СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буквы ё-о после шипящих в корне

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытие изучения нового материала. 

Просмотр содержимого документа
«Буквы ё-о после шипящих в корне»

Конспект урока

1.Тема урока: «Буквы ё-о после шипящих в корне»

2. УМК: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 2. / [Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др.; науч. ред. Н.В. Шанский]. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.

3. Класс: 5.

4. Тип урока: открытия изучения нового материала.

5. Цели урока:

Деятельностная цель: научить применять правило написания гласных ё-о.

Содержательная цель: показать условия выбора букв ё-о после шипящих в корне.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности

-Добрый день, ребята! Я рада вас видеть! В этот холодный зимний день давайте подарим друг другу немного тепла и улыбок. (1 слайд)





 

-Запишем число.

Приветствуют учителя.




Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Запись учащимися числа.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности. 

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. 

Регулятивные: планируют необходимые действия. 


Актуализация и фиксирование затруднения

На дом вам были заданы упражнения из учебника. Вы справились? Если нет вопросов, то сдавайте тетради на проверку.

Расскажите о правописании корня -раст- -ращ- -рос-.

Сделайте фонетический разбор слова подросток.



А теперь запишите предложение: Жёлтые листочки крыжовника опадают с приходом осени.

Найдите его грамматическую основу.


Выпишите слова, которые вызывают затруднения. Что это за слова?

Задают вопросы. Сдают тетради.


Несколько учеников отвечают на вопрос.

Делают письменный разбор, один ученик выходит к доске, остальные проверяют.

Записывают предложение.


Грамматическая основа: листья падают.


Жёлтый, крыжовник.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: отвечают на вопросы.

Введение в тему урока, постановка цели

Сегодня мы будем пополнять наши знания по орфографии и узнаем о правописании букв Ё и О после шипящих в корнях слов.
Какова же тема урока? (слайд 2)

Запишите в тетрадь.


-Что сегодня предстоит нам выяснить?  



-Какую цель мы поставим?



Всё верно. Идём дальше.





Буквы Ё и О после шипящих в корне.


Когда пишется буква Ё, а когда О.


Научиться правильно определять, какую гласную мы пишем после шипящих в корне слов: Ё или О.

Регулятивные:

целеполагание — как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Личностные:

Умение формулировать и высказывать своё мнение.

Изучение нового материала


А сейчас откройте учебник, прочитайте правило и самостоятельно сделайте вывод о том, в каком случае пишется буква Ё, а в каком – О.







Всё правильно. Но, кроме того, мы можем проверить гласные в корне после шипящих, изменив форму слова или подобрав однокоренное. Если к слову мы можем подобрать однокоренное с Е, то пишем Ё, если нет, то пишем О.

(слайд 3)

Вы должны были обратить внимание, что есть слова исключения. Прочитайте внимательно, запишите эти слова в тетрадь и запомните их, а чтобы вам было проще, послушайте стихотворение:

Шорох, крыжовник,

шов, капюшон-

Слова нарушают

привычный закон:

под ударением вместо Ё

пиши в исключениях букву О.

Давайте запишем и другие слова:

Жора, шок, обжора, чопорный, чащоба, трущоба.

Читают правило и делают вывод. Несколько учеников отвечают, другие слушают и дополняют или исправляют. Ответ: В корне после шипящих под ударением слышится О, а пишется Ё.

Слушают учителя.




Выписывают слова в тетрадь: крыжовник, шорох, шомпол, шов, капюшон.

Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

Познавательные: слушают и читают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебника.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.


Закрепление знаний

Теперь мы знаем, когда пишется буква Ё в корне слова, а когда О. Давайте выполним упражнения из учебника и закрепим знания.

Начнём с упр. 457, внимательно читайте задание и выполняйте. (Задание: Подберите к данным словам однокоренные, в которых гласная после шипящих в корне находится под ударением). Подчеркните орфограмму.






Всё верно.

А сейчас будет задание по вариантам. Вам нужно составить из данных слов словосочетания или нераспространённые предложения. 1 В.: шоссе, шофёр, щётка, чёлка. 2 В.: жонглёр, шоколад, щёчка, решётка.

Не забывайте подчёркивать орфограмму.

Все справились, молодцы.

А сейчас записывайте упр. 458. (Задание: Спишите, обозначая в словах изученную орфограмму. Укажите предложения с однородными членами).

Читают задание и выполняют упражнение.

Шелковистый-шёлк,

Желудёвый-жёлудь,

щека- щёки,

челнок-чёлн,

желтизна-жёлтый,

щелчок-щёлкать,

щеголять-щёголь,

чернеть-чёрный,

вычеркнуть-зачёркивать,

дешевизна-дешёвый.



Составляют словосочетания, затем по очереди читают то, что получилось.




Выполняют упражнение, затем по очереди читают слова с вставленной орфограммой.


Личностные: совершенствуют имеющиеся знания, умения.

Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности.

Регулятивные: исправляют и объясняют ошибки одноклассников при ответе.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.


Физкультминутка

Давайте немного отдохнём от письма и подвигаемся.
Если в слове пишется Ё, то топаем ногами, а если О, то хлопаем в ладоши:
ЖЁЛТЫЙ, ЧЁРНЫЙ, ЩЁТКА, ШОВ, ЩЁКИ. КРЫЖОВНИК, ШОМПОЛ, ШОРОХ, ЖОНГЛЁР, РЕШЁТКА, ШОССЕ, ШОКОЛАД.

Выполняют упражнения.



Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

А сейчас вы будете работать самостоятельно, будьте внимательны. Задание:

Творческий диктант «Замени одним словом»

1.Разговор тихим голосом – шёпот

2. Цвет одуванчика – жёлтый

3. Предмет для чистки зубов – щётка

4. Плод дуба – жёлудь

5. Цвет, противоположный белому – чёрный

6. Водитель автомобиля – шофёр (иноязычное)

7. Цирковой актёр, который подбрасывает и ловит одновременно несколько предметов –жонглёр (иноязычное слово)

8. Маленькая щель – щёлка

9. Ягоды на колючих кустах – крыжовник.

Правильные ответы будут выведены на слайде, когда вы окончите работу. (слайд 4)

Работают самостоятельно. Проверяют по эталону.

Личностные: осознают свои возможности в учении, проявляют способность к самооценке своих действий.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют самостоятельную деятельность.

Подведение итогов

Ребята, предлагаю обобщить изученный нами на уроке материал.

  1. При каком условии мы после шипящей пишем букву Ё? Приведите примеры.


  1. А при каком условии мы пишем букву О? Приведите примеры.



  1. Целью урока было научится грамотно писать слова с данной орфограммой. Достигнута цель?


ТЕСТ

1. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

1) ч...рточка

2) сильный ож...г

3) щ...лка

4) ч...тное число

2. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?

1) ш...рох

2) ш...в

3) ч...рствый

4) ж…кей

3. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

1) анч...ус

2) пош...л

3) деш...вый

4) поч...тный

4. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?

1) ш...рты

2) ш...фёрский

3) пш...нка

4) капюш...н

5. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?

1) ш...кировать

2) ж...нглировать

3) прищ...лкивать

4) ч...кнулся (раздаточный материал)



Под ударением пишем Ё, например, щёки, чёлка.


Буква О пишется в словах исключениях: крыжовник, шов, шомпол.



Да.














Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимся того, что усвоено, оценивание качества и уровня усвоения.




Домашнее задание

Выполнить упражнение 460 из учебника.


Записывают домашнее задание.


Рефлексия

Закончите предложения…

Сегодня на уроке мы вспомнили…

Сегодня на уроке мы говорили о …

Сегодня на уроке я узнал(а) …


Молодцы, ребята! Сегодня все работали хорошо. Я благодарю вас за работу!


Заканчивают предложения.



Прощаются с учителем.

Личностные: понимают, в чём значение знаний для человека.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых знаний, умений, навыков и аналитических умений как интегрированных, сложных действий.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают  и обосновывают  свою точку зрения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!