Просмотр содержимого документа
«Роль картин природы в романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир»»
Роль картин природы в романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир»
Пейзаж в романе Л. Толстого «Война и мир» выполняет различные функции. Наиболее общая особенность пейзажа Толстого - это соответствие его настроению героя. У автора одним из признаков настоящего человека является способность чувствовать и любить природу.
Природа потому так ярко воспринимается героями Л. Толстого, что она, с точки зрения писателя, образец жизни для людей. Она воздействует своей естественной силой на человека, помогает найти своё место в жизни, заставляет жить полной жизнью.
Вспомним эпизод «Ночь в отрадном». Л. Толстой показывает разное отношение людей к природе: восхищение Наташи и равнодушие Сони. Наташа счастлива, как берёзка весной.
Природа сыграла важную роль в жизни князя Андрея. Например, эпизоды «Аустерлицкое сражение», «Старый дуб в весеннем лесу».
Аустерлицкое небо показало ему, что он неправильно жил, что напрасны его мечты о счастье. Небо становится для князя Андрея как бы символом нового высокого понимания жизни, раскрывает перед ним бесконечные светлые горизонты. Природа возвращает князя Андрея к жизни, заставляет по-другому взглянуть на мир и людей, демонстрирует герою свою силу, способность к обновлению, развитию («Старый дуб»). Л. Толстой неприязненно описывает ели в лесу. Называет их задавленными и мёртвыми. Автор не признаёт жизни застывшей, одинаковой и потому мёртвой. В ней, как и в людях, он видит и ценит постоянное развитие, вечность и бесконечность природы.
Образ Николая Ростова тоже связан с природой. Вспомним эпизод (Том 2, часть четвертая, глава III) перед охотой, в котором автор передаёт настроение юного графа, чувствующего прилив сил: "15 сентября, когда молодой Ростов утром в халате выглянул в окно, он увидал такое утро, лучше которого ничего не могло быть для охоты: как будто небо таяло и без ветра спускалось на землю. Единственное движение, которое было в воздухе, было тихое движение сверху вниз спускающихся микроскопических капель мги или тумана. На оголившихся ветвях сада висели прозрачные капли и падали на только что свалившиеся листья. Земля на огороде, как мак, глянцевито-мокро чернела и в недалеком расстоянии сливалась с тусклым и влажным покровом тумана. Николай вышел на мокрое с натасканной грязью крыльцо; пахло вянущим листом и собаками". "Хорош денек, а?" - произнес Николай.
А вот абсолютно другое настроение Николая на войне: тоска, подавленность, страх погибнуть в молодом возрасте (том 1, часть вторая, глава VIII): "Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце! Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! Как ласково-глянцевито блестела вода в далеком Дунае! И еще лучше были далекие, голубеющие за Дунаем горы, монастырь, таинственные ущелья, залитые до макуш туманом сосновые леса... там тихо, счастливо".
«Ничего, ничего бы я не желал, ничего бы не желал, ежели бы я только был там, — думал Ростов. — Во мне одном и в этом солнце так много счастия, а тут... стоны, страдания, страх и эта неясность, эта поспешность....".
Природа в восприятии Л. Толстого несёт в себе мир и жизнь. Она всегда противостоит ужасам войны. Автор подчеркивает, что природа играет роль высшей мудрости, являясь воплощением духовных ценностей. Она органично вливается в бытие «ищущих» героев автора, переплетаясь с их думами и тревогами, порой позволяя переосмыслить жизнь и иногда указывая нужный путь.