Мастер-класс «Развитие речевой деятельности учащихся через применение технологии критического мышления»
Учитель: Зайчикова Марина Валентиновна (учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории)
Дата: 07 февраля 2023
Место проведения: Петушинский район, г.Петушки, МБОУ СОШ №1.
Цель: обмен опытом педагогической деятельности по применению ТРКМ в работе с текстом на уроках русского языка и литературы как одной из форм эффективного развития функциональной грамотности учащихся и подготовки их к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Задачи:
- продемонстрировать коллегам методы и приемы работы с текстом в системе ТРКМ;
- прокомментировать эффективность применения данных методов и приемов;
- отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- мультимедийное оборудование и электронная презентация мастер-класса, раздаточный материал.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАСТЕР-КЛАССА:
1. Постановка педагогической проблемы
2. Активные методы обучения.
3. Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.
4. Подведение итогов мастер-класса.
5. Рефлексия.
6. Приложение.
Поклонник славы и свободы,
В волненье бурных дум своих,
Владимир и писал бы оды,
Да Ольга не читала их.
(А.С.Пушкин)
Постановка педагогической проблемы
Актуальные причины применения ТРКМ на уроках русского языка и литературы:
инновационные процессы, протекающие в современном обществе и системе образования;
изменение развития познавательных процессов у современных школьников, поиск новых методов и подходов в обучении;
развитие функциональной грамотности учащихся;
подготовка к ОГЭ и ЕГЭ выпускников школы;
развитие языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций;
актуальность и многофункциональность технологии развития критического мышления (ТРКМ);
восстановление основополагающей роли художественной литературы в обучении и воспитании подрастающего поколения.
Современная школа сталкивается с противоречиями, возникающими из-за несоответствия между требованиями программ и возможностями детей по их усвоению. Часто у сегодняшних учащихся отсутствует личностный мотив в учебной деятельности, что связано с активным развитием интернет-технологий и восприятием предметов гуманитарного цикла (особенно литературы) как оторванных от практической деятельности. (Не раз уже раздавались предложения исключить из школьной программы классические произведения, особенно 19 века, как лишенные практической направленности и жизненной целесообразности).
Современному ученику важно не только получать знания, но и уметь применять их в новых ситуациях, развивать умение связывать знания и жизненный опыт с новой информацией. Эти умения сегодня называют «функциональной грамотностью».
Технология критического мышления актуальна на современном этапе развития общества тем, что осуществляется направленность на практическое использование, а также развитие функциональной грамотности российских школьников. Педагогу предлагается большой набор приемов, способствующих активизации учебного процесса.
Сегодня и учитель, и учащиеся стоят перед проблемой выбора информации. Необходимо не только умело владеть информацией, но критически её оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, учащиеся должны уметь рассматривать её вдумчиво, критически, анализируя новые идеи с различных точек зрения, правильно и связно оформлять свои мысли, приводить разумные и действенные аргументы в письменной и устной форме.
II . Активные методы обучения
На современном этапе развития педагогической науки и школьной практики большое внимание уделяется так называемым «активным» методам обучения. К ним относится и ТРКМ. Критическое мышление - это способ мыслить критически, наивысшая организация мыслительных функций, заключающихся в анализе, синтезе, сопоставлении информации, нахождении причинно-следственных связей, умение делать собственные выводы. Педагоги-практики особо выделяют ценность осмысленного обучения, о которой писал еще Л. С. Выготский в работе «Педагогическая психология».
Практические цели ТРКМ:
- научить умению работать с текстом научным и художественным,
- создавать собственные творческие письменные работы;
-обучение сотрудничеству со всеми людьми.
Сегодня я представлю небольшую систему приемов, которую можно использовать как на уроках изучения нового материала, так и на уроках закрепления и обобщения. Предлагаемые приемы:
- Инсерт (пометки на полях);
- Взаимоопрос;
-Интервью.
-Анализ ситуации с разных позиций
III. Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.
В конце 2020 года Всемирный экономический форум опубликовал свой список из 10 основных профессиональных навыков, которые будут востребованы к 2025 году. Неудивительно, что перечисленные навыки - социальное влияние, устойчивость, креативность, гибкость и идеи - имеют нюансы и во многом зависят от высокого уровня эмоциональной зрелости. Этим мягким навыкам труднее научить, чем техническим навыкам, но они абсолютно необходимы для успеха отдельных лиц и организаций.
Несколько недавних исследований выявили, что чтение художественной литературы сильно коррелирует с более высоким уровнем эмоционального интеллекта, включая сочувствие, понимание других и глубокое мышление.
Проблемный вопрос
Нужно ли читать художественную литературу сегодня?
Стоит ли тратить время на чтение художественной литературы, если есть огромное количество специальной, развивающей, практикоориентированной литературы по саморазвитию и для бизнеса, а также много видеоуроков, лекций, аудиокниг?
Сегодня я предлагаю поговорить о важности чтения художественной литературы (материалы можно использовать на уроках литературы, на классном часе, на вступительных занятиях внеурочной деятельности). Но я использую данные приемы и на уроках русского языка (при изучении или обобщении темы), и на уроках литературы (при знакомстве с литературным портретом писателя).
Представление теоретического материала. (Ролик «Зачем читать книги» - 2 минуты). Небольшая беседа по полученной информации.
Чтение текста «8 причин» с применением приема «Пометки на полях» (Инсерт).
Прием требует от ученика не пассивного чтения, а внимательного. Если раньше он просто пропускал непонятные моменты в тексте, то прием Инсерт заставляет обратить на них внимание, сконцентрироваться на каждой строке текста.
Учащиеся работают с текстом и делают пометки на полях:
«+» - если считают, что это им известно;
«v» - если то, что прочитали, является новым;
«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.
(Инсерт довольно эффективен, когда нужно проработать большой пласт теоретического материала. Чаще всего работаю с детьми с использованием карандаша, не составляя таблицу, что позволяет сделать урок более динамичным.)
Приём «Взаимоопрос». Беседа по прочитанному тексту.
- Что в этом тексте вам уже было знакомо (+)?
- Что стало новым, интересным (V)?
- Что вызвало вопросы (?)?
- Пронумеруйте причины по-своему, исходя из важности для вас (1 – самое важное…8 – наименее важное)
(Материал проговаривается детьми, прослушивается ими еще раз. Если возникают вопросы, то сначала переадресую их другим учащимся).
Ученики задают друг другу вопросы. Можно задавать вопросы и учителю. При этом задача учителя – показать, что вопросы должны формироваться по сути излагаемого материала.
Приём «Интервью» (авторский). После изучения темы один из учеников вызывается быть «специалистом» по данной теме. Остальные ученики становятся журналистами и задают вопросы специалисту. Данный приём хорошо работает и на уроках русского языка, и на уроках литературы. «Журналисты» придумывают интересные вопросы, стараясь найти необычные формулировки темы. Один из вариантов: «специалистами» становится группа из 2-3-х человек и совместно отвечают на вопросы «журналистов». Особенно эффективно мне удалось использовать этот прием при повторении тем «Второстепенные члены предложения», «Односоставные предложения», «Типы речи», «Выразительные средства языка».
Прием «Анализ ситуации с разных позиций» (построение речевого высказывания)
Участники рассказывают, как они чувствовали себя в своих ролях: в роли журналистов, в роли интервьюеров и интервьюируемого.
Особенности использования приёма «Интервью»:
Начинать с небольших текстов (из учебника) в соответствии с уровнем подготовленности класса, постепенно увеличивая объем и сложность текста;
Вопросы сначала не выходят за рамки текста; по мере освоения приема, можно включать и дополнительные знания учащихся;
Чем больше интервьюируемых, тем более интересные и глубокие вопросы возникают у «журналистов»;
Один из вариантов – «специалистами» становится группа из 2-3-х человек и совместно отвечают на вопросы «журналистов»;
Обязательная рефлексия с осознанием своих ощущений и чувств, переведение их в словесную форму.
IV. Подведение итогов мастер-класса.
Представленные приемы работы с текстом позволяют решать такие речевые задачи:
учить видеть, слышать и чувствовать текст;
пополнять речевую память учащегося;
обогащать словарный запас;
продуктивно усваивать учебный материал;
создать навык правильного построения вопросов;
прививать эстетический вкус и правила официального общения;
формировать собственное мнение, высказывать и аргументировать его.
Необходимо помнить, что на уроке анализа текста главным всегда остается работа с текстом, а ИКТ лишь разнообразят методы, приемы и формы работы, развивающие разные стороны личности ученика.
Тем не менее ИКТ на уроке способствуют:
● экономии времени;;
● глубине погружения в учебный материал;
● повышению мотивации обучения;
● расширению возможностей урока;
● интегративному подходу в преподавании.
● возможности одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа-материалов.
V. Рефлексия. Выберите одно из высказываний, которое сейчас отражает ваши мысли о чтении художественной литературы.
- Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить. Ф.Вольтер
- Люди, которые читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор. Ф.Жанлис
- Чтение для ума — то же, что физические упражнения для тела. Джозеф Аддисон
- Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например - не читать их. Рэй Брэдбери
- Помните: то, что вы собой представляете, определяется тем, что вы читаете. Джим Рон
- Хорошая книга подобна айсбергу, семь восьмых которого скрыто под водой. Эрнест Хемингуэй
- Всё бледнеет перед книгами. Антон Чехов
- Читать всего совсем не нужно; нужно читать то, что отвечает на возникшие в душе вопросы. Лев Толстой
VII . Спасибо за внимание.
8 причин читать больше ХУДОЖЕСТВЕННОЙ литературы
В конце 2020 года Всемирный экономический форум опубликовал свой список из 10 основных профессиональных навыков, которые будут востребованы к 2025 году. Неудивительно, что перечисленные навыки - социальное влияние, устойчивость, креативность, гибкость и идеи - имеют нюансы и во многом зависят от высокого уровня эмоциональной зрелости. Этим мягким навыкам труднее научить, чем техническим навыкам, но они абсолютно необходимы для успеха отдельных лиц и организаций.
Исследования доказывают, что вымышленные истории полезнее для мозга, чем реальные.
1. Расширение социальных навыков. Люди, читавшие художественную литературу, лучше понимают психические состояния, убеждения и желания других людей, они больше склонны к эмпатии, чем те, кто предпочитает научные труды. Чтение художественной литературы сильно соотносится с более высоким уровнем эмоционального интеллекта, включая сочувствие, понимание других и глубокое мышление.
Мозг обрабатывает прочитанную и реальную информацию одинаково. Читая, мы буквально перемещаемся в тело персонажа. Данный эффект не возникает при просмотре телевизора или в процессе компьютерной игры.
2. Эффективные способы решения современных проблем. Парадокс, но истины, описанные классиками даже много веков назад, актуальны до сих пор. Например, слова Сократа в V веке до н. э.: «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей».
Похоже, что с тех времен, особо ничего не изменилось. А значит, на их примере, можно решить и свои проблемы. Понимание этого возвращает читателю уверенность в себе и внутреннюю гармонию.
3. Смирение с неопределённостью
Стабильность — миф, однако ценителей романов это мало беспокоит. Любители художественной литературы проще относятся к хаосу и нестабильности. Значит, они мыслят шире и подходят к решению проблем творчески.
4. Богатое воображение и образное мышление
«Автор пишет только половину книги. Другую половину пишет читатель», — так говорил классик английской литературы Джозеф Конрад. Хороший писатель действительно рассказывает не всё, а только самое необходимое, заставляя читателя использовать воображение. Внешность и прошлое героев, обстановка, запахи, тембр голоса — как режиссёры, снимающие экранизацию, мы часто додумываем детали самостоятельно.
Если вам тяжело фантазировать, беритесь за художественную литературу. Она расшевелит ваше воображение.
5. Здоровый сон и крепкие нервы
Уход в вымышленную реальность полезен всем, кто испытывает стресс. Книга — самое эффективное средство снижения тревожности. Исследования показывают, что всего 6 минут чтения снижают пульс и расслабляют мышцы на 68%. Для сравнения: прослушивание музыки успокаивает на 61% , прогулка — на 42%, а видеоигра — на 21%.
Чтение — идеальное занятие перед сном. Оно отвлекает, расслабляет и помогает заснуть.
6. Твёрдая память, устойчивое внимание и логика
Чтобы запомнить всех персонажей «Войны и мира» и разобраться в перипетиях сюжета, нужны не только крепкие нервы, но ещё развитая память и логика. Пробираясь через сложный роман, вы продлеваете жизнь своему мозгу. Доказано, что заядлые читатели в старости на 32% реже страдают от болезни Альцгеймера.
Чем длиннее выбранное вами произведение, тем лучше работает ваш мозг.
7. Богатый словарный запас
Исследования показывают прямую зависимость между количеством прочитанной художественной литературы и словарным запасом. Если вы хотите говорить красиво, лучше формулировать мысли и рассказывать истории, избавиться от шаблонных фраз, читайте художественную литературу.
8. Индивидуальность характера
Чем больше человек читает, тем меньше он похож на других. Вместе с героями произведений формируется его характер и индивидуальность, истинные критерии достойного поведения и оценки деятельности окружающих. Читая литературу, мы не просто уходим от реальности, но обретаем новый опыт.
РЕФЛЕКСИЯ
- Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить. Ф.Вольтер
- Люди, которые читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор. Ф.Жанлис
- Чтение для ума — то же, что физические упражнения для тела. Джозеф Аддисон
- Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например - не читать их. Рэй Брэдбери
- Помните: то, что вы собой представляете, определяется тем, что вы читаете. Джим Рон
- Хорошая книга подобна айсбергу, семь восьмых которого скрыто под водой. Эрнест Хемингуэй
- Всё бледнеет перед книгами. Антон Чехов
- Читать всего совсем не нужно; нужно читать то, что отвечает на возникшие в душе вопросы. Лев Толстой