(1) В середине XVI века по приказу царя Ивана Грозного, понимавшего великую роль книги, была основана первая типография в Москве и для работы над первым печатным изданием были привлечены самые образованные люди того времени. (2) В 1563 году известный изо-бретатель Иван Фёдоров и его верный друг и ученик Пётр Мстиславец приступили к напе-чатанию книги под названием «Апостол»; это первое издание, над книгопечатники трудились целых 12 месяцев, в марте 1564 года было готово. (3) «Апостол» сохранился до нашего времени в неизменном виде и находится в Московском историческом музее.
1. Укажите варианты, в которых верно передана главная информация текста.
-
В середине XVI века по приказу царя Ивана Грозного в Москве была основана первая типография, в которой первопечатник Иван Фёдоров со своим другом за год подготовили книгу «Апостол», сохранившуюся до нашего времени (издание находится в Московском историческом музее).
-
В 1563 году книгопечатник и изобретатель Иван Фёдоров приступил к работе над печатным изданием, не имевшим аналогов в то время, и в течение года была подготовлена книга «Апостол», первый экземпляр которой получился поистине шедевром: увесистый том был в окладе из дерева, обтянутого тонкой кожей с изумительным золотым тиснением.
-
По приказу царя Ивана Грозного была основана первая типография в Москве, и в 1563 году изобретатель Иван Фёдоров и его друг Пётр Мстиславец приступили к напечатанию книги «Апостол», которая была готова в марте 1564 года; в настоящее время книга хранится в Московском историческом музее.
-
По приказу царя Ивана Грозного, осознававшего огромную роль книги, была основана первая типография, для работы в ней были привлечены самые образованные и грамотные люди, которые смогли за несколько месяцев подготовить первое печатное издание.
-
В XVI веке была образована первая типография в Москве, в этой типографии Иван Фёдоров и его друг и ученик Пётр Мстиславец в течение двенадцати месяцев печатали книгу «Апостол», которая сейчас хранится в Российской государственной библиотеке, книга дошла до нашего времени в неизменном виде.
2. Самостоятельно подберите союзное слово (относительное местоимение), которое должно стоять на месте пропуска во 2 предложении текста.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РОЛЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в 1 предложении текста.
1. Художественный образ, воплощаемый актёром на сцене или в фильме. Главная р. Сниматься в комедийных ролях.
2. Совокупность текста одного действующего лица пьесы. Учить р. Знать наизусть свою р.
3. Род деятельности, проявление себя в качестве кого-л. Сочетать р. руководителя с ролью наставника. Взять на себя р. переводчика. Выступить в роли арбитра.
4. Значение. Р. государства на международной арене. Р. науки. Р. сельского хозяйства в жизни людей.
5. Степень участия кого-л. в каком-л. деле. Р. Гагарина в освоении космоса. Сыграть неблаговидную р. в отстранении профессора от заведования кафедрой.
4. В одном из слов неверно выделена буква, обозначающая ударный звук.
1. слИвовый 2. дешевИзна 3. ушёл ненадОлго
4. лекция началАсь 5. много лекторОв
5. В одном из предложений неверно употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.
1. В каталоге ПРЕДСТАВЛЕНО несколько категорий продукции.
2. Проведение конкурсов юных исполнителей способствует укреплению творческих связей между музыкальными образовательными учреждениями, обмену ИСПОЛНИТЕЛЬСКИМ и педагогическим опытом.
3. Если у людей в метро или автобусе забрать все книги и гаджеты, многие почувствуют так называемый ИНФОРМАЦИОННЫЙ голод.
4. ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ географические открытия XV–XVII веков существенно изменили представления о Земле.
5. Научный руководитель посоветовал аспиранту ДОПОЛНИТЬ список литературы монографиями последних лет.
6. Исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Моцарт начал обучаться музыке в раннем детстве и уже в четыре года впервые дебютировал как композитор, сочинив концерт для клавесина с оркестром.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
1. ЕЗДИТ в клуб 2. окно занавешено ТЮЛЕМ
3. ОБГРЫЗАННАЯ кора дерева 4. с ЧЕТЫРЬМЯ детьми 4. порванный КЕД
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены.
ОШИБКИ
-
нарушение в построении предложения с причастным оборотом
-
неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
-
нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
-
нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
-
неправильное построение сложноподчинённого предложения
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
-
В поэме «Руслане и Людмиле» А.С. Пушкина сюжет связан с миром русского сказочного эпоса.
-
Творческое наследие Н.В. Гоголя нельзя представить без комедии «Ревизор», в которой писатель высмеял чиновников – казнокрадов, взяточников, подхалимов.
-
Автор «Обломова» и «Обрыва» по праву занял достойное место в блестящей плеяде русских писателей-реалистов XIX века.
-
Стремясь обойти цензуру, М.Е. Салтыков-Щедрин обращается к жанру сатирической сказки.
-
Он стал эрудированным человеком благодаря хорошим учителям и своей привычки к чтению.
-
В качестве примеров были приведены случаи, о которых, кажется, что где-то я уже читал.
-
Свидетели говорят о двух взрывах, происшедшими в двадцать три часа.
-
Согласно постановлению, охота в заповедниках запрещена.
-
Избирая меня депутатом, я сделаю для вас всё возможное.
9. Укажите варианты, в которых пропущена безударная непроверяемая гласная корня.
-
кульм..нация, р..торический, непон..мание
-
прив..легированный, сувер..нитет, с..рказм
-
м..рковный, темп..рамент, эксп..риментальный
-
алг..ритм, ур..ганный (ветер), к..вычки
-
п..анино, разж..гающий, г..ризонт
10. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква.
-
квартирос..ёмщик, над..язычный, с..агитировать
-
ос..знать (вину), (труба) пр..ржавела, ..тождествить
-
пр..успеть (в ученье), пр..колотить, пр..терпеть (лишения)
-
без..нтересный, сверх..збалованный, под..скать (работу)
-
не..гибаемый, бе..ценный, ни..падающий (складками)
11. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква.
-
исслед..вать, (свернуть) вправ..
-
молодц..ватый, классиц..зм
-
чайнич..к, завинч..вая
-
фасол..вый, отзывч..вый
-
переливч..тый, издавн..
12. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква.
-
прикле..нный, посе..вший
-
(врач) вылеч..т, направ..шься
-
(ласточки) щебеч..т, колыш..щиеся (занавески)
-
удостовер..вшийся, независ..мый
-
наве..нный (сон), раду..щийся
13. Определите предложение, в котором не с выделенным словом пишется слитно.
1. Я думаю, что мы его найдём, ведь человек (НЕ)ИГОЛКА.
2. Солнце старалось, но (НЕ)СМОГЛО пробиться сквозь тучи.
3. Вечером здесь было (НЕ)УЮТНО: фонари светили тускло и улицы были пусты.
4. Трудно сказать, как рождается любовь, и куда она уходит, и уходит ли вовсе, или люди просто выкидывают её, сами того (НЕ)ЗАМЕЧАЯ.
5. (НЕ)СПАВШИЙ от боли в ноге Иванихин всё видел.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно.
1. И вот пришла однажды тяжёлая пора: явились ОТКУДА(ТО) иные племена и прогнали прежних (В)ГЛУБЬ леса.
2. Рисунки известных мастеров графики (ПО)ВСЮДУ в музеях ТАК(ЖЕ) бережно хранятся, как и картины живописцев.
3. Отстегнув ремни, они надели (ТЕРМО)КОСТЮМЫ, потому что, (НЕ)СМОТРЯ на полдень, было холодно.
4. (И)ТАК, я очень расстроена: в вашем сочинении (ПОЛНЫМ)ПОЛНО ошибок.
5. Город (КАК)БУДТО не совсем проснулся, но это лишь казалось: (ТОТ)ЧАС же, как мы повернули на Невский, нас охватил и гул его, и блеск, и жизнь.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется нн.
Профессионально оформле(1)ые отделы Кунгурского краеведческого музея рассказывают о том времени, когда был основа(2) город; уникальные фотоснимки, документы, книги посвяще(3)ы изуче(4)ию ледя(5)ых пещер; кроме того, здесь представле(6)а сувенирная продукция, созда(7)ая руками уральских мастеров.
16. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую.
-
Он избегал обещаний и ответственности и уклонялся от разговоров о будущем.
-
Ветер раздувал огонь вздымал тысячу искр и кружил их в воздухе и уносил куда-то вдаль.
-
Она думала о своей никчёмной жизни и жалела то себя то пущенное на ветер время.
-
Над ними простиралось безоблачное небо и ярко светило солнце.
-
Максим сосредоточенно писал в толстой тетради и что-то бурчал себе под нос и Женя решила не мешать ему и тихонько вышла из комнаты.
17. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Весь вчерашний день (1) прошедший в бесконечной суете (2) и всё утро (3) он бегал (4) сломя голову (5) помогая хозяйке.
18. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
О маленький, как мышь,
Как перочинный ножик,
Кого (1) ты (2) удивишь
На этом свете (3) ёжик?
И всё-таки нельзя
Не чуять превосходства
Над чёрной силой зла
Смешного донкихотства.
И (4) всё же (5) нелегко
Тому, чьё имя волки,
Пролезть через ушко
Твой стальной иголки. (А.Л. Решетов)
19. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Журналист начал рассказывать историю о том (1) как к известному экстрасенсу пришла немолодая женщина (2) сын (3) которой (4) пропал несколько лет назад (5) когда был ещё ребёнком.
20. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Изредка маленькая снежинка прилипала снаружи к стеклу (1) и (2) если пристально
вглядеться (3) то можно было увидеть её тончайшее кристаллическое строение.
21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.
(1) Первое известное название Чёрного моря – Темаринда, что означает «Тёмная пучина». (2) Так его называли тавры – древнейшие жители Крыма. (3) После этого оно носило название Негостеприимное (из-за пиратов), Гостеприимное (в те времена мирные жители обживали берега), а со средних веков – Чёрное (название, близкое к первоначальному). (4) Чёрное море постепенно захватывает сушу – один сантиметр в год. (5) Например, у обрыва Гераклейско-го полуострова стоял античный храм – сейчас он скрыт в морских глубинах. (6) К концу XXI века уровень Чёрного моря повысится на один – два метра. (7) Разнообразен животный мир морских глубин; рыбы, медузы, мидии, крабы – эти и многие другие обитатели Чёрного моря встречаются здесь в большом количестве.
Прочитайте текст и выполните задания 22 - 27
(1) Летом 1940 г. ленинградский художник Балашов уехал охотиться и работать на Север. (2) В первой же понравившейся ему деревушке Балашов сошёл со старого речного парохода и поселился в доме сельского учителя. (3) В этой деревушке жила со своим отцом -лесным сторожем - девушка Настя, знаменитая в тех местах кружевница и красавица.
(4) Однажды на охоте отец Насти неосторожным выстрелом ранил Балашова в грудь. (5) Раненого принесли в дом сельского учителя. (6) Удручённый несчастьем, старик-сторож послал Настю ухаживать за раненым. (7) Настя выходила Балашова, и из жалости к ране-ному родилась первая её девичья любовь. (8) Но проявления этой любви были так застенчивы, что Балашов ничего не заметил.
(9) У Балашова в Ленинграде была жена, но он ни разу никому не рассказывал о ней. (10) Все в деревне были убеждены, что Балашов человек одинокий.
(11) Как только рана зажила, Балашов уехал в Ленинград. (12) Перед отъездом он пришёл без приглашения в избу к Насте поблагодарить её за заботу и принёс ей подарки. (13) Настя приняла их.
(14) Балашов впервые попал на Север. (15) Он не знал местных обычаев. (16) Балашов не знал, что мужчина, который пришёл без зова в избу к девушке и принёс ей подарок, считает-ся, если подарок принят, её женихом. (17) Так на Севере говорят о любви.
(18) Настя робко спросила Балашова, когда же он вернётся из Ленинграда. (19) Балашов, ничего не подозревая, шутливо ответил, что вернётся очень скоро.
(20) Балашов уехал. (21) Настя ждала его. (22) Прошло светлое лето, прошла сырая и горь-кая осень, но Балашов не возвращался. (23) Нетерпеливое радостное ожидание сменилось у Насти тревогой, отчаянием, стыдом. (24) По деревне шептались, что жених её обманул. (25) Но Настя не верила этому: она была убеждена, что с Балашовым случилось несчастье.
(26) Настя решила тайком от отца бежать в Ленинград и разыскать там Балашова. (27) Ночью она ушла из деревушки. (28) Через два дня девушка дошла до железной дороги и узнала на станции, что утром этого дня началась война. (29) Через огромную грозную стра-ну никогда не видевшая поезда крестьянская девушка добралась до Ленинграда и разыскала квартиру Балашова.
(30) Насте отворила дверь жена Балашова, худая женщина в пижаме, с папироской в зу-бах. (31) Она с недоумением осмотрела Настю и сказала, что Балашов на фронте.
(32) Настя узнала, что Балашов был женат. (33) Значит, он обманул её, посмеялся над её любовью.
(34) Настя убежала. (35) Она шла в отчаянии по величественному городу, превращённому в вооружённый лагерь, и вышла к Неве. (36) Вот здесь, в этой чёрной воде, должно быть, единственное избавление и от невыносимой обиды, и от любви. (37) Настя поправила тяжёлые косы и поставила ногу на завиток перил. (38) Вдруг кто-то схватил её за руку. (39) Настя обернулась. (40) Позади стоял худой человек с полотёрными щётками под мышкой. (41) Он покачал головой и сказал:
- (42) В такое время что задумала, дура!
(43) Человек этот - полотёр Трофимов - увёл Настю к себе и передал с рук на руки своей жене-лифтёрше, женщине шумной и решительной.
(44) Трофимовы приютили Настю. (45) Она долго болела. (46) От лифтёрши Настя впервые услышала, что Балашов ни в чём не виноват, что никто не обязан знать их северные обычаи.
(47) Настя радовалась, что она не обманута, и всё ещё надеялась увидеть Балашова.
(48) Полотёра вскоре взяли в армию. (49) Когда Настя выздоровела, лифтёрша устроила её на курсы медицинских сестёр. (50) Врачи - учителя Насти - были поражены её способностью делать перевязки, ловкостью её тонких и сильных пальцев. (51) «Да ведь я кружевница», -отвечала она им, как бы оправдываясь.
(52) Весной Настю отправили на фронт. (53) Всюду: в разбитых дворцовых парках, среди развалин, пожарищ, в блиндажах, на батареях, в перелесках и на полях - она искала Балашова, спрашивала о нём.
(54) На фронте Настя встретила полотёра, и болтливый этот человек рассказал бойцам из своей части о девушке-северянке, ищущей на фронте любимого человека. (55) Слух об этой девушке начал быстро расти, шириться, как легенда. (56) Он переходил из части в часть, с одной батареи на другую. (57) Его разносили мотоциклисты, водители машин, санитары, связисты.
(58) Бойцы завидовали неизвестному человеку, которого ищет девушка, и вспоминали своих любимых. (59) У каждого были они в мирной жизни, и каждый берёг в душе память о них. (60) Рассказывая друг другу о девушке-северянке, бойцы меняли подробности этой истории в зависимости от силы воображения.
(61) Слух о Насте дошёл и до береговой батареи, где служил Балашов. (62) Художник тоже был взволнован историей неизвестной девушки, ищущей любимого, был поражён силой её любви. (63) Он часто думал об этой девушке и начал завидовать тому человеку, которого она любит. (64) Откуда он мог знать, что завидует самому себе?
(65) Личная жизнь не удалась Балашову. (66) Всю жизнь он мечтал о большой любви, но теперь уже было поздно думать об этом. (67) На висках седина...
(68) Случилось так, что Настя нашла наконец батарею, где служил Балашов, но не нашла Балашова: он был убит за два дня до того и похоронен в сосновом лесу на берегу залива.
(69) Руднев замолчал.
- (70) Что же было потом?
- (71) Потом? - переспросил Руднев. (72) -А потом было то, что бойцы дрались, как одержимые, и мы снесли линию немецкой обороны. (73) Мы подняли её на воздух и обрушили на землю в виде пыли и грязи. (74) Я редко видел людей в таком священном, неистовом гневе.
- (75) А Настя?
-(76) Что Настя! (77) Она отдаёт всю свою заботу раненым. (78) Лучшая сестра на нашем участке фронта. (По К. Паустовскому)
Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – известный русский писатель, автор рассказов о войне и многих других произведений.
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?
-
Летом 1940 года художник Балашов в Ленинграде познакомился с девушкой Настей.
-
Балашов заметил, что девушка любит его, и перед расставанием принёс ей подарки.
-
В Ленинграде Настя стала учиться на курсах медсестёр, а после учёбы её отправили на фронт.
-
Из части в часть переходил слух о девушке, которая ищет на фронте любимого человека.
-
После долгих поисков Настя встретилась на фронте с Балашовым.
23. Какие из перечисленных утверждений являются верными?
-
В предложениях 1–5 представлено повествование с элементами описания.
-
В предложении 10 раскрывается причина того, о чём говорится в предложении 9.
-
Предложения 20–29содержат рассуждение.
-
Предложения 52–57представляют собой описание.
-
В предложениях 58–64 представлено повествование с элементами рассуждения.
24. Из предложений 55–57 выпишите контекстные синонимы (синонимическую пару).
25. Среди предложений 1–6 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора.
26. «Мастер художественного слова К. Паустовский использует в тексте многочисленные (А) ____, придающие речи образность и эмоциональность (предл. 22, 29, 74). Передавая про-тиворечивые чувства Насти, которые она испытывала до того, как узнала, что Балашов её не обманывал, автор применяет такую фигуру речи, как (Б) ____ (предл. 23, 36). Настя выучилась на курсах медсестёр и стала искать любимого человека на фронте. Паустовский рассказывает об этих долгих, упорных поисках и о том, как распространялся слух о самоот-верженной девушке. Для детализации изображаемого автор употребляет (В) _____(предл. 53, 57). Для того чтобы подчеркнуть, что все без исключения бойцы вспоминали на фронте своих любимых, в тексте используется синтаксический приём (Г) ____ (предл. 59)».
Список терминов:
-
эпитеты
-
сравнение
-
метонимия
-
перифраза
-
антитеза
-
анафора
-
парцелляция
-
однородные члены
-
риторический вопрос
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
1 –13
2 –которым
3 -4
4 – лекторов
5 –великие
6 –впервые
7 –обгрызенная
8 -75916
9 -234
10 -25
11 -15
12 -234
13 – неуютно
14 – термокостюмынесмотря
15 – 17
16 – 235
17 -125
18 -3
19 -125
20 – 13
21 – 24
22 – 34
23 -15
24 – растишириться
25 – 3
26 - 1586