СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Физическое воспитание как учебный предмет в колледже

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Физическое воспитание в колледжах является обязательным учебным предметом.Физическое воспитание в колледжах является обязательным учебным предметом.

Просмотр содержимого документа
«Физическое воспитание как учебный предмет в колледже»

Физическое воспитание как учебный предмет в колледже

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Физическое воспитание в колледжах является обязательным учебным предметом.

Существенно отличаясь по своему содержанию от других учебных предметов, физическое воспитание вместе с тем составляет неотъемлемую часть процесса обучения и воспитания. Оно служит целям укрепления здоровья, физического и духовного совершенствования обучающихся, призвано обеспечить всестороннюю физическую готовность будущих специалистов к избранному виду трудовой деятельности и защите Родины.

Изучая теоретическое содержание данного учебного предмета, необходимо прежде всего подробно рассмотреть и уяснить основные понятия предмета. К ним относятся: « Физическая культура», «Физическое совершенство», «Физическое воспитание», «Физическая подготовка», «Спорт», «Спортивная тренировка». Усвоение их обучающимися позволяет не только познать суть явле­нии, которые отражают эти понятия, но и приобрести в систематизированном виде необходимые знания по предмету, правильно ориентироваться в содержании теоретического и практического материала по физическому воспитанию.

Физическая культура - самое широкое по своему содержанию понятие. При этом различают: физическую культуру общества и физическую культуру личности.

Физическая культура общества представляет собой специальную часть общей культуры, одну из сфер социальной деятельности.

В содержание физической культуры входит создан­ная в процессе развития общества совокупность специ­альных духовных и материальных ценностей.

К духовным ценностям физической культуры отно­сятся многочисленные знания о физическом воспита­нии, например о средствах и методах воспитания физических качеств, формирования двигательных навы­ков, о построении спортивной тренировки, а также о влиянии физических упражнений на организм; к матери­альным ценностям — созданные для обеспечения заня­тий физической культурой различные сооружения (ста­дионы, спортивные залы, бассейны), специальный ин­вентарь и оборудование.

Использование средств и методов физической куль­туры позволяет удовлетворять естественные потребно­сти человека в двигательной активности и на этой основе поддерживать и укреплять здоровье, обеспечи­вать физическую подготовленность, необходимую в жизни, трудовой деятельности и для защиты Родины. В режиме рабочего дня средствами активного отдыха — физическими упражнениями — можно снижать утомле­ние и повышать работоспособность организма.

Физическая культура в нашей стране служит одним из важнейших средств воспитания. Систематические занятия различными видами физической культу­ры, спортом содействуют всестороннему и гармониче­скому развитию личности, формированию высоких мо­ральных и волевых качеств, эстетических вкусов, раз­витию умственных способностей. Физическая культура включает в себя многие формы полезного и эмоци­онального досуга и отдыха, ускоряет процесс приобще­ния молодого человека к общественной жизни.

В системе учебно-воспитательной деятельности колледжей использование средств и методов физической культуры не только обеспечивает укрепление здоровья и сниже­ние заболеваемости обучающихся, всестороннее развитие у них физических способностей, двигательных навыков, но и способствует освоению профессии, создает пред­посылки для высокопроизводительного труда.

Высокая и особая ценность физической культуры состоит в том, что посредством ее можно существенно увеличивать функциональные резервы организма, повы­шать уровень его общей дееспособности и устойчивости ко многим неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Физическая культура, как и культура в целом, развивается в ходе созидательной деятельности общества. На каждом историческом этапе она имеет свои характерные особенности. В современный период физическая культура в России обогащается новыми формами, такими, как профессионально-прикладная фи­зическая подготовка, формы послерабочего восстанов­ления в физкультурно-оздоровительных центрах; кондиционная тренировка, проводимая само­стоятельно, в группах общей физической подготовки, оздоровительного бега и плавания, фитнеса и пр.

Под физической культурой личности понимается достигнутый уровень в физическом совершенствовании человека и степень использования приобретенных дви­гательных качеств, навыков и специальных знаний в повседневной жизни.

Наиболее важными показателями физической куль­туры личности являются:

уровень развития основных физических качеств — силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости;

объем освоенных двигательных умений и навыков, прежде всего жизненно необходимых навыков в беге, прыжках, метаниях, плавании, передвижении на лыжах;

имеющиеся физкультурные знания;

гигиенические навыки и привычки повседневно заботиться о своем здоровье, закаливании организма и физической подготовленности;

соблюдаемый режим физической активности;

устойчивые интересы и мотивы личности к физическому совершенствованию.

Под физическим совершенством понимают оптималь­ный уровень двигательной подготовленности и физического развития человека применительно к современным условиям жизни (особенностям трудовой и оборонной деятельности, связанной с использованием многообразной сложной техники и необычными факторами воздействия внешней среды на организм и др.). Вместе с тем физическое совершенство выражает достаточно высокую степень индивидуальной физической одаренности человека.

Физическое совершенство характеризуется полноценным здоровьем, высокоразвитыми физическими качествами (силой, быстротой, выносливостью и др.), достаточной и устойчивой физической работоспособностью, владением многими прикладными и спортивными и способностью эффективно использовать свои двигательные возможности в трудовых и иных действиях, гармоничным развитием форм тела и другими показателями.

Физическое совершенство составляет одну из сто­рон всестороннего и гармоничного развития личности. В современный период возрастают значение и возмож­ности воспитания гармонично развитой, общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богат­ство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Физическое воспитание — вид воспитания, осуще­ствляемый в целях формирования физически совершен­ного, социально активного и морально стойкого подра­стающего поколения, готового к высокопроизводитель­ному труду и защите Родины.

В педагогическом процессе физического воспитания решаются специфические в отличие от других видов воспитания задачи. Это обучение различным двигатель­ным умениям и навыкам, передача знаний о физической культуре (образовательная сторона); направленное улучшение физического развития обучающихся (осанки, физических качеств — силы, выносливости, быстроты и д р.).

Для юношей и девушек, обучающихся в колледжах, систематические заня­тия по физическому воспитанию имеют особое значе­ние, поскольку в 15—18 лет происходит интенсивное развитие организма.

В процесс физического воспитания также создаются широкие возможности для формирования качеств лич­ности. Воздействие на физическую сферу занимающих­ся обязательно затрагивает и их психическую сферу (сознание, волевые процессы, эмоции), так как челове­ческий организм представляет собой единое целое. Поэтому физическое воспитание при надлежащей по­становке содействует формированию у обучающихся высокой нравственности, волевых качеств и черт характера, совершенствует личность в эстетическом и интеллектуальном отношении. Это достигается преиму­щественно средствами и методами физической культу­ры и специфическими условиями занятий, воспитатель­ной деятельностью физкультурного коллектива, спор­тивной команды.

Специфическими средствами физического воспита­ния служат разнообразные физические упражнения, а также гигиенические факторы (соблюдение температур­ных и других норм гигиены на занятиях, рационального режима труда, учебы и отдыха) и естественные силы природы (использование солнца, воздуха и воды для закаливания организма).

В тех случаях, когда физическое воспитание приобретает специализированный характер применительно к конкретной трудовой и спортивной деятельности, упот­ребляют термин «физическая подготовка». Например, физическая подготовка определенного про­филя, физическая подготовка футболистов, волейболистов, баскетболистов и пр.

Спорт в сфере физической культуры — составная ее часть - представляет вид деятельности, направленной на достижение наивысших результатов в реализации физических и непосредственно связанных с ними возможностей человека. Следует при этом различать спорт высших достижений, ориентированный на рекордные результаты, включая достижения международного масштаба, и массовый спорт, который обеспечивает достижение уровня, доступного для большого числа людей при систематической тренировке. Массовый спорт широко используется для укрепления здоровья, повыше­ния общей физической подготовленности молодёжи.

Вместе с тем содержание и социальное значение спорта выходит за рамки педагогического процесса физического воспитания. Спорт служит важным фактором вовлечения людей в активную общественную жизнь, формой общения, межчеловеческих контактов, ВКЛЮЧАЯ МЕЖДУНАРОДНЫЕ связи; спорт как зрелище оказывает большое психологическое воздействие на зрителей.

Современный спорт многообразен. Достаточно сказать, что действующая Единая всероссийская спортивная классификация, в соответствии с которой присваиваются спортивные разряды, охватывает более 100 видов спорта.

К сфере физической культуры относятся виды спорта, которые представляют средства физического воспитания. Это прежде всего те виды, которые являются наиболее действенными. Они нашли отражение в государственных программах для учащейся молодёжи: лёгкая атлетика, гимнастика, плавание, лыжный спорт, борьба, спортивные игры.

Спорт наиболее эффективен в достижении физического совершенства. Кроме того, через многолетние занятия спортом не только достигается высокий уровень развития физических способностей, но и воспитывается сильная воля и совершенствуются другие духовные свойства личности. Специфическую особенность спорта составляют состязания. Соревновательная деятельность предопределяет предельные физические и психические нагрузки, в ходе тренировочных занятий осуществляется углублённая спортивная специализация. Поскольку занятия спортом оказывают значитель­ное влияние на организм, то должен осуществляться тщательный контроль за здоровьем и физической под­готовленностью обучающихся, учитываться их возрастные, половые и индивидуальные особенности в процессе спортивной тренировки.

Спортивная тренировка представляет собой педаго­гический процесс физического воспитания применитель­но к требованиям избранного занимающимся вида спорта. Ее основными разделами являются физическая, спортивно-техническая, тактическая и морально-­волевая подготовка. Важное значение при спортивном совершенствовании придается повышению у трениру­ющихся уровня знаний по избранному виду спорта.


Организация о содержание физического воспитания в колледже


Физическое воспитание в колледжах осуществляется на протяжении все­го периода обучения в соответствии с программой физического воспитания обучающихся.

Программа физического воспитания для колледжей определяет содер­жание учебного процесса и самостоятельной работы, предус­матривает использование разнообразных форм занятий физическими упражнениями (уроков по физической культуре, утренней зарядки, спортивных соревнований, туристских походов и др.). Такой комплексный подход к организации физического воспитания позволяет обеспечивать рациональный дви­гательный режим обучающихся, необходимый для их нор­мального физического развития. Объем этого режима составляет 6 - 8 ч активных занятий физическими упражнениями в неделю.

В процессе физического воспитания обучающихся реша­ются следующие основные задачи:

содействие воспитанию мировоз­зрения, идейной убежденности и общественной актив­ности, морально-волевых качеств, психической устой­чивости, коллективизма, дисциплинированности и ответ­ственности;

всестороннее развитие физических качеств и обеспе­чение на этой основе крепкого здоровья и высокой работоспособности обучающихся;

обучение прикладным двигательным умениям и на­выкам, необходимым в жизни, конкретной трудовой деятельности и при прохождении службы в Вооружен­ных Силах РФ; обучение знаниям в области гигиены и физической культуры, воспитание потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями, привитие умений самостоятельно организовывать рациональный двига­тельный режим;

совершенствование в избранном виде спорта.

Добиться практического решения поставленных за­дач возможно путем систематического использования средств физического воспитания: физических упражне­ний. оздоровительных сил природы (солнца, воздуха, воды) и гигиенических факторов.

Основу содержания программы составляет общая физическая подготовка. Это физические упражнения из массовых видов спорта — гимнастики (спортивная, художественная), легкой атлетики (бег, прыжки, метания), спортивных игр (баскет­бол, волейбол, ручной мяч, футбол), плавание, лыж­ный спорт, единоборства. Кроме того, программой предусматривается профессионально-прикладная физическая подготовка обучающихся с учетом профиля специализации.

Освоение практического материала программы физического воспитания обеспечивает уча­щимся требуемый уровень физической подготовленности, позволяет укрепить физические, моральные, воле­вые качества, овладеть прикладными двигательными умениями и навыками.

Помимо практического материала обучающиеся изучают историю развития физической культуры в нашей стране,

методические основы физического воспитания, получают сведения о гигиене здорового образа жизни.

Следует знать, что по особенностям организации занимающихся и способам руководства ими занятия по физическому воспитанию подразделяются на два типа: урочные и неурочные.

Урочный тип занятий характеризуется непосредственно взаимодействием преподавателя и занима­ющихся, постоянством и однородностью состава группы.

При проведении уроков соблюдается их взаимосвязь, продолжительность и периодичность, содержа­ние определяется учебной программой.

Урок состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительная часть предназначена для первичной организации обучащихся, сосредоточения их внимания, ознакомления с содержанием урока для подготовки организма к предстоящей, более интенсивной де­ятельности.

В основной части урока решаются задачи по обуче­нию двигательным умениям и навыкам, по воспитанию физических, волевых и других качеств.

Заключительная часть необходима для постепенного снижения нагрузки на организм. В заключительной части подводятся итоги урока, даются домашние зада­ния для самостоятельных занятий.

После урока должны проводиться гигиенические процедуры.

По направленности различают уроки общей, про- фессионально-прикладной физической под­готовки и учебно-тренировочные (спортивно­тренировочные) занятия.

Уроки общей физической подготовки слу­жат целям всестороннего физического развития занима­ющихся, обучения и совершенствования в разнообраз­ной двигательной деятельности.

Уроки профессионально-прикладной фи­зической подготовки предназначены для каче­ственного освоения прикладных навыков, воспитания психических и физических качеств, необходимых в трудовой деятельности. Кроме того, целенаправленная физическая подготовка снижает производственный травматизм, профессиональную заболеваемость, позво­ляет поддерживать высокий уровень работоспособности организма, повышать профессиональное мастерство.

Учебно-тренировочные уроки предусматри­вают особенности спортивной специализации, углублен­ную работу по физической, технической и тактической подготовке, характерной для определенного вида спор­та. Служат подготовке к соревнованиям и достижению высокого спортивного результата.

Для учебно-воспитательного процесса характерно поэтапное освоение материала. Поэтому также различа­ют занятия: вводные, базовые контрольные.

Эффективность уроков зависит от объема и интен­сивности применяемых физических нагрузок, от созна­тельного отношения к занятиям и активности обучающих­ся.

В процессе обучения в колледже обучающиеся выполняют учебные нормативы. Оценка по учебному предмету выставляется за технику выполнения контрольного упражнения и показанный резуль­тат.

Учащиеся с отклонениями в состоянии здоровья занимаются по специальной программе.

В целях и педагогического контроля на каждого обучающегося заполняется карта физической под­готовленности. Карта содержит данные об уровне развития скоростно-силовых качеств, общей выносливо­сти. Показатели заносятся в карту в сентябре и мае каждого учебного года. Каждый обучающийся обязан знать свои показатели и использовать средства физической культуры для их улучшения.

К неурочным формам занятий физической культу­рой относятся: утренняя гигиеническая гимна­стика, самостоятельные занятия, туристские походы, занятия в спортивных секциях, спортивные соревнования.

Неурочные занятия, предусмотренные программой физического воспитания, предназначены для обеспечения активного отдыха обучающихся, укрепле­ния их здоровья, повышения работоспособности организ­ма, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков.

Занятия физическими упражнениями помогают сохранить бодрость и энергию до конца учебного дня.

Важными факторами укрепления здоровья обучающихся являются занятия физической культурой, спортом и туризмом во внеучебное время.

К внеучебным физкультурно-оздоровительным и спортивно-массовым формам относятся: утренняя гигиеническая гимнастика, самостоятель­ные занятия физическими упражнениями, за­нятия в группах общей физической подготов­ки и в спортивных секциях, спортивные со­ревнования.

Важной и наиболее доступной формой физкультур­но-оздоровительных занятий во внеучебное время явля­ется утренняя гигиеническая гимнастика. В процессе регулярных занятий утренней гимнастикой в сочетании с закаливающими процедурами совершенствуются функции основных систем организма, укрепляется здо­ровье, формируется стойкая привычка к регулярным занятиям физической культурой.

Большое значение имеют и самостоятельные заня­тия физическими упражнениями, дополняющие уроки физической культуры. В процессе самостоятельных занятий обучающиеся совершенствуют физические каче­ства и двигательные навыки, закрепляют теоретический и практический материал по предмету, готовятся к сдаче учебных нормативов и норм комплекса ГТО.

Содержание самостоятельных занятий разрабатыва­ется с учетом физической подготовленности конкретно­го обучающегося, а результативность их проверяется пре­подавателем на уроках физической культуры.

Школой воспитания мужества, воли, навыков нрав­ственного поведения, отличным средством повышения возможностей организма и высшего проявления индиви­дуальных способностей являются спортивные соревно­вания.

Основу спортивно-массовой работы в колледжах составля­ют соревнования. Первый этап этих соревнований проводится внутри учебной группы, второй этап — между учебными группами учебного заведения. Программа соревнований разрабатывается на основе положения.

Общеколледжные спортивные мероприятия включа­ют в себя соревнования по программе спартакиад среди обучающихся образовательных учереждений среднего профессионального образования, ту­ристские походы по местам трудовой и боевой славы. Учащиеся должны также принимать активное участие в движении «За здоровый образ жизни», в военно- спортивной игре «Орленок», в соревнованиях по военно­прикладным и техническим видам спорта.