на уроке мы говорили о … Сегодня на уроке я узнал(а) … Молодцы, ребята! Сегодня все работали хорошо. Я благодарю вас за работу! | Заканчивают предложения. Прощаются с учителем. | Личностные: понимают, в чём значение знаний для человека. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых знаний, умений, навыков и аналитических умений как интегрированных, сложных действий. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |