СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функциональная грамотность как ключевой вектор реализации ФГОС третьего поколения

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка педагогического совета 

Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность как ключевой вектор реализации ФГОС третьего поколения»

Функциональная грамотность как ключевой вектор

реализации ФГОС третьего поколения

Единственный путь, ведущий

к знанию, -это деятельность.

Бернард Шоу

Нельзя человека
научить на всю жизнь,
его надо научить
учиться всю жизнь!

Педагоги проходят в помещение, присаживаются на стулья. В помещении размещено 3 стола, на которых отличительные символы: «Цветочный чай», «Травяной чай», «Фруктовый чай».

I. Вступительная часть

  1. Сообщение темы педагогического совета. Актуальность.

Сл.1.Современное общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы в быстроменяющихся условиях, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.

Поэтому, одна из важнейших задач современного обучения – формирование функционально грамотных людей. Наш педагогический совет будет проходить в виде чайной церемонии, для этого приготовлены соответствующие места.

  1. РазминкаСл.2.

Прежде чем приступить к работе, проведем небольшую разминку. К доске по одному выходят педагоги, выбирают не глядя себе чай для церемонии, расшифровывают аббревиатуру и присаживаются за соответствующий стол. Если педагог дает правильный ответ, аббревиатура помещается на полянку «Знаю», если не правильно или при отсутствии ответа – на полянку«Хочу знать».

ФГОС – Федеральные государственные общеобразовательные стандарты

ООП - Основная образовательная программа.

АОП – Адаптированная образовательная программа

НОО – Начальное общее образование

ООО – Основное общее образование

СОО – Среднее общее образование

ГИА - Государственная итоговая аттестация

ОГЭ - Основной государственный экзамен

ЕГЭ - Единый государственный экзамен

ГВЭ – Государственный выпускной экзамен

КИМ – Контрольно-измерительные материалы

ВПР - Всероссийская проверочная работа

УУД - Универсальные учебные действия

УМК – Учебно-методический комплекс

ПМПК - Психолого-медико-педагогическая комиссия.

ПМПк - Психолого-медико-педагогический консилиум

ОВЗ – Ограниченные возможности здоровья

А сейчас я прошу вас оценить знания по теме нашего педсовета.Сл.3.

Педагоги оценивают знания по теме, поднимая цветовую карточку (красный цвет – я ничего не знаю об этом, желтый - имею представление по данной теме, но недостаточно, зеленый – я изучал данную тему и могу поделиться опытом). Анализ.

- А теперь поднимите, пожалуйста, правую руку, показывая тем самым свою готовность к дальнейшей работе.

- Спасибо.

- Попробуйте поаплодировать себе и товарищам, используя только поднятую руку.

- Не получается?

- Попробуйте сделать хлопок с коллегой.

- Это говорит о том, что только вместе, а не по одному, мы сегодня сможем раскрыть данную тему в ходе нашей совместной плодотворной работы.

- Вы все сегодня приглашены на чайную церемонию, в ходе которой в теплом педагогическом кругу, мы откроем для себя тайны по формированию предпосылок функциональной грамотности школьников. И начнем нашу встречу с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время.

Она так и называется «Чайная церемония».

«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.

Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, –с гордостью сказал первый ученик.

- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник» –

добавил второй.

- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник» –

подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.

Только последний ученик ничего не сказал.

Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:

«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.

Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель. 

- Какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя? /самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость практических знаний.

- Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;

- «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;

- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.

II. Основная часть:Сл.4.

- Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность человека».

- Что же такое функциональная грамотность? Ваши предположения? (педагоги озвучивают несколько предположений)

Задание 1. Попробуем это выяснить, оттолкнувшись от понятий "личность", "функционировать", "грамотность".

Задание для 1 группы: Используя каждую букву слова "личность" записать личностные качества.

- Любознательность, инициативность, человечность, нестандартность, ответственность, самостоятельность, творчество.

Задание для 2 группы: Подберите слова - синонимы к слову "функционировать".

- Работать, действовать, внедрять, применять...

Задание для 3 группы: Дайте определение слову "грамотность".

- Грамотность – степень владения человеком навыками, фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.

Опираясь на наши результаты работы, попробуем сформулировать понятие "функционально грамотная личность" (это человек, думающий и действующий с высокой степенью самостоятельности и ответственности, умеющий добывать нужные ему знания, способный свободно использовать их для решения жизненно необходимых задач). А предпосылки функциональной грамотности мы должны закладывать уже в дошкольном возрасте!

Сл.5.Обратимся к понятиям некоторых известных психологов:

«Функциональная грамотность– способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»А. А. Леонтьев

Функциональная грамотность связана с готовностью:

- добывать знания;

- применять знания и умения;

- оценивать знания и умения;

- осуществлять саморазвитие.

Сл.6.Функциональная грамотность - умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности: политике, государстве, работе, семье, здоровье, культуре и т.д.

То есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой максимально адаптироваться и функционировать в ней.

Обновленные федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования напрямую говорят о требовании создания в школах условий, обеспечивающих возможность формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.

Сл.7-9.Насколько готовы учителя к развитию функциональной грамотности у школьников?

К основным показателям готовности к развитию функциональной грамотности в профессиональной деятельности учителей-предметников следует отнести следующие компетенции:

– проецирование целей предметной подготовки на современные требования к образовательным результатам и создание в процессе обучения условий, позволяющих обучающемуся осознать личностный смысл и ценность овладения определенным учебным материалом;

– разумная адаптация содержания предметной области к современным требованиям, позволяющего наряду с формированием функциональной грамотности обучающихся не забыть и об их фундаментальной предметной подготовке; 

– выбор наиболее оптимальных технологий обучения, обеспечивающих достижение актуальных результатов образования, проектирование на основе выбранной технологии процесса обучения, оценка эффективности своей профессионально-педагогической деятельности по реализации проекта и ее коррекция;

– самостоятельное конструирование необходимого учебно-методического обеспечения дисциплин, способствующего формированию функциональной грамотности обучающихся средствами определенной предметной области и оценка его эффективности;

– создание средствами конкретной предметной области условий для активного включения обучающихся в процесс познания через взаимодействие с окружающим миром и другими субъектами образовательной практики, обеспечивая тем самым возможность понять и освоить область применения предметного знания в ситуациях реальной действительности.

Сл.10.Как развить навыки функциональной грамотности?

Как известно, выделяют пять способов развития навыков функциональной грамотности современного человека.

  • Мыслить критично: ставить под сомнение факты, обращать внимание на конкретность цифр, суждений, идей.

  • Развивать коммуникативные навыки: формулировать главную мысль, рассматривать проблему, задачу с учетом разных позиций — своей, слушателя, автора.

  • Участвовать в конференциях, форумах, дискуссиях, вебинарах, конкурсах профессионального мастерства. Не бояться выступать перед публикой на семинарах педагогического сообщества разного уровня, делиться своими идеями и выносить их на обсуждение.

  • Расширять кругозор: разбираться в искусстве, экологии, здоровом образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Как можно больше читать книг, журналов, изучать экспертные точки зрения.

  • Организовывать свой процесс познания и развития (План саморазвития.План профессионального роста): ставить перед собой профессиональные цели и задачи, разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения, анализировать данные, делать выводы.

Сл.11. Ключевая компетенция ФГОСвключает в себя:

  • коммуникативную грамотность;

  • информационную грамотность;

  • общественно-политическую грамотность;

  • компьютерную грамотность;

  • общую грамотность;

  • бытовую грамотность;

  • грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях;

  • грамотность при овладении иностранными языками.

Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества обра­зования.

Сл.12. Роль учителя в современной образовательной среде

  • тьютор, сетевой тьютор

  • воспитатель

  • наставник

  • фасилитатор(человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию)

  • организатор, управленец

  • аналитик

  • конструктор

  • посредник

  • информатор

  • интегратор

  • эксперт

Сл.13. Сегодня у государства есть запрос на формирование функциональной грамотности обучающихся: Россия стремится выйти на высокие позиции в мировых рейтингах, проверяющих функциональную грамотность школьников, таких как PISA

Сл.14.Задача по формированию и развитию функциональной грамотности школьников является основной задачей действующих федеральных государственных образовательных стандартов общего образования:

– изменение образовательной парадигмы — компетентностный подход;

– характер обучения и взаимодействия участников образовательного процесса — сотрудничество, деятельностный подход;

– доминирующий компонент организации образовательного процесса — практико-ориентированная, исследовательская и проектная деятельность, осно­ванная на проявлении самостоя­тельности, активности, творчестве учащихся;

– характер контроля — комплексная оценка образовательных результатов по трем группам (личностные, предметные, метапредметные)

Сл.15-16.Какие причины тормозят процесс формирования функциональной грамотности учащихся в условиях школьного обучения?

- Слабая ориентация субъектов образовательного процесса в актуальных проблемах естествознания, таких, как экологические проблемы, проблемы здорового образа жизни, влияние науки и техники на развитие общества и др.;

– недостаточное внимание, уделяемое развитию коммуникативных умений ученика (как способности создать текст с учетом позиции, точки зрения своей, слушателя (читателя), автора), неумение самостоятельно строить и осуществлять план решения задачи, применять нестандартные способы решения, а также формулировать полученный ответ;

– недостаточное внимание, уделяемое развитию общеучебных умений организации собственного познания, управления познавательным процессом, преодоление недостатков сформированности мыслительных операций;

– недостаточный понятийный уровень учителя по вопросам интерпретации требований ныне действующих ФГОС к достижениям планируемых результатов, а именно по вопросу «встроенности» требования формирования функциональной грамотности в части применения полученных знаний на практике (например, решение учебно-практических и учебно-познавательных задач, практическое решение задач, умения в практической деятельности).

Сл.17.Владеть функциональной грамотностью — это не просто норма, но и обязанность педагога. Все нормативные показатели выстроены с учетом этой компетенции, поэтому если педагог не выдает этот результат, он автоматически становится профнепригодным

Школа обязана создавать условия для формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.

Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества обра­зования.

Сл.18.Следовательно, важнейшая задача школы связана с необходимостью построения процесса образования в логике формирования функциональной грамотности обучающихся по шести направлениям:

математическая грамотность;

читательская грамотность;

естественнонаучная грамотность;

финансовая грамотность;

креативное мышление;

глобальные компетенции.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!