Функциональная грамотность как ключевой вектор
реализации ФГОС третьего поколения
Единственный путь, ведущий
к знанию, -это деятельность.
Бернард Шоу
Нельзя человека
научить на всю жизнь,
его надо научить
учиться всю жизнь!
Педагоги проходят в помещение, присаживаются на стулья. В помещении размещено 3 стола, на которых отличительные символы: «Цветочный чай», «Травяной чай», «Фруктовый чай».
I. Вступительная часть
Сообщение темы педагогического совета. Актуальность.
Сл.1.Современное общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы в быстроменяющихся условиях, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.
Поэтому, одна из важнейших задач современного обучения – формирование функционально грамотных людей. Наш педагогический совет будет проходить в виде чайной церемонии, для этого приготовлены соответствующие места.
РазминкаСл.2.
Прежде чем приступить к работе, проведем небольшую разминку. К доске по одному выходят педагоги, выбирают не глядя себе чай для церемонии, расшифровывают аббревиатуру и присаживаются за соответствующий стол. Если педагог дает правильный ответ, аббревиатура помещается на полянку «Знаю», если не правильно или при отсутствии ответа – на полянку«Хочу знать».
ФГОС – Федеральные государственные общеобразовательные стандарты
ООП - Основная образовательная программа.
АОП – Адаптированная образовательная программа
НОО – Начальное общее образование
ООО – Основное общее образование
СОО – Среднее общее образование
ГИА - Государственная итоговая аттестация
ОГЭ - Основной государственный экзамен
ЕГЭ - Единый государственный экзамен
ГВЭ – Государственный выпускной экзамен
КИМ – Контрольно-измерительные материалы
ВПР - Всероссийская проверочная работа
УУД - Универсальные учебные действия
УМК – Учебно-методический комплекс
ПМПК - Психолого-медико-педагогическая комиссия.
ПМПк - Психолого-медико-педагогический консилиум
ОВЗ – Ограниченные возможности здоровья
А сейчас я прошу вас оценить знания по теме нашего педсовета.Сл.3.
Педагоги оценивают знания по теме, поднимая цветовую карточку (красный цвет – я ничего не знаю об этом, желтый - имею представление по данной теме, но недостаточно, зеленый – я изучал данную тему и могу поделиться опытом). Анализ.
- А теперь поднимите, пожалуйста, правую руку, показывая тем самым свою готовность к дальнейшей работе.
- Спасибо.
- Попробуйте поаплодировать себе и товарищам, используя только поднятую руку.
- Не получается?
- Попробуйте сделать хлопок с коллегой.
- Это говорит о том, что только вместе, а не по одному, мы сегодня сможем раскрыть данную тему в ходе нашей совместной плодотворной работы.
- Вы все сегодня приглашены на чайную церемонию, в ходе которой в теплом педагогическом кругу, мы откроем для себя тайны по формированию предпосылок функциональной грамотности школьников. И начнем нашу встречу с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время.
Она так и называется «Чайная церемония».
«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.
Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.
Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.
Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.
- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, –с гордостью сказал первый ученик.
- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник» –
добавил второй.
- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник» –
подхватил третий.
Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.
Только последний ученик ничего не сказал.
Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.
- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:
«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».
- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.
Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.
- Какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя? /самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость практических знаний.
- Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;
- «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;
- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.
II. Основная часть:Сл.4.
- Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность человека».
- Что же такое функциональная грамотность? Ваши предположения? (педагоги озвучивают несколько предположений)
Задание 1. Попробуем это выяснить, оттолкнувшись от понятий "личность", "функционировать", "грамотность".
Задание для 1 группы: Используя каждую букву слова "личность" записать личностные качества.
- Любознательность, инициативность, человечность, нестандартность, ответственность, самостоятельность, творчество.
Задание для 2 группы: Подберите слова - синонимы к слову "функционировать".
- Работать, действовать, внедрять, применять...
Задание для 3 группы: Дайте определение слову "грамотность".
- Грамотность – степень владения человеком навыками, фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.
Опираясь на наши результаты работы, попробуем сформулировать понятие "функционально грамотная личность" (это человек, думающий и действующий с высокой степенью самостоятельности и ответственности, умеющий добывать нужные ему знания, способный свободно использовать их для решения жизненно необходимых задач). А предпосылки функциональной грамотности мы должны закладывать уже в дошкольном возрасте!
Сл.5.Обратимся к понятиям некоторых известных психологов:
«Функциональная грамотность– способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»А. А. Леонтьев
Функциональная грамотность связана с готовностью:
- добывать знания;
- применять знания и умения;
- оценивать знания и умения;
- осуществлять саморазвитие.
Сл.6.Функциональная грамотность - умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности: политике, государстве, работе, семье, здоровье, культуре и т.д.
То есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой максимально адаптироваться и функционировать в ней.
Обновленные федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования напрямую говорят о требовании создания в школах условий, обеспечивающих возможность формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
Сл.7-9.Насколько готовы учителя к развитию функциональной грамотности у школьников?
К основным показателям готовности к развитию функциональной грамотности в профессиональной деятельности учителей-предметников следует отнести следующие компетенции:
– проецирование целей предметной подготовки на современные требования к образовательным результатам и создание в процессе обучения условий, позволяющих обучающемуся осознать личностный смысл и ценность овладения определенным учебным материалом;
– разумная адаптация содержания предметной области к современным требованиям, позволяющего наряду с формированием функциональной грамотности обучающихся не забыть и об их фундаментальной предметной подготовке;
– выбор наиболее оптимальных технологий обучения, обеспечивающих достижение актуальных результатов образования, проектирование на основе выбранной технологии процесса обучения, оценка эффективности своей профессионально-педагогической деятельности по реализации проекта и ее коррекция;
– самостоятельное конструирование необходимого учебно-методического обеспечения дисциплин, способствующего формированию функциональной грамотности обучающихся средствами определенной предметной области и оценка его эффективности;
– создание средствами конкретной предметной области условий для активного включения обучающихся в процесс познания через взаимодействие с окружающим миром и другими субъектами образовательной практики, обеспечивая тем самым возможность понять и освоить область применения предметного знания в ситуациях реальной действительности.
Сл.10.Как развить навыки функциональной грамотности?
Как известно, выделяют пять способов развития навыков функциональной грамотности современного человека.
Мыслить критично: ставить под сомнение факты, обращать внимание на конкретность цифр, суждений, идей.
Развивать коммуникативные навыки: формулировать главную мысль, рассматривать проблему, задачу с учетом разных позиций — своей, слушателя, автора.
Участвовать в конференциях, форумах, дискуссиях, вебинарах, конкурсах профессионального мастерства. Не бояться выступать перед публикой на семинарах педагогического сообщества разного уровня, делиться своими идеями и выносить их на обсуждение.
Расширять кругозор: разбираться в искусстве, экологии, здоровом образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Как можно больше читать книг, журналов, изучать экспертные точки зрения.
Организовывать свой процесс познания и развития (План саморазвития.План профессионального роста): ставить перед собой профессиональные цели и задачи, разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения, анализировать данные, делать выводы.
Сл.11. Ключевая компетенция ФГОСвключает в себя:
коммуникативную грамотность;
информационную грамотность;
общественно-политическую грамотность;
компьютерную грамотность;
общую грамотность;
бытовую грамотность;
грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях;
грамотность при овладении иностранными языками.
Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.
Сл.12. Роль учителя в современной образовательной среде
тьютор, сетевой тьютор
воспитатель
наставник
фасилитатор(человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию)
организатор, управленец
аналитик
конструктор
посредник
информатор
интегратор
эксперт
Сл.13. Сегодня у государства есть запрос на формирование функциональной грамотности обучающихся: Россия стремится выйти на высокие позиции в мировых рейтингах, проверяющих функциональную грамотность школьников, таких как PISA
Сл.14.Задача по формированию и развитию функциональной грамотности школьников является основной задачей действующих федеральных государственных образовательных стандартов общего образования:
– изменение образовательной парадигмы — компетентностный подход;
– характер обучения и взаимодействия участников образовательного процесса — сотрудничество, деятельностный подход;
– доминирующий компонент организации образовательного процесса — практико-ориентированная, исследовательская и проектная деятельность, основанная на проявлении самостоятельности, активности, творчестве учащихся;
– характер контроля — комплексная оценка образовательных результатов по трем группам (личностные, предметные, метапредметные)
Сл.15-16.Какие причины тормозят процесс формирования функциональной грамотности учащихся в условиях школьного обучения?
- Слабая ориентация субъектов образовательного процесса в актуальных проблемах естествознания, таких, как экологические проблемы, проблемы здорового образа жизни, влияние науки и техники на развитие общества и др.;
– недостаточное внимание, уделяемое развитию коммуникативных умений ученика (как способности создать текст с учетом позиции, точки зрения своей, слушателя (читателя), автора), неумение самостоятельно строить и осуществлять план решения задачи, применять нестандартные способы решения, а также формулировать полученный ответ;
– недостаточное внимание, уделяемое развитию общеучебных умений организации собственного познания, управления познавательным процессом, преодоление недостатков сформированности мыслительных операций;
– недостаточный понятийный уровень учителя по вопросам интерпретации требований ныне действующих ФГОС к достижениям планируемых результатов, а именно по вопросу «встроенности» требования формирования функциональной грамотности в части применения полученных знаний на практике (например, решение учебно-практических и учебно-познавательных задач, практическое решение задач, умения в практической деятельности).
Сл.17.Владеть функциональной грамотностью — это не просто норма, но и обязанность педагога. Все нормативные показатели выстроены с учетом этой компетенции, поэтому если педагог не выдает этот результат, он автоматически становится профнепригодным
Школа обязана создавать условия для формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.
Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.
Сл.18.Следовательно, важнейшая задача школы связана с необходимостью построения процесса образования в логике формирования функциональной грамотности обучающихся по шести направлениям:
математическая грамотность;
читательская грамотность;
естественнонаучная грамотность;
финансовая грамотность;
креативное мышление;
глобальные компетенции.