СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эпитет как одно из основных изобразительных средств эпоса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слово – средство отчеканки образа, и певец им дорожит в высшей степени. Этому стремлению к точности отвечает другой прием художественной изобразительности, а именно – эпитет. Можно сказать, что эпитет есть одно из основных изобразительных средств эпоса. 

Просмотр содержимого документа
«Эпитет как одно из основных изобразительных средств эпоса»

Эпитет как одно из основных изобразительных средств эпоса

Слово – средство отчеканки образа, и певец им дорожит в высшей степени. Этому стремлению к точности отвечает другой прием художественной изобразительности, а именно – эпитет. Можно сказать, что эпитет есть одно из основных изобразительных средств эпоса. В то время как метафорические обороты представляют редкое явление, эпитетами обильно пересыпана художественная речь решительно всех певцов.
Здесь необходимо внести терминологическое уточнение. Мнение, будто поэтический эпитет служит «украшению» речи, не может быть принято многими отечественными исследователями. Распространенное учение об эпитетах сводится к тому, что признается в основном два главных вида эпитетов:

1) «украшающие» эпитеты; они же признаются собственно-поэтическими. Эти эпитеты не устанавливают для определяемого предмета нового признака, а фиксируют признак, который входит в понятие предмета. Например, «славный стольный Киев-град»,  [9: 177], «могучеё Иванище», «божьим церквам…» [9: 146] и др.

2) эпитеты, определяющие или необходимые, сообщающие о предмете нечто, не входящее в его понятие. Например, «…Ай же Бурушко мой маленький косматенький!...»  [9: 179], «скочил-то на резвы́ ножки…» [9: 181] и др. Эпитет придает существительному точную зрительную или иную определенность, заставляя слушателя и читателя видеть или воспринимать предмет так, как этого хочет певец, как это нужно для данного повествования.

Следует отметить, что многие из эпитетов имеют целью превратить неопределенное, аморфное представление в определенный зрительный образ. Например:

…Пробудился он звону от крестового,

Ай вскинул-то свои да ясны очушки,
Как над верхом стоит поленичища удалая,
На добром коне на богатырскоем,
Бьет рогатиной звериной по белой груди.
Тут скочил-то как Илья да на резвы́ ноги,
А схватил как поленицу за желты́ кудри

«Илья Муромец и дочь его» [9: 184].

Если же придать им, например, окраску, они превращаются в яркие зрительные образы. И этот вид эпитетов тоже находит отражение в былинах Ф.М. Селиванова. Например, в былине «Илья в ссоре с Владимиром» мы находим: «…Да как налили тут чару зелена вина,…»  [9: 148]. С помощью таких эпитетов, мир вещей оживает и становится ярким и красочным: 
Другой способ достижения тех же целей состоит в том, что указывается материал, из которого предмет сделан. Например, в былине «Илья Муромец и идолище в Царьграде»: «Собирайте маковки все золоченые!..»  [9: 146], «А обувай мои башмачки сафьяные…» (сафья́н – кожа козы, продубленная сумахом и выкрашенная в какой-нибудь из ярких цветов)  [9: 157] , «Ударил он во дверь во дубовую…»  [9: 161] и др. Иногда в рамках одного предложения мы можем встретить частое употребление таковых эпитетов. Например, в былине «Илья Муромец и идолище в Царьграде»:

…Оставлен есть оставеш на дороженьке».
Как царь Костянтин Боголюбович
Насыпал ему чашу красна золота,
А другую чашу скатна жемчугу,
Третью чашу чиста серебра… [9: 162]

Данные эпитеты определяют предмет не только со стороны его окраски и материала, но со стороны любых других ярких отличительных признаков, приведение которых способствует мгновенному чувственному восприятию предмета. Например, в былине «Илья Муромец и идолище в Царьграде»: «по красному солнышку…», «по камню самоцветному…»  [9: 155], «чисто поле…»  [9: 156] и др.

Особо следует отметить эпитеты, приложенные к явлениям природы, которые показывают, как тонко певец чувствует природу. Например, в былине «Илья Муромец и идолище в Царьграде»: «…В осенню ночь…»   [9: 155]. Следует отметить, что описаний природы в русском эпосе нет. Но певцу достаточно сказать два-три слова, и мы, как живую, видим пред собой русскую природу с ее бесконечными просторами, извилистыми реками, темными лесами, мягкими возвышенностями, хлебородными пашнями.
Подобными же меткими эпитетами характеризуется не только природа, но все, что окружает певца: люди, постройки, вся обстановка жизни, вплоть до таких деталей, как скамейки, окна, замки и т.д. Перечисление подобных эпитетов заняло бы целые страницы.

В былинах основой являются постоянные эпитеты – это слова-определения, устойчиво сочетающиеся с тем или иным словом-определяемым. Обозначает характерный, всегда наличествующий признак.Этот вид эпитетов характерен для употребления в текстах произведений устного народного творчества. В тестах былин мы можем необнократно встретить такие эпитеты как:

…Как это сильное могучее Иванище
Хватил-то он татарина под пазуху,
Вытащил поганого на чисто поле
А начал у поганого доспрашивать…

«Илья Муромец и идолище в Царьграде»  [9: 157],

«силушка великая»  [9: 177]., « …Да спустила-то на матушку сыру землю…»  [9: 181] и др.

Соответственно все, что певец в жизни любит и принимает, изображается как превосходное и лучшее; соответствующая группа эпитетов, которые можно назвать эпитетами оценочными, чрезвычайно богата. Свою родину, Русь, певец обозначает не иначе, как святая. Ее герои – святорусские могучие богатыри. Герой обладает великой силой, физической и моральной; о его сердце говорится, что у него сердце богатырское, неуимчивое; у него «ретивое сердучушко». Он поводит могучими плечами, вскакивает на резвы ноги, у него буйная головушка. Характерен эпитет «добрый», прилагаемый к слову «молодец», что означает не доброту, а совокупность всех тех качеств, которыми должен обладать истинный герой. 

Соответственно у героя всегда лучшее вооружение: у него черкасское седло, седло кованое, причем седлание обычно описывается очень подробно. У героя всегда вострая сабля, тугой лук с шелковой тетивой и калеными стрелами, у него «богатырский конь»:

…Становили добрых коней богатырскиих,
Говорили-то они да промежду собой:
«Еще как-то нам у друг друга-то силушки отведати?
Надо биться-то нам боем-рукопашкою,
Тут у друг друга мы силушки отведаем»…

«Илья Муромец и дочь его»  [9: 170]

Неизмеримо беднее подбор эпитетов, которыми обозначаются явления отрицательного порядка. На них певец долго останавливаться не любит. Есть только неизменное и постоянное слово, которым певец обозначает и врагов своей родины и свое отношение к ним. Это слово – «поганый»:

…Как было еще во Царе́-граде
Наехало поганое Идо́лище,
Одолели как поганые татаровья:
Святые образа были поколоты,
Да в черны грязи были потоптаны,
В божьих-то церквах начали коне́й кормить.
Как это сильное могучее Иванище
Хватил-то он татарина под пазуху,
Вытащил поганого на чисто поле
А начал у поганого доспрашивать:
«Ай же ты татарин да неверныий!...

«Илья Муромец и идолище в Царьграде» [9: 156].

Таким образом, в былинах враг называется поганым, злым, проклятым, неверным, безбожным. Слово поганин принесли христиане латинское слово – погани идущие по другому пути , но в вошло в латынь с росенского или как сейчас говорят с языка этрусков . поэтому и говорят в латыни этрусское не читается и не переводится взяли и забыли .

Списки эпитетов и формальная классификация эпитетов существуют, но такого рода списки мало дают для понимания их художественного значения, которое состоит, как выразился молодой Добролюбов в одной из своих наиболее ранних статей, в «стремлении к изобразительности и живости впечатлений»  [1: 176].

Эпитет – это то, что усиливает выразительность, образность языка произведения, придаёт ему художественную, поэтическую яркость; то, что помогает увидеть авторское понимание окружающего мира и выразить мировоззрение народа, его отношение к миру, его оценку окружающего. Так, обращение к эпитетам показало, что каждому слову придается определенность и вес.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!