СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деепричастный оборот

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Деепричастный оборот»

Конспект урока


1.Тема урока: Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

2. УМК: программа, учебник (автор, год издания) УМК под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта и др.

Учебник: Русский язык. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2013. – 335, [1] с.: ил., 8 л. цв. вкл.

3. Класс: 6 «Б»

4. Тип урока: урок закрепления (урок - рефлексия)

5. Форма проведения урока: урок - практикум

6. Цели урока:

Деятельностная цель: развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний; развивать умение самостоятельно мыслить, рассуждать, обобщать, делать выводы; развивать коммуникативную компетенцию учащихся;

Содержательная цель: повторить сведения о деепричастном обороте; совершенствовать навыки постановки знаков препинания при одиночных деепричастиях и деепричастном обороте; сформировать у учеников представление о роли деепричастий и деепричастных оборотов в художественных произведениях.

7. Формируемые УУД:

Личностные УУД: усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; осознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому совершенствованию.

Регулятивные УУД: самостоятельно работать с материалом, корректировать и оценивать; работать по плану, сверяя свои действия с целью; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; находить ответы на поставленные вопросы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового и творческого характера.

Коммуникативные УУД: правильно оформлять свои мысли, излагать свою точку зрения; умение слушать точку зрения другого; вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

8. Межпредметные и внутрипредметные связи: литература (фрагменты текста взяты из прозаических художественных произведений русских писателей), в русском языке связь синтаксиса, морфологии, лексики, морфемики, словоообразования.

9. Оборудование урока и электронные образовательные ресурсы (ЭОР): толковый словарь (Толковый словарь русского языка под ред. С.И. Ожегова); портрет А.С. Пушкина и сборники его стихотворений; схема кластер «Деепричастие»; раздаточный материал (карточки для индивидуальной работы, карточки с отпечатанным текстом); компьютерная презентация к уроку (дополнительно).



10. Оформление доски:

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


Двадцать восьмое февраля.

Классная работа.

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

Эпиграф к уроку

До Пушкина еще никто не умел придавать русскому стиху столько точности, выразительности и красоты.

Н.Чернышевский





Записывают число, классная работа, название темы и эпиграф в тетради.



Ход урока



Этап урока, хронометраж этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

(личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные)

I.Организационный момент

(мотивация к учебной деятельности)

(5 мин.)

Цель этапа: организовать направленное внимание на начало урока;

создание положительного настроя учащихся на урок

















II. Целеполагание и определение темы урока




















































III.Актуализация прежних знаний.

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося







IV.

Разминка




































V.

Закрепление изученного раннее

Цель этапа: выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

























VI.

Самостоятельная работа




















































VII.

Творческий диктант





























































VIII. Рефлексия деятельности.


























IX. Домашнее задание

(дифференцированное Д/З)




- Здравствуйте, ребята!

-Мы продолжаем изучение темы «Деепричастный оборот и знаки препинания при нем».

Кроме того, на сегодняшнем уроке у нас произойдет необычная встреча лингвистики и литературы.

-А какова тема этой встречи, цели и задачи, мы выясним с вами, выполнив первое задание, данное вам на специальных листах.

-Подпишите их, пожалуйста, (класс, фамилия, имя)

-Запишем сегодняшнее число…..

Классная работа.


-Результатом урока должны стать творческие работы, в которых вы покажите умение не только правильно расставлять знаки препинания в предложении с деепричастиями и деепричастными оборотами в речи для создания более точных рассуждений и описаний.





Перед вами предложения:

1.Под голубыми небесами Великолепными коврами, …, снег лежит...

2. …, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня...


1. Вспомните, какие слова пропущены в каждом предложении?


2. Что объединяет эти слова?



3. Ещё раз посмотрите на предложения и на основании вставленных слов сформулируйте тему урока.

4.Сформулируйте цели нашего урока, учитывая, что с данным правилом мы уже знакомы. Воспользуйтесь для этого опорными схемами.

ЦЕЛЬ:

1) закрепить умение находить ____________________________ в предложениях и текстах;

2) повторить правило постановки ___________________________________.

3.Обратимся еще раз к предложениям (первым строкам)

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит...

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня...

- Кто автор этих строк? Из какого они произведения?

- А раз мы будем сегодня работать с необычными упражнениями, то в течение урока будем выявлять, какую роль играют деепричастия и деепричастные обороты в художественных произведениях

А.С. Пушкина.


-Составим коллективный портрет деепричастия, результаты вывесим на доску (групповая работа).

См. Приложение № 1








Разминка «Веришь ли ты?»

Задача учеников - определить, верное или ложное суждение содержится в высказывании, и объяснить свою точку зрения.

Верно ли суждение, сигнализируют карточкой, одна половина (или сторона) которой окрашена в зеленый цвет (верный ответ), а вторая- в красный (неверный ответ).


- Верите ли вы, что деепричастия своим «внешним видом» похожи на прилагательные)?

- Верите ли вы, что деепричастия не связаны с глаголом?

- Верите ли вы, что деепричастия могут быть настоящего и прошедшего времени?

- Верите ли вы, что деепричастие имеет признаки глагола?

- Верите ли вы, что деепричастия изменяются по родам, числам и падежам?

- Верите ли вы, что деепричастный оборот на письме не выделяется запятыми?

Тренировочные упражнения

(по вариантам)

1) Объяснительный диктант (графически обозначить деепричастный оборот).

1 вариант

1) Кот (1) ещё сильнее выгнув шею (2) зашипел и ударил лапой Каштанку по голове.

2) Ласточка стремглав неслась по улице над самой дорогой (1) щебеча(2) чурлюкая (3) всех извещая(4) что прилетела она из дальних стран.

3) Ступая босыми загорелыми ногами (1) я крался по луговым стёжкам.

4) Лошади (1) отбиваясь хвостами от слепней(2) бегут шибкой полевой рысью.

5) Следя за небом(1) не теряйте из виду землю.

2 вариант

1) Уткнув лицо в букет полевых гвоздик(1) Динка мчалась по луговой тропинке к узенькой (2) изворотливой речонке.

2)Я вышел на опушку кустов и побрёл по полю межой(1) отчаянно устремившись вперед.

3) У этого дома по тропке бродил я(1) не чувствуя ног.

4) Далеко разносится дружный топот(1) лошади бегут(2) навострив уши.

5)Яков помолчал(1) взглянув кругом и (2) глубоко вздохнув (3) запел.

Самостоятельная работа

Поработаем с текстом, записанным на доске и на ваших карточках.


Ветер между тем становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая, тяжело поднимаясь, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег - и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл, сделалась метель. В одно мгновение небо смешалось со снежным морем. Все исчезло.

(А.С.Пушкин)


  • Определите тему текста.

  • Озаглавьте его.

  • Определите стиль речи. Обоснуйте свой ответ.

  • Объясните орфограммы, встретившиеся в тексте, обоснуйте свой ответ.

  • Объясните постановку знаков препирания.

  • Выпишите деепричастие с основным глаголом, к которому оно относится

  • Осуществите взаимопроверку.


По окончании проверки сигнальной карточкой покажите правильность выполнения задания.


Исследование текста

Понаблюдайте за тем, какую роль играют деепричастия в каждом стихотворном отрывке. Спишите стихотворные строки и обозначьте все деепричастные обороты. Выделите суффиксы деепричастий.



Отчет об исследовательской работе

У доски ученики рассказывают о результатах своих исследований, читают отрывки из стихотворений, в которых есть деепричастные обороты, определяют их роль в предложении.







Задание:

1. Восстановите предложения, преобразовав глаголы в деепричастия.

2. Расставьте знаки препинания при деепричастных оборотах, подчеркните как члены предложения.

3. Найдите обороты, которые ещё есть в предложениях, выделите их знаками препинания, подчеркните как члены предложения.

4. Вставьте пропущенные буквы, устно объясните орфограммы.

Александр Сергеевич Пушкин __________________ (изображать) пр…роду не предст…ёт перед нами простым наблюдателем. ________________(стараться) проникнуть в её тайны поэт обращает…ся к жизни человека _________________ (находить) об…яснения чудесным природным явлениям. Мы видим прозрачный лес ч…рнеющий вдали. _______________(мечтать) о стремительном беге коня герой ощущает волю, свободу и покой. Зима в лирике Пушкина не усыпляет человека, а зовёт к действию ____________ (вселять) бодрость и веселье. Стихия разбушевавшаяся в пр...роде стремится к гармонии__________________ (восстанавливать) её. Природа для поэта – пример истинной красоты мира.

5.Объясните лексическое значение слов гармония, истинный, используя задания теста:

1.Определите лексическое значение слова «гармония», употреблённого в тексте:

1) Выразительные средства музыки, связанные с объединением тонов в созвучия и с композицией созвучий, соответствующий раздел в теории музыки.

2) Согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь.

3) Гармония - (разг.). То же, что гармоника.

2. В каком значении употребляется в тексте слово «истинный»:

1) Соответствующий истине, содержащий истину.

2) Точный, устанавливаемый научно (спец.).

3) Действительный, настоящий, несомненный.


Подведение итогов (1,5 мин)

Учащиеся отвечают на вопросы (спроектированы на экране):

-Какую цель я поставил перед собой на уроке и насколько я ее реализовал?







-С какими трудностями я столкнулся при изучении темы и как я их преодолел?

-Что лучше всего получилось у меня на уроке?





-Над чем я должен еще работать?




Сегодня за работу на уроке получили оценки следующие ребята…

Комментирование и выставление оценок за урок.



Творческое задание

Вариант 1 (на выбор)

Задача: вообразите и словесно опишите зимний пейзаж, используя деепричастия и деепричастные обороты.

Писатель А.И. Куприн говорил: «Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен…»

Пусть наши руки еще не так умелы (мы только учимся) и уста не так опытны, но мы постараемся создать свои маленькие произведения. Предлагаю представить зимний лес. Присмотритесь к сверкающим краскам, прислушайтесь к тишине. Ощутите крепкий морозец, легкое прикосновение ветерка к щекам. Напишите пейзажную зарисовку, используя деепричастия.

ИЛИ

Вариант 2 (на выбор)

Кому трудно выполнить эту работу, напишите синквейн на тему «Зима».

Вариант 3 (по желанию)

Предлагаю нарисовать красками зимний пейзаж.

-Спасибо за урок.

До свидания, ребята!


Приветствуют учителя. Воспринимают информацию на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку.

Учащиеся записывают число, эпиграф и классная работа в тетради.






















Примерные ответы учеников:

1.Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит...

2.Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня...



это особая форма глагола – деепричастие

ТЕМА УРОКА: Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

Формулируют цель урока.

ЦЕЛЬ УРОКА:

1. закрепить умение находить деепричастия и деепричастные обороты в предложениях и текстах;

2. повторить правило постановки знаков препинания при деепричастиях и деепричастных оборотах.

Учащиеся записывают цель и тему урока в рабочие тетради.











А. С. Пушкин. 

«Зимнее утро» («Мороз и солнце; день чудесный!..»)








Учащиеся составляют кластер по теме «Деепричастие» в группах.

См. Приложение № 1













Задача учеников - определить, верное или ложное суждение содержится в высказывании, и объяснить свою точку зрения.




Примерные ответы учеников:

-Нет, потому что они не совмещают признаки глагола и наречия.

-Нет, они образованы от глагола и обозначают дополнительное значение к основному глаголу.

-Нет, у деепричастий нет времени.

-Да, вид, возвратность.

-Нет, деепричастие- неизменяемая форма глагола.

-Нет, деепричастный оборот на письме выделяется запятыми.










Примерные ответы учеников:

Взаимопроверка.

1 вариант

1) Кот, ещё сильнее выгнув шею, зашипел и ударил лапой Каштанку по голове.

2) Ласточка стремглав неслась по улице над самой дорогой, щебеча, чурлюкая, всех извещая, что прилетела она из дальних стран.

3) Ступая босыми загорелыми ногами, я крался по луговым стёжкам.

4) Лошади, отбиваясь хвостами от слепней, бегут шибкой полевой рысью.

5) Следя за небом, не теряйте из виду землю.



2 вариант

1) Уткнув лицо в букет полевых гвоздик, Динка мчалась по луговой тропинке к узенькой, изворотливой речонке.

2) Я вышел на опушку кустов и побрёл по полю межой, отчаянно устремившись вперед.

3) У этого дома по тропке бродил я, не чувствуя ног.

4) Далеко разносится дружный топот, лошади бегут, навострив уши.

5)Яков помолчал, взглянув кругом и, глубоко вздохнув, запел.



Примерные ответы учеников:


Ветер между тем становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая, тяжело поднимаясь, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег - и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл, сделалась метель. В одно мгновение небо смешалось со снежным морем. Все исчезло.


-Метель

-Метель

-Текст художественный, так как автор воздействует на мысли и чувства читателя путем создания художественного образа (метель) и использует изобразительно-выразительные средства: эпитет- снежное море; метафора- туча росла, облегала землю; олицетворение: ветер завыл, пошел снег.

-росла, тяжело поднимаясь) и словосочетание вида «деепричастие + зависимое слово» (тяжело поднимаясь.

Примерные ответы учеников:


Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

«Зимний вечер»


Кроет, крутя.

Помогает создать динамичную картину.


Зима!...Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью, как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

«Зима!...Крестьянин, торжествуя»

Торжествуя, обновляет;

снег почуя, плетется;

взрывая, летит.

Помогает создать динамичную картину.

Примерные ответы учеников:

Два ученика работают за доской, остальные у себя в рабочих тетрадях.

Александр Сергеевич Пушкин, изображая природу, не предстаёт перед нами простым наблюдателем.

Стараясь проникнуть в её тайны, поэт обращается к жизни человека, находя объяснения чудесным природным явлениям. Мы видим прозрачный лес, чернеющий вдали. Мечтая о стремительном беге коня, герой ощущает волю, свободу и покой. Зима в лирике Пушкина не усыпляет человека, а зовёт к действию, вселяя бодрость и веселье. Стихия, разбушевавшаяся в природе, стремится к гармонии, восстанавливая её. Природа для поэта – пример истинной красоты мира.


















Гармония

2) Согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь.









Истинный

3) Действительный, настоящий, несомненный.








Ученики отвечают на вопросы учителя.

-Цель: закрепить умение находить деепричастия и деепричастные обороты в предложениях и текстах; повторить правило постановки знаков препинания при деепричастиях и деепричастных оборотах.

- постановка знаков препинания при деепричастных оборотах; повторение правила.

-постановка знаков препинания при причастных оборотах, повторение правила.

- выполнять различные упражнения (задания) на закрепление по теме «Деепричастный оборот и знаки при нем»















Записывают домашнее задание в дневник.

























Благодарят учителя за урок.

-До свидания!




Формирование мотивации учения (Л)

Самоопределение к учебной деятельности (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)


























Целепологание учебной деятельности (П)

Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата) (Р)

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П)











































Принимать выделенные действия в учебном материале (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)


Анализировать изучаемые факты с выделением их отличительных признаков (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К),

Выполнять действие по заданному образцу, правилу (Р)

Планирование учебного сотрудничества (К)

Анализ объектов с целью выделения признаков (П)

Понимание текстов, извлечение необходимой информации (П)









Анализ, синтез,

сравнение, обобщение, аналогия,

классификация (П);

Понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);

Подведение под понятие (П);

Моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки и т.д.) (П);

Установление причинно-следственных связей (П);

Выполнение действий по алгоритму (П);

Осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);

Контроль, коррекция, оценка (Р);

Адекватное использование речевых средств, для решения коммуникационных задач (К)




Умение строить речевое высказывание. (К)

Выполнять действие по заданному образцу, правилу (Р)

Самоконтроль и самооценка.(Р)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)







































Умение строить речевое высказывание (К)

Выполнять действие по заданному образцу, правилу (Р)

Самоконтроль и самооценка.(Р)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция,

оценка учебной 

деятельности (Р)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Оценивание усваемого содержания (Л)






































Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. (Р)

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л);

Самооценка на основе критерия успешности (Л);

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

Оценивание качества и уровня усвоения (Р);

Аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации (К)




Умение составлять собственный текст.(П)

Формирование мотивации к обучению, воспитание эмоционального восприятия мира, чувства языка (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно;

формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений. (К)






2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!