Русский язык 1 класс программа «Начальная школа 21века»
Учитель: Макарова Елена Владимировна
Тема: Слова-сравнения. Звукобуквенный разбор слов.
Цель: создание условий для выбора языковых средств при описании качеств человека.
Задачи:
Образовательные:
Знакомить со сравнительными конструкциями как приемом, помогающим более точно, ярко составить описание вне; отработать постановку вопросов «кто?, что? какой? какая?» и т.д.; повторить сопоставление слов со звуковыми моделями .и правила постановки знаков препинания в конце предложения.
увеличивать словарный запас по теме «Животные»;
Коррекционные:
развивать фонематический слух;
предупреждать оптическую дисграфию.
Формирование УУД:
Познавательные УУД: Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Представлять информацию в виде схемы. Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы.
Регулятивные УУД: Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Прогнозировать предстоящую работу.
Коммуникативные УУД: Развивать умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. Умение работать в паре.
Личностные УУД: Развивать положительное отношение к процессу познания. Владеть общими логическими приёмами мышления; обнаруживать устойчивое внимание, подчинённое той деятельности, которую выполняют.
Планируемый результат
Предметные:
Уметь объяснять написание строчных букв
Уметь подбирать слова, отвечающие на вопросы кто? что? какой? какая?
Уметь соотносить слова с заданной моделью.
Уметь использовать при описании кого-то или чего-то слова- сравнения.
Уметь ставить к словам вопросы.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Межпредметные связи
Русский язык, литературное чтение, окружающий мир
Ресурсы:
- основные
- Учебник «Русский язык», 1 класс, Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И.
- дополнительные
- музыкальный фрагмент из мультфильма «Бременские музыканты» «Песня гениального сыщика».
Ход урока.
1.Организационный момент (самоопределение к деятельности)
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
2. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания
-Сегодня к нам на урок пришёл сказочный гость. А вот кто это вы узнаете, прослушав его песенку.
(Звучит фрагмент песни из мультфильма «Бременские музыканты» «Песня гениального сыщика».)
-Кто же это? (картинка)
-Как вы понимаете – гениальный? (лучший в своей профессии)
-Какие качества помогают ему быть самым лучшим?
-С кем он себя сравнивает? Какие слова ему в этом помогают?
-Как вы думаете, какая тема нашего урока? (слова-сравнения)
-Чему будем учиться на уроке? (познакомимся со словами-сравнениями, будем учиться находить их в тексте и правильно употреблять в своей речи)
-Как настоящие сыщики мы будем искать эти новые слова. Работаем дружно, помогаем друг другу.
-Составим план урока.
С чего начнем? А затем?
План урока.
Чистописание
Словарная работа
Работа в учебнике. Знакомство и поиск новых слов с. 39-40
Самостоятельная работа
-За правильные ответы и активную работу на уроке вы будете получать жетоны. А в конце урока мы проверим: тот, кто наберет 5 и более жетонов получит звание гениального сыщика и прикрепит на тетрадь значок.
3.Применение нового знания.
Работа в тетради.
- Открыли тетради (говорим стишок). Запишем число.
Минутка чистописания:
Сс ся се си сь съ со сы са
-Из каких элементов состоят эти буквы. Дать характеристику звуку.
-Вспомните, какое словарное слово употребил сыщик, описывая свои гениальные качества?
Собака (вешаю картинку)
-Что означает это слово? Раскройте его лексическое значение.
-Запишем: собака. Где находится орфограмма?
Сделаем звукобуквенный анализ слова-собака.
-Составим предложение. Я начну, а вы продолжите: У гениального сыщика нюх, как у собаки.
-Найдите сравнение. Подчеркните зелёным карандашом.
Найдите интересную информацию в «Умных сведениях» об уникальных способностях обоняния собак. Зачитайте.
Умные сведения: Собаки мыслят, как двухлетние дети. Собака различает от 125 до 300 запахов в зависимости от породы.
4.Закрепление изученного материала и включение нового знания в систему знаний.
-В сведениях о собаке найдите предложение со сравнением.
Зачитайте. Где сравнение?
-А что такое сравнение? Найдите и зачитайте.
(Сравнение-это сопоставление одних предметов с другими и нахождение одинаковых качеств)
-Итак, со словами-сравнениями мы познакомились, что такое сравнение узнали.
Физминутка
А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли.
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево.
Тихо сели-вновь за дело.
-А теперь поработаем в учебнике.
С. 39 упр. 1 почитаем по ролям. 3 чел. Распределим роли. Остальные следят. Оценим чтение.
-Какие слова помогли вам понять, что мальчик очень худой?
-А кто такой Кощей? Где будем искать информацию?
Найдите сведения о Кощее. Зачитайте.
Кощей Бессмертный-сказочное существо, герой волшебных сказок, употребляется в значении «худой», «тощий».
-В русском языке много сказок, пословиц, поговорок. Для создания более яркого и красочного образа героя писатели, поэты использовали слова-сравнения. Эти выражения так торопились к нам на урок, но рассыпались. Начало есть и оно у вас на партах, а вот окончание фразы надо найти. Оно зашифровано в картинке.
-Ну, что сыщики, поможем?
Работать будете в парах. Вспомним правило работы в паре.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
А помочь захочешь другу,
Подними спокойно руку.
- Идите по следу, ищите картинку.
(На доске развешаны картинки с изображениями животных)
1 ряд упрямый, как осел, чёрный, как ворон, храбрый, как лев, трусливый, как заяц, голодный, как волк,
2 ряд хитрая, как лиса, крепкий, как орех, могучий, как дуб, коварная, как змея, лёгкое, как пёрышко,
3 ряд преданный, как собака, проворная как белка, красный, как рак, холодная, как лягушка, трудолюбивый, как пчела
-Проверим, какие фразы у вас получились.
-Запишите фразу в тетрадь самостоятельно, будьте внимательны. Сравнения подчеркните.
Устно составьте предложения.
-Так зачем мы используем слова-сравнения? (Образ героя раскрывался полно и красочно)
-С кем люди себя сравнивают?
-Закрепим новые знания, поработаем в учебнике. С. 40 упр. 2
Читаем самостоятельно
-Понравилось ли Валиной маме такое сравнение?
-А как бы вы закончили эту фразу?
-Что надо помнить, когда мы подбираем такие слова?
-Найдите правило. Прочитаем
-Какой совет дают нам авторы учебника?
-А сейчас поработаем самостоятельно, проверим как вы самостоятельно подберете слово к схеме и запишите выражение. Работать будете по вариантам.
Учебник. С. 42 упр.5
-Читаем задания хором. Составим план работы.
1.по модели подберу слово-подсказку
2. запишу выражение
3. проверю
1 вариант-1 красивый, как принц
2 вариант-2 худенькая, как травинка
3 выражение- дополнительное задание. высокий, как жираф. На выполнение задания вам 3 минуты.
5.Итог урока:
-Выполнили ли мы поставленные перед собой задачи: познакомиться со словами-сравнениями, учиться находить их в тексте ?
-Зачем они нам нужны?
6.Рефлексия
Посчитайте жетоны. Кто заработал 5 и более жетонов вы молодцы. Вам вручается гениальный сыщик. А остальные – вы сыщики. У вас все еще впереди –дерзайте!
7