Физическое воспитание как учебный предмет в колледже
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Физическое воспитание в колледжах является обязательным учебным предметом.
Существенно отличаясь по своему содержанию от других учебных предметов, физическое воспитание вместе с тем составляет неотъемлемую часть процесса обучения и воспитания. Оно служит целям укрепления здоровья, физического и духовного совершенствования обучающихся, призвано обеспечить всестороннюю физическую готовность будущих специалистов к избранному виду трудовой деятельности и защите Родины.
Изучая теоретическое содержание данного учебного предмета, необходимо прежде всего подробно рассмотреть и уяснить основные понятия предмета. К ним относятся: « Физическая культура», «Физическое совершенство», «Физическое воспитание», «Физическая подготовка», «Спорт», «Спортивная тренировка». Усвоение их обучающимися позволяет не только познать суть явлении, которые отражают эти понятия, но и приобрести в систематизированном виде необходимые знания по предмету, правильно ориентироваться в содержании теоретического и практического материала по физическому воспитанию.
Физическая культура - самое широкое по своему содержанию понятие. При этом различают: физическую культуру общества и физическую культуру личности.
Физическая культура общества представляет собой специальную часть общей культуры, одну из сфер социальной деятельности.
В содержание физической культуры входит созданная в процессе развития общества совокупность специальных духовных и материальных ценностей.
К духовным ценностям физической культуры относятся многочисленные знания о физическом воспитании, например о средствах и методах воспитания физических качеств, формирования двигательных навыков, о построении спортивной тренировки, а также о влиянии физических упражнений на организм; к материальным ценностям — созданные для обеспечения занятий физической культурой различные сооружения (стадионы, спортивные залы, бассейны), специальный инвентарь и оборудование.
Использование средств и методов физической культуры позволяет удовлетворять естественные потребности человека в двигательной активности и на этой основе поддерживать и укреплять здоровье, обеспечивать физическую подготовленность, необходимую в жизни, трудовой деятельности и для защиты Родины. В режиме рабочего дня средствами активного отдыха — физическими упражнениями — можно снижать утомление и повышать работоспособность организма.
Физическая культура в нашей стране служит одним из важнейших средств воспитания. Систематические занятия различными видами физической культуры, спортом содействуют всестороннему и гармоническому развитию личности, формированию высоких моральных и волевых качеств, эстетических вкусов, развитию умственных способностей. Физическая культура включает в себя многие формы полезного и эмоционального досуга и отдыха, ускоряет процесс приобщения молодого человека к общественной жизни.
В системе учебно-воспитательной деятельности колледжей использование средств и методов физической культуры не только обеспечивает укрепление здоровья и снижение заболеваемости обучающихся, всестороннее развитие у них физических способностей, двигательных навыков, но и способствует освоению профессии, создает предпосылки для высокопроизводительного труда.
Высокая и особая ценность физической культуры состоит в том, что посредством ее можно существенно увеличивать функциональные резервы организма, повышать уровень его общей дееспособности и устойчивости ко многим неблагоприятным воздействиям внешней среды.
Физическая культура, как и культура в целом, развивается в ходе созидательной деятельности общества. На каждом историческом этапе она имеет свои характерные особенности. В современный период физическая культура в России обогащается новыми формами, такими, как профессионально-прикладная физическая подготовка, формы послерабочего восстановления в физкультурно-оздоровительных центрах; кондиционная тренировка, проводимая самостоятельно, в группах общей физической подготовки, оздоровительного бега и плавания, фитнеса и пр.
Под физической культурой личности понимается достигнутый уровень в физическом совершенствовании человека и степень использования приобретенных двигательных качеств, навыков и специальных знаний в повседневной жизни.
Наиболее важными показателями физической культуры личности являются:
уровень развития основных физических качеств — силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости;
объем освоенных двигательных умений и навыков, прежде всего жизненно необходимых навыков в беге, прыжках, метаниях, плавании, передвижении на лыжах;
имеющиеся физкультурные знания;
гигиенические навыки и привычки повседневно заботиться о своем здоровье, закаливании организма и физической подготовленности;
соблюдаемый режим физической активности;
устойчивые интересы и мотивы личности к физическому совершенствованию.
Под физическим совершенством понимают оптимальный уровень двигательной подготовленности и физического развития человека применительно к современным условиям жизни (особенностям трудовой и оборонной деятельности, связанной с использованием многообразной сложной техники и необычными факторами воздействия внешней среды на организм и др.). Вместе с тем физическое совершенство выражает достаточно высокую степень индивидуальной физической одаренности человека.
Физическое совершенство характеризуется полноценным здоровьем, высокоразвитыми физическими качествами (силой, быстротой, выносливостью и др.), достаточной и устойчивой физической работоспособностью, владением многими прикладными и спортивными и способностью эффективно использовать свои двигательные возможности в трудовых и иных действиях, гармоничным развитием форм тела и другими показателями.
Физическое совершенство составляет одну из сторон всестороннего и гармоничного развития личности. В современный период возрастают значение и возможности воспитания гармонично развитой, общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Физическое воспитание — вид воспитания, осуществляемый в целях формирования физически совершенного, социально активного и морально стойкого подрастающего поколения, готового к высокопроизводительному труду и защите Родины.
В педагогическом процессе физического воспитания решаются специфические в отличие от других видов воспитания задачи. Это обучение различным двигательным умениям и навыкам, передача знаний о физической культуре (образовательная сторона); направленное улучшение физического развития обучающихся (осанки, физических качеств — силы, выносливости, быстроты и д р.).
Для юношей и девушек, обучающихся в колледжах, систематические занятия по физическому воспитанию имеют особое значение, поскольку в 15—18 лет происходит интенсивное развитие организма.
В процесс физического воспитания также создаются широкие возможности для формирования качеств личности. Воздействие на физическую сферу занимающихся обязательно затрагивает и их психическую сферу (сознание, волевые процессы, эмоции), так как человеческий организм представляет собой единое целое. Поэтому физическое воспитание при надлежащей постановке содействует формированию у обучающихся высокой нравственности, волевых качеств и черт характера, совершенствует личность в эстетическом и интеллектуальном отношении. Это достигается преимущественно средствами и методами физической культуры и специфическими условиями занятий, воспитательной деятельностью физкультурного коллектива, спортивной команды.
Специфическими средствами физического воспитания служат разнообразные физические упражнения, а также гигиенические факторы (соблюдение температурных и других норм гигиены на занятиях, рационального режима труда, учебы и отдыха) и естественные силы природы (использование солнца, воздуха и воды для закаливания организма).
В тех случаях, когда физическое воспитание приобретает специализированный характер применительно к конкретной трудовой и спортивной деятельности, употребляют термин «физическая подготовка». Например, физическая подготовка определенного профиля, физическая подготовка футболистов, волейболистов, баскетболистов и пр.
Спорт в сфере физической культуры — составная ее часть - представляет вид деятельности, направленной на достижение наивысших результатов в реализации физических и непосредственно связанных с ними возможностей человека. Следует при этом различать спорт высших достижений, ориентированный на рекордные результаты, включая достижения международного масштаба, и массовый спорт, который обеспечивает достижение уровня, доступного для большого числа людей при систематической тренировке. Массовый спорт широко используется для укрепления здоровья, повышения общей физической подготовленности молодёжи.
Вместе с тем содержание и социальное значение спорта выходит за рамки педагогического процесса физического воспитания. Спорт служит важным фактором вовлечения людей в активную общественную жизнь, формой общения, межчеловеческих контактов, ВКЛЮЧАЯ МЕЖДУНАРОДНЫЕ связи; спорт как зрелище оказывает большое психологическое воздействие на зрителей.
Современный спорт многообразен. Достаточно сказать, что действующая Единая всероссийская спортивная классификация, в соответствии с которой присваиваются спортивные разряды, охватывает более 100 видов спорта.
К сфере физической культуры относятся виды спорта, которые представляют средства физического воспитания. Это прежде всего те виды, которые являются наиболее действенными. Они нашли отражение в государственных программах для учащейся молодёжи: лёгкая атлетика, гимнастика, плавание, лыжный спорт, борьба, спортивные игры.
Спорт наиболее эффективен в достижении физического совершенства. Кроме того, через многолетние занятия спортом не только достигается высокий уровень развития физических способностей, но и воспитывается сильная воля и совершенствуются другие духовные свойства личности. Специфическую особенность спорта составляют состязания. Соревновательная деятельность предопределяет предельные физические и психические нагрузки, в ходе тренировочных занятий осуществляется углублённая спортивная специализация. Поскольку занятия спортом оказывают значительное влияние на организм, то должен осуществляться тщательный контроль за здоровьем и физической подготовленностью обучающихся, учитываться их возрастные, половые и индивидуальные особенности в процессе спортивной тренировки.
Спортивная тренировка представляет собой педагогический процесс физического воспитания применительно к требованиям избранного занимающимся вида спорта. Ее основными разделами являются физическая, спортивно-техническая, тактическая и морально-волевая подготовка. Важное значение при спортивном совершенствовании придается повышению у тренирующихся уровня знаний по избранному виду спорта.
Организация о содержание физического воспитания в колледже
Физическое воспитание в колледжах осуществляется на протяжении всего периода обучения в соответствии с программой физического воспитания обучающихся.
Программа физического воспитания для колледжей определяет содержание учебного процесса и самостоятельной работы, предусматривает использование разнообразных форм занятий физическими упражнениями (уроков по физической культуре, утренней зарядки, спортивных соревнований, туристских походов и др.). Такой комплексный подход к организации физического воспитания позволяет обеспечивать рациональный двигательный режим обучающихся, необходимый для их нормального физического развития. Объем этого режима составляет 6 - 8 ч активных занятий физическими упражнениями в неделю.
В процессе физического воспитания обучающихся решаются следующие основные задачи:
содействие воспитанию мировоззрения, идейной убежденности и общественной активности, морально-волевых качеств, психической устойчивости, коллективизма, дисциплинированности и ответственности;
всестороннее развитие физических качеств и обеспечение на этой основе крепкого здоровья и высокой работоспособности обучающихся;
обучение прикладным двигательным умениям и навыкам, необходимым в жизни, конкретной трудовой деятельности и при прохождении службы в Вооруженных Силах РФ; обучение знаниям в области гигиены и физической культуры, воспитание потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями, привитие умений самостоятельно организовывать рациональный двигательный режим;
совершенствование в избранном виде спорта.
Добиться практического решения поставленных задач возможно путем систематического использования средств физического воспитания: физических упражнений. оздоровительных сил природы (солнца, воздуха, воды) и гигиенических факторов.
Основу содержания программы составляет общая физическая подготовка. Это физические упражнения из массовых видов спорта — гимнастики (спортивная, художественная), легкой атлетики (бег, прыжки, метания), спортивных игр (баскетбол, волейбол, ручной мяч, футбол), плавание, лыжный спорт, единоборства. Кроме того, программой предусматривается профессионально-прикладная физическая подготовка обучающихся с учетом профиля специализации.
Освоение практического материала программы физического воспитания обеспечивает учащимся требуемый уровень физической подготовленности, позволяет укрепить физические, моральные, волевые качества, овладеть прикладными двигательными умениями и навыками.
Помимо практического материала обучающиеся изучают историю развития физической культуры в нашей стране,
методические основы физического воспитания, получают сведения о гигиене здорового образа жизни.
Следует знать, что по особенностям организации занимающихся и способам руководства ими занятия по физическому воспитанию подразделяются на два типа: урочные и неурочные.
Урочный тип занятий характеризуется непосредственно взаимодействием преподавателя и занимающихся, постоянством и однородностью состава группы.
При проведении уроков соблюдается их взаимосвязь, продолжительность и периодичность, содержание определяется учебной программой.
Урок состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть предназначена для первичной организации обучащихся, сосредоточения их внимания, ознакомления с содержанием урока для подготовки организма к предстоящей, более интенсивной деятельности.
В основной части урока решаются задачи по обучению двигательным умениям и навыкам, по воспитанию физических, волевых и других качеств.
Заключительная часть необходима для постепенного снижения нагрузки на организм. В заключительной части подводятся итоги урока, даются домашние задания для самостоятельных занятий.
После урока должны проводиться гигиенические процедуры.
По направленности различают уроки общей, про- фессионально-прикладной физической подготовки и учебно-тренировочные (спортивнотренировочные) занятия.
Уроки общей физической подготовки служат целям всестороннего физического развития занимающихся, обучения и совершенствования в разнообразной двигательной деятельности.
Уроки профессионально-прикладной физической подготовки предназначены для качественного освоения прикладных навыков, воспитания психических и физических качеств, необходимых в трудовой деятельности. Кроме того, целенаправленная физическая подготовка снижает производственный травматизм, профессиональную заболеваемость, позволяет поддерживать высокий уровень работоспособности организма, повышать профессиональное мастерство.
Учебно-тренировочные уроки предусматривают особенности спортивной специализации, углубленную работу по физической, технической и тактической подготовке, характерной для определенного вида спорта. Служат подготовке к соревнованиям и достижению высокого спортивного результата.
Для учебно-воспитательного процесса характерно поэтапное освоение материала. Поэтому также различают занятия: вводные, базовые контрольные.
Эффективность уроков зависит от объема и интенсивности применяемых физических нагрузок, от сознательного отношения к занятиям и активности обучающихся.
В процессе обучения в колледже обучающиеся выполняют учебные нормативы. Оценка по учебному предмету выставляется за технику выполнения контрольного упражнения и показанный результат.
Учащиеся с отклонениями в состоянии здоровья занимаются по специальной программе.
В целях и педагогического контроля на каждого обучающегося заполняется карта физической подготовленности. Карта содержит данные об уровне развития скоростно-силовых качеств, общей выносливости. Показатели заносятся в карту в сентябре и мае каждого учебного года. Каждый обучающийся обязан знать свои показатели и использовать средства физической культуры для их улучшения.
К неурочным формам занятий физической культурой относятся: утренняя гигиеническая гимнастика, самостоятельные занятия, туристские походы, занятия в спортивных секциях, спортивные соревнования.
Неурочные занятия, предусмотренные программой физического воспитания, предназначены для обеспечения активного отдыха обучающихся, укрепления их здоровья, повышения работоспособности организма, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков.
Занятия физическими упражнениями помогают сохранить бодрость и энергию до конца учебного дня.
Важными факторами укрепления здоровья обучающихся являются занятия физической культурой, спортом и туризмом во внеучебное время.
К внеучебным физкультурно-оздоровительным и спортивно-массовым формам относятся: утренняя гигиеническая гимнастика, самостоятельные занятия физическими упражнениями, занятия в группах общей физической подготовки и в спортивных секциях, спортивные соревнования.
Важной и наиболее доступной формой физкультурно-оздоровительных занятий во внеучебное время является утренняя гигиеническая гимнастика. В процессе регулярных занятий утренней гимнастикой в сочетании с закаливающими процедурами совершенствуются функции основных систем организма, укрепляется здоровье, формируется стойкая привычка к регулярным занятиям физической культурой.
Большое значение имеют и самостоятельные занятия физическими упражнениями, дополняющие уроки физической культуры. В процессе самостоятельных занятий обучающиеся совершенствуют физические качества и двигательные навыки, закрепляют теоретический и практический материал по предмету, готовятся к сдаче учебных нормативов и норм комплекса ГТО.
Содержание самостоятельных занятий разрабатывается с учетом физической подготовленности конкретного обучающегося, а результативность их проверяется преподавателем на уроках физической культуры.
Школой воспитания мужества, воли, навыков нравственного поведения, отличным средством повышения возможностей организма и высшего проявления индивидуальных способностей являются спортивные соревнования.
Основу спортивно-массовой работы в колледжах составляют соревнования. Первый этап этих соревнований проводится внутри учебной группы, второй этап — между учебными группами учебного заведения. Программа соревнований разрабатывается на основе положения.
Общеколледжные спортивные мероприятия включают в себя соревнования по программе спартакиад среди обучающихся образовательных учереждений среднего профессионального образования, туристские походы по местам трудовой и боевой славы. Учащиеся должны также принимать активное участие в движении «За здоровый образ жизни», в военно- спортивной игре «Орленок», в соревнованиях по военноприкладным и техническим видам спорта.