Открытый урок по литературе в 7 классе
Тема: М.Ю. Лермонтов. Историческая эпоха в поэме «Песня … про купца Калашникова». Иван Грозный в изображении Лермонтова.
Оборудование: презентация
Цели:
1. Воссоздание атмосферы эпохи, нашедшей отражение в произведении М.Ю. Лермонтова, выявление различий между реальными историческими событиями и эпохой Ивана Грозного в изображении М.Ю. Лермонтова.
2. Выявление особенностей жанра поэмы, приёмов создания образа Ивана Грозного.
3. Формирование навыков выразительного чтения, лексической работы, работы с учебником, с иллюстрациями.
4. Развитие интереса к истории России.
Ход урока
Слово учителя Сегодня мы продолжаем говорить о творчестве М.Ю. Лермонтова. Используя прием «Верные и неверные утверждения», проверим, что мы знаем о жизни и творчестве поэта.
Утверждение | Верно или нет? |
1. М.Ю. Лермонтов родился 2 октября 1814 г. и прожил долгую и счастливую жизнь. | |
2. Кумиром Лермонтова был А.С. Пушкин, после гибели которого Михаил Юрьевич написал стихотворение «Смерть поэта». | |
3. «Люблю отчизну я, но странною любовью», – это строчки из стихотворения А.С. Пушкина «К Чаадаеву». | |
4. Стихотворение М.Лермонтова «Бородино» посвящено восстанию декабристов 1825 года. | |
– Дома вы прочитали 1 главу поэмы «Песня про купца Калашникова». Скажите, что объединяет стихотворение «Бородино» и эту поэму?
(Год написания – 1837, а также обращение к историческому прошлому России)
– Какое произведение вам было проще читать, воспринимать? Почему? (Постепенно подвожу к формулировке темы и целей урока)
– Давайте вместе попытаемся решить возникшие вопросы, а главное – перенесемся в эпоху русского Средневековья.
– Обратите внимание на полное название произведения. Свою поэму Лермонтов определяет как ПЕСНЯ. Что вам напоминает эта песня? (Былины, народные песни)
– Кто исполняет эту песню? (Гусляры, которые были народными певцами, выражали народное мнение)
– Как, по-вашему, удалось поэту приблизиться к фольклорному жанру?
( Поэт широко использует приёмы устного народного творчества, также чувствуется манера исполнения, благодаря чему мы не можем читать быстро: поэма читается напевно, размеренно).
– Чье имя Лермонтов обозначил первым в названии произведения?
(Иван Васильевич, прозванный в народе Грозным. Далее указывается молодой опричник.)
– Что нам известно из истории об опричниках? Кто они такие?
(Сообщение учащегося – 3-5 минут)
– Что вам известно о личности Ивана Грозного?
(Высказывание учащихся)
– Судить однозначно о времени правления Ивана Грозного, наверное, нельзя. Ведь с его именем связан разгром Казанского и Астраханского ханств, укрепивший русское государство. Во время его правления русские перешагнули через Урал, началось освоение Сибири. С другой стороны, страну охватил жестокий деспотизм и террор.
– Личность Ивана Грозного, очень неординарная и противоречивая, интересовала не только историков. К ней обращались и писатели, и художники, и режиссеры. Чем он так привлёк к себе внимание? Давайте посмотрим две картины известных художников.
Сообщение учащихся о картинах В.Васнецова «Царь Иван Грозный» и И.Репина «Иван Грозный и сын его Иван».
– Как, по-вашему, какая картина могла бы быть иллюстрацией к поэме Лермонтова? Какой строчкой начинается поэма? Что она означает?
Работа с текстом
– О чём рассказывается в 1 главе поэмы? (О пире у Ивана Грозного)
– Что означает слово «пир»? ( В.И. Даль: «Пир – многолюдное угощенье, иногда с музыкой, плясками и другими потехами. Пир на весь мир. Пир горой.)»
– Посмотрите на картину Билибина «Боярский пир времен Ивана Грозного».
Царь часто усраивал пиры для опричников. Он угощал их заморскими винами, дарил ценные подарки.
– Как открывается сцена пиршества?
(Лермонтов использует прием параллелизма)
– Почему изменилось настроение царя?( Опричник Кирибеевич не принимал участие в общем веселье)
Исследовательская работа (отрывок «Вот нахмурил царь брови чёрные») – ассоциация с картиной Васнецова. Деталь – посох. Постоянные эпитеты (брови чёрные, очи зоркие, добрый молодец).
– Какие грозные слова произнес Иван Васильевич? Как они его характеризуют? (Пиршество – это веселье для всех по указу. А если кто-то невесел, то царь подозревает его в измене)
– Почему грустит Кирибеевич?
– Как он описывает Алену Дмитриевну? ( Поэтические сравнения, эпитеты)
– Каким вы представляете себе Кирибеевича? Подберите слова, характеризующие образ опричника.
Кирибеевич – молодой \ лукавый!
красивый
смелый
– В чём лукавство опричника? (Скрыл от царя, что Алена Дмитриевна венчана)
– Первая глава заканчивается обращением к Ивану Васильевичу.
– Итак, каким перед нами предстает Иван Грозный в 1 главе? (Он суров, подозрителен, радостен, великодушен)
Подведение итогов
– Что нового узнали на уроке?
– Было ли вам сегодня интересно?
Домашнее задание: прочитать поэму до конца, вопр.3, 6 стр. 221 (письменно)
Утверждение | Верно или нет? |
1. М.Ю. Лермонтов родился 2 октября 1814 г. и прожил долгую и счастливую жизнь. | |
2. Кумиром Лермонтова был А.С. Пушкин, после гибели которого Михаил Юрьевич написал стихотворение «Смерть поэта». | |
3. «Люблю отчизну я, но странною любовью», – это строчки из стихотворения А.С. Пушкина «К Чаадаеву». | |
4. Стихотворение М.Лермонтова «Бородино» посвящено восстанию декабристов 1825 года. | |