СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование знаний о суффиксе и его роли в слове

Просмотр содержимого документа
«Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс»

Открытый урок русского языка по теме:

«Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?» 3- й класс

Цель урока
- формирование знаний о суффиксе и его роли в слове.

Задачи: 
-сформировать знания о словообразовательной роли суффикса в русском языке;

- формировать умение различать суффикс и часть корня, образовывать слова с помощью суффиксов;

- развивать умение работать с учебником.

- развивать коммуникативные качества личности - толерантность, ответственность, самостоятельность

Формировать УУД:

  1. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

  2. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

  3. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

  4. Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Находить в словах суффикс.

  • Различать суффикс как часть слова, образующую новые слова.

  • Определять значение суффикса.

ЛичностныеУметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

  • Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

  • Уметь слушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

  • Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте,  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Структура урока и ход урока

  1. Организационный момент

Прозвенел звонок и смолк –

Начинается урок.

Все за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

-Итак, начинаем урок русского языка.

  1. Актуализация знаний.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

  1. Минутка чистописания.

  • Работа в парах

Учитель: - У вас на партах лежат листочки с кроссвордом, заполните клетки кроссворда, определите букву для минутки чистописания.

(Слова: ёж, щенок, утёнок, котёнок, цыплёнок)

У: - Какую букву пишем? (ё)

- Что можете сказать об этой букве?

(Обозначает 2 звука: [й о] – когда стоит после гласной, в начале слова, после мягкого и твёрдого знаков (ёж); 1 звук /о/ – после согласного (утёнок, цыплёнок, котёнок), если она есть в слове, то всегда под ударением.)

  • Выполнить краткий звуко-буквенный анализ слов

ёлка – 2 слога, 4 буквы, 5 звуков, /й о л к а /

клён – 1 слог, 4 буквы, 4 звука, / к л о н /

  1. Введение в тему урока.

  • Актуализация опорных знаний.

У: - Запишите слова. Какую предложите выполнить работу?

(Можно поставить ударение, обозначить орфограммы, разделить на слоги, выделить корень).

– Сегодня на уроке мы продолжим своё путешествие по городу, где живут части слова. А поможет нам наш волшебный поезд.

-Чтобы выполнить правильно это задание, давайте вспомним, у каких частей слова мы побывали в гостях?

Корень - окончание - приставка

- Что мы знаем о каждой части слова? (дети вспоминают знания о каждой части слова)

- Что такое корень? (Общая часть родственных слов, которая хранит общий смысл и обычно одинаково пишется).

- Что такое окончание? (Изменяемая часть слова)

- Что такое приставка? (значимая часть слова)

  • Выделите корень у наших слов. Что нужно сделать, чтобы правильно выделить корень? (подобрать однокоренные слова)

- Какие слова называются однокоренными? Приведите примеры. (класс, классный, внеклассный; чистота, чистить, чистенький; подруга, друзья, дружеский…..)

ёж –ежиха- ежик

щенок – щеночек

утёнок – утка –утиный

котёнок – кот – кошка

цыплёнок – цыплёночек - цыплята

  • Создание проблемной ситуации (с затруднением)

- Что заметили, когда выделили корень? (В словах нулевые окончания, состоят из корня и части после корня).

  • Открытие новых знаний.

- А чтобы узнать, как называется эта часть слова отгадайте загадку и узнаете, к кому в гости мы отправимся сегодня.

После корня он стоит

Перед окончанием

Его я, если заменю,

Другое слово получу.

Обозначаю уголком

Называю … (суффиксом)»

  • Целеполагание.

- Попробуйте сформулировать тему урока.

- Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? - Итак, мы сегодня на уроке…

Д: - Узнаем, что такое суффикс и узнаем о его роли в слове;
- Где стоит суффикс?

– Для чего служит?
- Будем образовывать новые слова с помощью суффикса;

- Научимся разбирать слова по составу более полно;
- Будем учиться работать дружно, прислушиваться к мнению товарищей.
- Где нам могут пригодиться знания о суффиксе?

У: – Это новая тема для вас? 

  • Работа в парах на нахождение суффикса в словах розочка и бабочка. Выслушиваются все мнения учащихся.

-Задание было одно?

-Как вы его выполнили?

-Почему получились разные варианты?

-Что мы не знаем? (Не знаем как находить суффикс в словах.)

– Работа по выведению алгоритма нахождению суффикса в словах.

1. Прочитай слово.
2. Измени форму слова.
3. Найди и обозначь окончание.
4. Подбери однокоренные (родственные) слова.
5. Найди и обозначь корень.

6. Найди и обозначь приставку.

7. Подбери однокоренные (родственные) слова без приставки или с другой приставкой.
8. Найди и обозначь суффикс (часть слова между корнем и окончанием).

  • Учебник стр. 89- 90 правила

Разбор слов розочка  и бабочка по данному алгоритму.

- Все суффиксы, которые нам будут встречаться расположим на нашем волшебном дереве.

  • Познакомить с ролью суффикса в слове

  • Игра «Конструктор». Собрать из предложенных частей слова. Записать их. Разобрать по составу.

фокус

ок

дом

ник

сад

лист

ик

двор


фокусник , , домик , листик , садик , дворник , листок .

  1. Физминутка

Наши ручки

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А теперь быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Приседай скорей со мной,

Держим руки за спиной.

Встали прямо, руки вбок,

Влево — вправо поворот.

Все, закончили. Ура!

За занятия пора!

  1. Развитие умений – применение знания.

Слайд 2

  • Образовать слова при помощи суффиксов –ок-, ик-, -ник-

Лес –

Мост –

Гриб-

  • Прочитайте. Распределите слова на три равные группы. Напишите их, выделяя в словах корень и суффикс.

 Столбик, грибок, огонёк, садик, уголёк, листок, стебелёк, голосок, топорик, холодок, денёк, мостик.

  • Придумайте слово с таким же суффиксом.   Выделить суффикс.

Столик – гвоздик,
диванчик – __________,        
медвежонок – _________     

  • Найди слова, в которых есть суффикс. Суффикс выдели.

Выходной, лесник,  дома,  снежки, снега,   заморозки, корм.

Вывод: Оказывается, не во всех словах есть суффикс. Надо быть очень внимательными !

  • Задание в учебнике стр. 89 упр. 165 (с комментированием) Составить с одним из слов предложение. Выполнить синтаксический разбор.

(Один ученик на доске с комментированием, а остальные в тетради)


  1. Рефлексия

Слайд 7 ( если останется время от урока)

  • Проверим себя

– Над какой темой мы сегодня работали?
– Что же такое суффикс?
– С какими новыми суффиксами познакомились?

– Кто остался доволен своей работой? (светофор)

- У кого были затруднения, и кому ещё нужно поработать над этой темой? (светофор)
– Дополните предложения.

Дополнение предложений:

Сегодня на уроке:

  1. Я узнал…
    2. Я понял…
    3. Мне понравилось…
    4. Было трудно…
    5. Для меня было открытием, что…
    6. Могу порадоваться успехам…

  1. Домашнее задание

Стр. 89-90 правила, упр. 167 – объяснить выполнение задания







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!