ФОРСИРОВАНИЕ ЗВУКА, И КАК ЕГО НЕ ДОПУСТИТЬ
Что такое форсирование звука? Почему важно это знать и избегать при пении? Какие последствия ждут начинающих вокалистов, если пренебрегать советами опытных певцов и педагогов по вокалу?
Форсированый звук - это напряженный звук, связанный с динамическим усилением за счет активной подачи воздушной струи, перенапряжение голосовых связок до такой степени, когда пение переходит в крик.
Встречаются певцы с мощными голосами, для них громкое пение является вполне естественным. Что же касается форсированности звучания, то она определяется не абсолютной громкостью звука, а чрезмерной его силой для данного индивидуума.
Форсированное звукоизвлечение сопровождается искажением тембра, вместо естественного звучания, ведёт к напряжению шейных и горловых мышц. Певец излишне напрягает голос стараясь взять максимально громко слишком низкие либо высокие ноты. При этом воздушный поток, проходящий мимо голосовой щели, не затрагивает связки. Форсирование – неправильный, неэкономичный способ использования вокальных данных.
Форсирование голоса также связано с неопытностью вокалиста, неразвитым музыкальным вкусом, стремлением поразить окружающих широким вокальным диапазоном при его отсутствии. Причина кроется в неумении правильно использовать резонаторные полости. Певец стремится компенсировать данный недостаток излишним подсвязочным давлением. Иными словами, форсирование голоса – сильный нажим дыханием на горло, приводящий к опасному превышению возможностей голосового аппарата.
При форсировании пение приобретает напряжённое, надсадное, нарочито громкое звучание. Форсировка связана с детонацией (от франц. detonner - петь фальшиво), искажением тембра, потерей полётности.
Такое пение мешает образованию высокой певческой форманты, поэтому форсированные голоса обладают плохой полётностью.
У певцов с данным дефектом голосообразования наблюдается качание голоса, явно выражен переход между регистрами, затруднено звучание верхнего участка диапазона. При форсированном звучании невозможно сохранить те наиболее «красивые» колебания голосовых связок, которые рождают лучшие тембровые качества голоса. Голосовые связки начинают работать исходя из задачи удержать непомерное воздушное давление, а не из стремления дать звук наибольшей красоты. Крепкий голосовой аппарат молодого певца выдерживает большие перенапряжения, но затем начинает неумолимо деградировать. «Раз утраченная нежность голоса не возвращается никогда»,— сказал знаменитый педагог М. Гарсиа.
Для того чтобы голос вокалиста не подвергался слишком большим перегрузкам, нужно включать в работу верхние резонаторы. Данный совет позволит вашему голосу стать намного ярче, а также создать дополнительные источники для контроля вокальных данных. Также следует понимать и то, что качественный звук получается в результате работы мышц гортани, в спокойном состоянии, а также в состоянии расслабленности плечевого пояса. В ту же очередь, громкость вокала будет полностью зависеть от правильного дыхания – работы диафрагмы, и, конечно же, использования специфических резонаторов.
Необходимо не допускать чрезмерные и непосильные нагрузки. Так, достаточно около 30-40 минут на пение, в таком диапазоне голоса, который будет удобен. Не следует брать слишком сложные композиции для пения – начните с простых. В случае, если вы после занятий ощущаете некоторую напряженность или усталость в собственном голосе, быть может, вам трудно говорить или и вовсе появился хрип – то это значит, что продолжительность занятий следует уменьшить, а также – больше времени уделить правильности исполнения вокальной техники.
Важно!
Занятия вокалом должны быть системным и обязательными как для профессиональных исполнителей, так и для совсем начинающих певцов – для всех, правила одинаковы. Только в том случае, если вы убеждены в том, что певческие навыки действительно доведены до автоматизма, можно переходить к занятиям сложнее. Данные советы помогают развить максимально наилучшие качества вокалиста, и помогут избежать такого процесса, как форсирование. Форсировка трудно поддается исправлению, но при постоянной систематической работе .над голосом можно в большинстве случаев достичь возвращения его утерянных качеств. Для этого следует упорно работать над качеством певческого тона, исключив на время все, что может толкать певца к форсированному звучанию. Все старания педагога сводятся к нулю, если ученик сам не поймет, что его голос звучит форсированно. И, помните, что если вы потеряли уже приобретенные навыки, всегда нужно возвращаться к началу, потому как о новых достижениях можно не мечтать, если старые были забыты. Вы сами являетесь хозяином своего голоса – чувства и возможности, всегда остаются за вами.