Открытый урок русского языка по теме:
«Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?» 3- й класс
Цель урока:
- формирование знаний о суффиксе и его роли в слове.
Задачи:
-сформировать знания о словообразовательной роли суффикса в русском языке;
- формировать умение различать суффикс и часть корня, образовывать слова с помощью суффиксов;
- развивать умение работать с учебником.
- развивать коммуникативные качества личности - толерантность, ответственность, самостоятельность
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемые результаты
Предметные:
Находить в словах суффикс.
Различать суффикс как часть слова, образующую новые слова.
Определять значение суффикса.
Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Структура урока и ход урока
Организационный момент
Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Все за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
-Итак, начинаем урок русского языка.
Актуализация знаний.
-Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Минутка чистописания.
Учитель: - У вас на партах лежат листочки с кроссвордом, заполните клетки кроссворда, определите букву для минутки чистописания.
(Слова: ёж, щенок, утёнок, котёнок, цыплёнок)
У: - Какую букву пишем? (ё)
- Что можете сказать об этой букве?
(Обозначает 2 звука: [й о] – когда стоит после гласной, в начале слова, после мягкого и твёрдого знаков (ёж); 1 звук /о/ – после согласного (утёнок, цыплёнок, котёнок), если она есть в слове, то всегда под ударением.)
ёлка – 2 слога, 4 буквы, 5 звуков, /й о л к а /
клён – 1 слог, 4 буквы, 4 звука, / к л о н /
Введение в тему урока.
У: - Запишите слова. Какую предложите выполнить работу?
(Можно поставить ударение, обозначить орфограммы, разделить на слоги, выделить корень).
– Сегодня на уроке мы продолжим своё путешествие по городу, где живут части слова. А поможет нам наш волшебный поезд.
-Чтобы выполнить правильно это задание, давайте вспомним, у каких частей слова мы побывали в гостях?
Корень - окончание - приставка
- Что мы знаем о каждой части слова? (дети вспоминают знания о каждой части слова)
- Что такое корень? (Общая часть родственных слов, которая хранит общий смысл и обычно одинаково пишется).
- Что такое окончание? (Изменяемая часть слова)
- Что такое приставка? (значимая часть слова)
Выделите корень у наших слов. Что нужно сделать, чтобы правильно выделить корень? (подобрать однокоренные слова)
- Какие слова называются однокоренными? Приведите примеры. (класс, классный, внеклассный; чистота, чистить, чистенький; подруга, друзья, дружеский…..)
ёж –ежиха- ежик
щенок – щеночек
утёнок – утка –утиный
котёнок – кот – кошка
цыплёнок – цыплёночек - цыплята
- Что заметили, когда выделили корень? (В словах нулевые окончания, состоят из корня и части после корня).
- А чтобы узнать, как называется эта часть слова отгадайте загадку и узнаете, к кому в гости мы отправимся сегодня.
После корня он стоит
Перед окончанием
Его я, если заменю,
Другое слово получу.
Обозначаю уголком
Называю … (суффиксом)»
- Попробуйте сформулировать тему урока.
- Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? - Итак, мы сегодня на уроке…
Д: - Узнаем, что такое суффикс и узнаем о его роли в слове;
- Где стоит суффикс?
– Для чего служит?
- Будем образовывать новые слова с помощью суффикса;
- Научимся разбирать слова по составу более полно;
- Будем учиться работать дружно, прислушиваться к мнению товарищей.
- Где нам могут пригодиться знания о суффиксе?
У: – Это новая тема для вас?
Работа в парах на нахождение суффикса в словах розочка и бабочка. Выслушиваются все мнения учащихся.
-Задание было одно?
-Как вы его выполнили?
-Почему получились разные варианты?
-Что мы не знаем? (Не знаем как находить суффикс в словах.)
– Работа по выведению алгоритма нахождению суффикса в словах.
1. Прочитай слово.
2. Измени форму слова.
3. Найди и обозначь окончание.
4. Подбери однокоренные (родственные) слова.
5. Найди и обозначь корень.
6. Найди и обозначь приставку.
7. Подбери однокоренные (родственные) слова без приставки или с другой приставкой.
8. Найди и обозначь суффикс (часть слова между корнем и окончанием).
Разбор слов розочка и бабочка по данному алгоритму.
- Все суффиксы, которые нам будут встречаться расположим на нашем волшебном дереве.
фокус | ок | дом | ник | сад | лист | ик | двор |
фокусник , , домик , листик , садик , дворник , листок .
Физминутка
Наши ручки
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А теперь быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
Приседай скорей со мной,
Держим руки за спиной.
Встали прямо, руки вбок,
Влево — вправо поворот.
Все, закончили. Ура!
За занятия пора!
Развитие умений – применение знания.
Слайд 2
Образовать слова при помощи суффиксов –ок-, ик-, -ник-
Лес –
Мост –
Гриб-
Прочитайте. Распределите слова на три равные группы. Напишите их, выделяя в словах корень и суффикс.
Столбик, грибок, огонёк, садик, уголёк, листок, стебелёк, голосок, топорик, холодок, денёк, мостик.
Столик – гвоздик,
диванчик – __________,
медвежонок – _________
Найди слова, в которых есть суффикс. Суффикс выдели.
Выходной, лесник, дома, снежки, снега, заморозки, корм.
Вывод: Оказывается, не во всех словах есть суффикс. Надо быть очень внимательными !
Задание в учебнике стр. 89 упр. 165 (с комментированием) Составить с одним из слов предложение. Выполнить синтаксический разбор.
(Один ученик на доске с комментированием, а остальные в тетради)
Рефлексия
Слайд 7 ( если останется время от урока)
– Над какой темой мы сегодня работали?
– Что же такое суффикс?
– С какими новыми суффиксами познакомились?
– Кто остался доволен своей работой? (светофор)
- У кого были затруднения, и кому ещё нужно поработать над этой темой? (светофор)
– Дополните предложения.
Дополнение предложений:
Сегодня на уроке:
Я узнал…
2. Я понял…
3. Мне понравилось…
4. Было трудно…
5. Для меня было открытием, что…
6. Могу порадоваться успехам…
Домашнее задание
Стр. 89-90 правила, упр. 167 – объяснить выполнение задания