СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ. Русский язык. Тест №115

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЕГЭ. Русский язык. Тест №115

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ. Русский язык. Тест №115»

Прочитайте текст и выполните задания 1–3. 

(1) Для изучения культуры американский учёный Дж. Хаксли предложил разделить её на элементы. (2)Наиболее стойкими, передающимися из поколения в поколение элементами считаются так называемые ментефакты — язык, религия, фольклор, традиции искусства; социофакты — политическое устройство, система образования, структура семьи; артефакты, которые отражают типы производства, позволяющие удовлетворять насущные потребности в пище, жильё, средства сообщения, системы землепользования и сельскохозяйственного производства. (3)Тем не менее элемент в отдельности не объясняет территориальных различий поведения этнических общностей, которые и являются носителями собственно культуры.
(По В.Н. Холиной)

1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Ментефакты, социофакты и артефакты относятся к наиболее стойким, передающимся из поколения в поколение элементам культуры, и все они в отдельности объясняют территориальные различия поведения этнических общностей.
2) Несмотря на предложение Дж. Хаксли разделить культуру на элементы, такие как ментефакты, социофакты и артефакты, все элементы в отдельности всё равно не могут объяснить территориальных различий поведения этнических общностей.
3) Согласно классификации элементов культуры, предложенной Дж. Хаксли, ментефакты — это язык, религия, фольклор, традиции искусства; социофакты — это политическое устройство, система образования, структура семьи; наконец, артефакты — это типы производства, жильё, средства сообщения и пр.
4) Невозможно объяснить территориальных различий поведения этнических общностей, если рассматривать все элементы культуры в отдельности, подобно тому как это представлено в классификации Дж. Хаксли: ментефакты, социофакты и артефакты.
5) Этнические общности, имеющие территориальные различия поведения, являются носителями собственно культуры — к такому выводу в результате исследования пришёл американский учёный Дж. Хаксли, создавший классификацию наиболее стойких, передающихся из поколения в поколение элементов культуры.

2. Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это местоимение.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РАЗДЕЛИТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

РАЗДЕЛИТЬ, -делю, -делишь, сов.

1) Произвести математическое действие деления. Р. четыре на два.
2) Произвести деление чего-л. на части, распределить по частям. Разделить яблоко на пять частей. Р. землю на участки. Р. рабочих на две колонны.
3) Дать кому-л. часть чего-л. своего, поделиться чем-л. с кем-л. Р. кров с другом.
4) Подвергнуться тому же, претерпеть то же самое, что и кто-л. другой. Р. участь.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

включИм шАрфы нЕдуг зАгнутый исчЕрпать

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Распределиться после института можно было УДАЧНЕЕ, следовало только вовремя взять нужную справку.
На практических занятиях студенты учились, как надо делать ИСКУССТВЕННОЕ дыхание.
Горы надели на головы белые шапки, ЛЕДОВЫЙ ветер гнал по долинам сухой, шуршащий снег.
В результате инвестиционной деятельности муниципалитета уровень безработицы в Вене СНИЗИЛСЯ по отношению к остальной части Австрии и к Германии.
На Таганской площади ДЕЙСТВИТЕЛЬНО можно было говорить о чём попало.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Стремление во что бы то ни стало обнаружить законы истории приводило иногда к тому, что явно ошибочные концепции излагались в форме отдельных тезисов, а последние выдавались за исторические законы. 

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

новые СОРТА
ШЕСТИДЕСЯТЬЮ рублями
не ТРОНЬ его
учил более ПОНЯТНО
съезд МОНГОЛОВ

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Б) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
B) ошибка в употреблении имени числительного
Г) ошибка в построении предложения с косвенной речью
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Маленький Юра не только увлекался музыкой, он очень любил литературу, запоем читал стихи и разбирался в творчестве русских поэтов.
2) Ещё будучи студентом, композитор женится на пианистке Валентине Токаревой.
3) Быстро осваивая фортепианную технику, у Г.В. Свиридова проявляется талант композитора.
4) Г.В. Свиридов отмечал, что «мне поэтическое слово кажется исключительно ценным, весомым».
5) Г.В. Свиридова вдохновляли не только произведения А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, но и А.А. Фета и Б.Л. Пастернака.
6) Не менее популярным стало произведение, которое знал любой школьник страны, — «Время, вперёд!»

7) Г.В. Свиридов напишет произведение для фильма Михаила Швейцера, а потом оформил его в сюиту.
8) В 1964 году Владимир Басов снимал «Метель» по одноимённой повести А.С. Пушкина и предложил Георгию Свиридову написать музыку к фильму.
9) Эльзе Густавовне захотелось лично выразить свою благодарность Георгию Свиридову, и после встречи они уже не расставались, так велика была сила чувства, вспыхнувшего в сердцах обеих.

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена непроверяемая безударная гласная корня. Запишите номера ответов.

1) покл..нение, ч..мпион, опр..вдание

2) к..мышовый, н..тариус, д..скриминировать

3) б..лизна, пр..фессор, кр..пива

4) б..рьер, л..гендарный, к..ралл

5) к..рнавал, ф..стиваль, ф..рфоровый

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..скверный, пр..бывать (в отпуске), пр..влекать
2) под..тожить, без..звестный, до..сторический
3) бе..численный, ..гущёнка, ра..кладывать
4) порт..ера, бел..этаж, зав..южило
5) пре..дверие, о..делочный, на..ломленный

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) человеч..к кольц..вая (дорога)
2) вдумч..вый, рассе..вать
3) кумач..вый, предчувств..вать
4) пожертв..вать, затемн..
5) кулац..кий, одес..кий

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) (восторг) охватыва..т, готов..лись (к бою)
2) укута..шь (ребёнка), увид..нный (в кино)
3) (они) назнач..т, леч..щий (врач)
4) науч..шь, слыш..мый
5) кле..щее (вещество), наруша..мая (тишина)

13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ)РАСПУСТИВШИЙСЯ цветок заинтересовал купца, а маленький бутон розы. Выглядываю в кусочек окна, но (НЕ)УЗНАЮ леса.
Тысячу раз проходили вы мимо этого счастья, (НЕ)ЗАМЕЧАЯ, занятые слишком земным.
Сыскные собаки шли по моему следу, они меня и нашли в (НЕ)КОШЕНОМ овсе.
Всё (НЕ)НАШЕ так мгновенно, так изменчиво!

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Пусть изба была заброшена, окна (КРЕСТ)НАКРЕСТ заколочены досками, крыльцо заросло травой, но ВСЁ(ЖЕ) это родной дом.

Юноша (В)МИГ решил, что за ним (ПО)ПРЕЖНЕМУ кто-то гонится.

(В)НАЧАЛЕ делали свистульки (В)ВИДЕ уточек, петушков, коньков.

(ПО)ТОМУ и появился в этих местах (ПО)ВЕСЕННЕМУ радостный праздник — свистунья. (В)СЛЕДСТВИЕ затянувшихся дождей мы на этой станции задержимся (НА)ДОЛГО.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Окута(1)ый ра(2)им сумраком кабинет вновь принадлежал ему со своими тёмными углами, поблёскивающим стеклом книжных шкафов, с креслом-качалкой и кожа(3)ым продавле(4)ым диваном, со старым, изъеде(5)ым молью ковром на полу.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) К вечеру на горизонте показалась знакомая церковь и забелели амбары.  

2) В юности Савва Мамонтов увлёкся театром и спектакли старался тщательно анализировать.
3) Урокам в гимназии Савва уделял гораздо меньше времени и в его табеле за шестой класс значились тройки и даже единица за латынь.
4) Музыка была постоянным фоном как в Абрамцеве так и в доме Мамонтовых на Садо-во-Спасской.
5) Художник просыпался раньше других обитателей усадьбы и практически ежедневно ходил на этюды в окрестные деревни.

17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Придя домой (1) Андрей несколько раз пропел эту песенку (2) весёлую и ритмичную (3) и сначала ничего не испытывал, но вдруг стал маршировать (4) и (5) маршируя (6) увлекался этой мелодией всё сильнее и сильнее.

18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Стены древнего палестинского города Иерихона (1) согласно легенде (2) считались несокрушимыми (3) однако (4) завоеватели одновременно громко затрубили в священные трубы, и стены рухнули. Выражение «иерихонская труба» (5) однако (6) сегодня употребляется в другом смысле: оно адресуется громогласному человеку.

19. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

30 октября 1855 г. родился Н Поздеев - один из самых ярких архитекторов Ярославля (1) творения которого (2) известны каждому жителю города (3) и вызывают восхищение всякого (4) кто оказывается там впервые.

20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз

вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4) стены театра

просто задрожали от рукоплесканий и восторженных криков.

21. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Большой театр — ведущий театр оперы и балета: он известен не только в нашей стране, но и во всём мире. (2)Подлинная слава его началась в XIX веке: это были постановки опер основоположника русской классической музыки М. Глинки «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». (3)Затем славу закрепили творения выдающихся отечественных композиторов: П. Чайковского, А. Бородина, М. Мусоргского и других. (4)В Большом театре звучали незабываемые голоса: среди них следует отметить голоса Ф. Шаляпина, Л. Собинова, А. Неждановой, С. Лемешева, И. Козловского. (5)Сверкали таланты мастеров балета: Е. Гельцер, В. Тихомирова, Г. Улановой, М. Плисецкой. (6)Нельзя не согласиться с авторами статьи в журнале «В мире музыки»: «Большой театр — такой же неотъемлемый элемент русской культуры, как Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Ленинская библиотека».

Прочитайте текст и выполните задания 22-27 

(1)Когда я был ещё подростком, мне посчастливилось быть свидетелем небывалого до того времени события и торжества. (2)В центре Москвы, во главе Тверского бульвара, перед широкой Страстной, ныне Пушкинской, площадью, в 1880 году, 6 июня, открывался памятник Пушкину — первый памятник писателю.

(3)Обычно памятники воздвигались на улицах Москвы только царям. (4)И это отметил присутствовавший на торжестве А.Н. Островский. (5)Возглашая тост за русскую литературу, он метко сказал:

— Сегодня на нашей улице — праздник!

(6)Хорошо помню красивую голову маститого писателя И.С. Тургенева с пышными седыми волосами, стоявшего у подножия монумента, с которого торжественно только что сдёрнули серое покрывало. (7)Помню восторг всей громадной толпы народа, в гуще которого находился и я, тринадцатилетний юнец, восторженный поклонник поэта. (8)Помню бывших тут же на празднике писателей — А.Н. Майкова, Я.П. Полонского, А.Ф. Писемского и других. (9)Помню и сухощавую, сутулившуюся фигуру Ф.М. Достоевского и необычайное впечатление от произнесённой им речи, о которой на другой день говорила вся Москва. (10)Речь эта была сказана не здесь, на площади, у памятника, а в Колонном зале нынешнего Дома союзов. (11)Возглашая тост за русскую литературу, он говорил:
— Пушкин раскрыл нам русское сердце и показал нам, что оно неудержимо стремится к всемирности и всечеловечности... (12)Он первый дал нам прозреть наше значение в семье европейских народов...

(13) Вечером в торжественном концерте, состоявшемся при участии огромного оркестра и знаменитых артистов, Ф.М. Достоевский, выйдя на эстраду, сутулясь и ставши как-то немножко боком к публике, прочитал пушкинского «Пророка» резко

и страстно:

— Восстань, пророк!..

(14) И закончил с необычайно высоким нервным подъёмом: — Глаголом жги сердца людей!..

(15) Полагаю, что никто и никогда не читал этих вдохновенных строк так, как произнёс их не актёр, не профессиональный чтец, а писатель, проникнутый искренним и восторженным отношением к памяти величайшего русского поэта.
(16) Создатель памятника, одного из лучших по простоте, красоте и выразительности, Александр Михайлович Опекушин был выходцем из простого народа, из крепостной крестьянской семьи, сперва самоучка, затем — признанный художник и, наконец, академик.

(17) Вспоминаются мне также и увлекательные разговоры и рассказы о многолюдном банкете в связи с торжествами, где я тогда в качестве постороннего юнца присутствовать, конечно, не мог, где М.Н. Катков, когда-то близкий В.Г. Белинскому, но потом резко изменивший свои политические взгляды, протянул было к И.С. Тургеневу свой бокал, чтобы чокнуться. (18)Но тот отвернулся. (19)И.С. Тургенев на этом торжестве говорил:

— Будем надеяться, что всякий наш потомок, с любовью остановившийся перед изваянием Пушкина и понимающий значение этой любви, тем самым докажет, что он, подобно Пушкину, стал более русским и более образованным, более свободным человеком.

(20)На гранитном пьедестале памятника помещены были в крупном барельефе слова Пушкина, искажённые цензурой. (21)Насколько помнится, было написано так:

И долго буду тем народу я любезен,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что прелестью стихов я был полезен...

(22) И только в советское время эту надпись заменили подлинными словами поэта:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.

(23) Разница в надписи весьма существенная.
(24) Не знаю, остался ли кто-нибудь в живых из свидетелей этого великого торжества и праздника литературы, этого первого чествования памяти русского писателя, который «в мой жестокий век восславил свободу» и верил, что «Россия вспрянет ото сна и на обломках самовластья» напишет имена тех, кто боролся и погиб за будущее счастье народа.
(25) Эти дни открытия памятника Пушкину остаются для меня одними из самых радостных и светлых, хотя всё это и было семьдесят пять лет тому назад.

(По Н.Д. Телешову*)

* Николай Дмитриевич Телешов (1867-1957) — русский советский писатель, поэт,

организатор известного кружка московских писателей «Среда».

22. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Как отметил рассказчик, памятники раньше воздвигались на улицах Петербурга лишь царям.
2) Рассказчик был счастлив оттого, что присутствовал на открытии памятника, находился рядом с известными писателями и поэтами.
3) На открытии памятника Ф.М. Достоевский на площади произносит речь, о которой на следующий день будет говорить вся Москва.
4) Скульптор А.М. Опекушин — выходец из крестьянской семьи — становится признанным художником и академиком.
5) Во время открытия памятника на барельефе были помещены строки из пушкинского стихотворения, которые впоследствии заменили, так как первоначально цензура исказила оригинал.

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 2 поясняет то, о чём говорится в предложении 1.
2) В предложениях 3-5 представлено описание.
3) В предложении 6 содержится описание.
4) В предложениях 15-17 представлено повествование.
5) Предложение 23 указывает на причину того, о чём говорится в предложениях 21 и 22.

24. Из предложений 6-7 выпишите слово со значением «восторженный почитатель».

25. Среди предложений 1-5 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи формы слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

26. «Рассказывая об открытии памятника великому поэту, автор использует такой приём, как (А)_____ (предложения 5, 11—12), а также синтаксическое средство — (Б)___ (предложения 13, 15, 16). Воспоминания рассказчика сопровождают приём — (В)____ (предложения 7, 8, 9) — и троп — (Г)____(«великого» в предложении 24, «радостных и светлых» в предложении 25)».

Список терминов:

1) восклицательные предложения
2) эпитет
3) ряды однородных членов предложения
4) риторические обращения
5) цитирование
6) гипербола
7) антитеза
8) анафора
9) эпифора

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.  Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.  
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.  
Объём сочинения — не менее 150 слов.  Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.  Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы:

1 –24

2 – каждый любой всякий

3 –2

4 – недуг

5 – ледяной

6 – открыть

7 – шестьюдесятью

8 – 37945

9 – 245

10 – 34

11 – 34

12 – 234

13 – некошеном

14 – вследствие надолго

15 – 1245

16 – 34

17 – 12356

18 – 12356

19 –14

20 –1234

21 – 124 ИЛИ 35

22 –13

23 –13

24 – поклонник

25 –3

26 – 5382


Примерный круг проблем

1. Проблема ценности творчества А.С. Пушкина для потомков. (В чём заключается ценность творчества поэта для потомков?)
2. Проблема сохранения памяти о великом поэте. (Как сохраняется память о великом поэте?)

Авторская позиция

1. «Пушкин раскрыл нам русское сердце и показал нам, что оно неудержимо стремится к всемирности и всечеловечности...» Кроме того, он «в свой жестокий век восславил свободу» и верил, что «Россия вспрянет ото сна и на обломках самовластья» напишет имена тех, кто боролся и погиб за будущее счастье народа».
2. Память о великом поэте увековечивается в воздвигаемых ему памятниках. Памятник А.С. Пушкину в Москве стал первым памятником писателю в России. Открытие данного памятника оказалось настоящим праздником для народа. Рассказчик помнит об этом событии спустя семьдесят пять лет.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!