Министерство образования и науки по Хабаровскому краю
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п.Де-Кастри
Де-Кастринского сельского поселения
Ульчского муниципального района Хабаровского края
Что читает наше поколение?
Научный руководитель:
Писаренко
Людмила Александровна,
учитель русского языка и литературы
Исполнители работы:
№ | ФИО обучающихся | Класс |
1 | Безродная Дина Сергеевна | 10 |
п. Де-Кастри 2018
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Теоретическая основа исследования 3
История создания книги 4
Современное книгопечатание 5
Организация исследования
Отношение и литературные предпочтения современной молодёжи 7
Анализ результатов
Список рекомендованных книг 9
Работа с обучающимися 11
Выводы и рекомендации 13
Библиография 13
Введение: методологические характеристики исследования
Актуальность. Выявив проблему, я пришла к выводу, что данная проблема актуальна в наши дни, потому что появление интереса к чтению и знание произведений художественной литературы – это важнейшее условие успешности человека в современном обществе. В наше время дети читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения, но они читают. Также идет интенсивный процесс трансформации, коренного изменения читательских привычек юного поколения. Многие думают, что телевиденье и социальные сети вытесняют книги, но это ошибочное мнение. С помощью данного проекта я хочу доказать, что книги для нашего поколения также важны.
Проблема. Доступность книг любых жанров поражает, но проблема заключается в том что, читающее молодое поколение не может найти среди такого разнообразия действительно подходящую литературу. Вследствие этого значительная часть молодежи отказывается от попыток приобщиться к миру литературы.
Объект. Читатели в возрасте от 15 до 17 лет.
Предмет. Современная и классическая литература.
Тема: Что читает наше поколение.
Гипотеза. Роль чтения остается непоколебимой в современной жизни подростков.
Цель. Изучение читательских интересов подростков в возрасте от 15 до 17 лет.
Задачи.
Познакомиться с историей создания книг;
Узнать о современных технологиях создания книг;
Определить тенденции в литературных предпочтениях и вкусах подростков;
Создать рекомендательный лист для подростков.
Методы: анкетирование, наблюдение, сравнение.
Новизна исследования. Работа в данном направлении в условиях МБОУ СОШ п. Де-Кастри ранее не проводилась.
Теоритическая основа исследования
История создания книги
Исторические раскопки и открытия показывают, что история создания книги начинается с тех пор, когда первые люди оставляли информацию в виде надписей на камнях и стенах пещер. На них отражались впечатлениях людей от наблюдения окружающего мира. Там были сцены из процесса охоты и бытовой жизни древних людей. Надписи были чрезвычайно устойчивы к окружающей среде и влиянию времени, но их было трудно наносить, что потребовало изобретения новых способов фиксации информации. Жители северных стран оставляли послание другим поколением на костях животных, а китайцы – на шелке.
История возникновения книги продолжается у древних египтян, которые фиксировали свои надписи на прообразе привычной для нас бумаги – папирус. Процесс изготовления организовывали жрецы, и они же держали секрет создания папируса в тайне. На долгие века мы не могли узнать, как создавали прообраз бумаги древние египтяне. Нашел процесс изготовления папируса — Хасан Рагаб.
В античные времена, в школах и университетах, среди высших чинов и духовенства использовали восковые таблички. На таблички был нанесен слой воска, на котором можно было оставлять надписи. Преимуществом такого способа фиксации информации в том, что после заполнения таблички, можно было растопить восковой слой, и начать писать на ней снова. А жители Междуречья изготавливали «тетради» из глины, на которых можно было выцарапывать палочками надписи. Буквы найденного письма были клиновидными, за что его назвали «клинопись». Такие таблички хранились в специальных коробках.
На Руси для фиксации информации использовали бересту, как дешевый и легкий материал. Изготавливали бересту с верхней части коры березы. Затем ее выпаривали в кипятке, благодаря чему она становилась гибкой и мягкой. Знаки на бересту наносились тонким стерженьком с ушком наверху. В это ушко вдевали тесьму и вешали на пояс. Одна из таких книг хранится в библиотеке Академии наук России. В Средние века возникли мастерские, где изготавливались книги. На Руси первыми создателями рукописных книг стали монахи. Букву за буквой выводил писец. Художник заполнял страницы рисунками. Причудливым шрифтом писались заглавные буквы – буквицы. Затем книгу одевали в переплет, украшенный серебром и драгоценными камнями. Увеличилось число людей, владеющих грамотой, спрос на книги возрастал. Люди стали думать, как увеличить их выпуск. В XV веке немец Иоганн Гутенберг изобрел книгопечатный станок. Он стал отливать литеры (буквы) из металла. Из отдельных литер составляли слова, строки, страницы. Такие металлические литеры служили долго. Механизированный станок, изобретенный Гуттенбергом, ускорил печатание книг. Первая книга сошла с этого станка в 1456 г. Вскоре типографские мастерские появились во многих городах Европы.
Началом русского книгопечатания считается 1564 год. Русские мастера Иван Федоров и Петр Мстиславец 19 апреля 1563 г. начали набор первой печатной книги, и она была готова к 1 марта 1564 г. Это была церковная книга «Апостол». А в 1574 г. во Львове была издана первая российская Азбука, сохранившаяся в одном экземпляре – в библиотеке Гарвардского университета США. Эта азбука – первая русская грамматика, первый русский Букварь.
Теперь для изготовления книг используются современные скоростные печатные машины, которые печатают со скоростью до 15 000 оттисков в час. Используются поточные линии, которые без вмешательства человека изготавливают обложки и прикрепляют их к книжному блоку. Набор текста происходит авторами на компьютерах, на них же и проводится верстки (размещения всех элементов на странице книги). Следующим шагом в эволюции книг считается появление книг на электронных носителях. Таким образом, процесс создания книг является довольно-таки трудоёмким.
Современное книгопечатание
Сегодня при изготовлении книг чаще всего используется технология офсетной печати или литографии, при которой краска с печатающей формы переносится на бумагу через промежуточный цилиндр. Страницы последовательно распечатываются на рулонной бумаге, которая впоследствии разделяется на отдельные листы, таким образом, что в итоге книга сразу будет собрана в правильном порядке. Такой станок, соответственно, называется рулонным. После сбора листов с оттисками осуществляются переплётные работы.
Помимо прочего, на современном этапе книги изготавливаются также и методом цифровой печати. При этом страницы формируются примерно тем же способом, что и документы, печатаемые офисной техникой — лазерными принтерами или копировальными аппаратами, с использованием тонера. Такой подход позволяет печатать малые тиражи, в том числе благодаря отсутствию подготовительных этапов, необходимых в работе с офсетным станком. Появление цифровой печати содействовало формированию нового подхода к книгоизданию — печати по требованию, когда копии книг изготавливаются специально для конкретного клиента, уже после того, как он оформит заказ на то или иное издание.
В современном обществе появился такой термин, как «электронная книга». Этот термин применяется по отношению к книге, содержащей информацию обычной книги, но представленную в цифровом формате и размещённой на электронном носителе.
Нарастающее число публикаций поставил перед библиотеками вопрос хранения столь большого массива информации. Появление электронной публикации и сети Интернет позволяет не печатать информацию в виде бумажных книг, а хранить её на гораздо более ёмких электронных носителях в электронных библиотеках, предоставляя доступ к ней как локально, так и дистанционно — через Всемирную сеть.
Книги в таком виде имеют как свои плюсы, так и минусы, но, в связи с некоторым неудобством существующих систем чтения электронных книг, зачастую отдаётся предпочтение традиционным бумажным, поддерживая их производство на достаточном уровне.
Тем не менее, в настоящее время многие стараются оцифровать имеющиеся книги, чтобы обеспечить удобство хранения их на электронных носителях и беспрепятственный доступ к ним всех желающих. Также есть наработки и для процесса их публикации, например, печать по требованию, электронные журналы и т. п.
Для создания аудиокниги текст того или иного произведения начитывается человеком — как правило, профессиональным актёром либо группой таковых, после чего записывается на какой-либо звуковой носитель. К тексту может также добавляться определённое шумовое или музыкальное сопровождение. Аудиокниги обладают как преимуществами (к примеру, возможность восприятия информации людьми, по той или иной причине не способными к чтению), так и недостатками (в частности, звуковой файл существенно более объёмен, нежели собственно текст).
2. Организация исследования
2.1. Отношение и литературные предпочтения современной молодёжи
XXI век - век, когда литература не представляет особой важности для подростков. Мы сталкиваемся с этим и в повседневном общении, и на уроках в школе. В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге, как у взрослых, так и у детей, следствием чего является снижение личностной культуры детей. С появлением телевидения и компьютера поток информации обрушился на человека с небывалой силой. Дети овладевают компьютером зачастую раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Получение информации с помощью компьютера не предоставляет для них труда.
Очевидна, конечно, явная тенденция к снижению уровня культуры чтения современных школьников: читательский круг не слишком разнообразен.
Подростки читают, но читают для времяпровождения, а не для духовного развития, круг чтения в основном ограничен рамками школьной программы, вне которой классические произведения привлекают единицы, таким образом, чтение приобретает «деловой» характер. Компьютер вытесняет книги из жизни школьников. И всё-таки они читают, значит, духовное развитие присутствуют, даже если подростки и не задумываются об этом.
В возрасте 12-15 лет мотивация у детей уже не познавательная. Ведущей деятельностью является общение. В этом возрасте дети начинают хуже учиться, теряют интерес к учебе. Если развитие ребенка проходит нормально, то книге он предпочтет общение со сверстниками. Многие произведения школьной программы сложные и не интересны детям. Сами по себе эти произведения замечательные, но их понимаешь только с возрастом. Это не способствует развитию интереса у ребенка к чтению.
Необходимо в новых условиях находить новые средства создания привлекательности самого процесса чтения, с тем, чтобы новые поколения школьников не теряли тех возможностей, которые приобретаются только в результате умения читать. Осуществить это можно только, если мы будем знать предпочтения подростков. Вследствие этого мною был создан опрос, который включал в себя следующие вопросы:
Читаете ли Вы книги?
Да;
Нет.
Читаете ли Вы что-то помимо школьной литературы?
Да;
Нет.
Что вы читаете чаще всего?
-Художественную литературу;
-Газеты;
-Журналы.
Какой жанр Вы предпочитаете?
Читаете ли Вы классическую литературу, которую проходите по школьной программе?
Да;
Нет.
Нравится ли Вам то, что Вы проходите в школе?
Да;
Нет.
Посещаете ли Вы библиотеку?
Да;
Нет.
Какой тип книг Вам больше нравится?
-Печатная;
-Электронная;
-Аудиокнига.
Назовите последнюю прочитанную Вами книгу.
Назовите Вашу любимую книгу?
Анализ результатов
В проведенном мною опросе участвовали ученики 8-11 классов, а непосредственное участие принимало всего 76 человек, т.к. во время проведения опроса некоторые классы были закрыты на карантин. Из полученных результатов тестирования можно сделать следующие выводы:
Большинство опрошенных учеников(79%) читают книги как школьного курса, так и по своему вкусу.
Подавляющее большинство респондентов предпочитают к прочтению художественную литературу(61%), остальные же склоняются к другому виду литературы: журналы(10%), научную литературу(4%), газеты(4%) – и отказались от ответа 21% опрошенных.
Обучающиеся предпочитают разные жанры такие как: фантастика(30%), ужасы(16%), детективы(14%), комедии(7%),приключения и психологию(по 3%), романтику и драму(10%) и лирику (1%) – но при этом 16% опрошенных не имеют предпочтений в каком-либо жанре.
39% обучающихся полностью читает произведения из школьной литературы, и лишь 20% наслаждаются прочитанными произведениями. Но при этом всего 37% учеников ходят за книгами в библиотеку.
Классический вариант книг предпочитает 53% опрошенных, переносная же версия электронной книги более приемлема для 28%, практичной альтернативой книги является аудиокнига, которой пользуется всего лишь 13% респондентов, к сожалению, 6% учеников не ответили на этот вопрос.
13% опрошенных не помнят последнюю прочитанную ими книгу, при этом 37% обучающихся не имеют любимой книги. Из предложенных участниками опроса книг я составила следующий список, который советую Вам прочитать, ведь книги это не только образовательный ресурс, но и отличный способ найти новое и интересное общение.
Список рекомендованных книг
Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
Н.В. Гоголь «Ревизор», «Тарас Бульба»
А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Дубровский»
Л.Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»
И.С. Тургенев «Морское плавание»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
А.П. Чехов «Рассказы»
М.А. Шолохов «Судьба человека», «Родинка»
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь»
М.Твен «Приключения Тома Сойера»
О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
М. Митчелл «Унесенные ветром»
У.Шекспир «Сон в летнюю ночь»
С.А. Есенин «Стихотворения»
И.А.Бунин «Стихотворения»
Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес»
А. Кристи «Убийство в Восточном экспрессе»
Э.Н. Успенский «Крокодил Гена»
В.Г. Сутеев «Мешок яблок»
Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»
«Колобок»
Е. Вильмонт «За дверью тайна»
Д. Роулинг «Гарри Поттер»
Р. Риордан «Похититель молний»
С. Ахерн «С любовью, Рози»
К. Ласки «Ночные стражи»
К. Льюис «Хроники Нарнии»
Д. Оруэлл «1984»
Д. Грин «Виноваты звезды»
Д. Эйлер «13 причин почему»
Э. Уокер «Фиолетовые цветы»
С. Кинг «Кадиллак» Долана»
У. Голдинг «Повелитель мух»
Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
А. Беляев «Голова профессора Доуэля»
К. Кери и И. Болдри «Коты воители»
П. Коэльо «Алхимик»
А. Тодд «После»
Д. Мойес «1+1»
Е. Замятин «Мы»
Ю.К. Майерс «Орёл/решка»
К. Найджел «Замурованная 24 года в заточении»
Д. Майерс «Интуиция»
Г. Мало «Без семьи»
К. Судзуки «Мир звонка»
Э. Берджесс «Заводной апельсин»
Э. Гремийон «Гарсоньерка»
С. Крамер «50 дней до моего самоубийства», «Мы с истекшим сроком годности»
П. Громова «Сезон охоты в сети»
Д. Роберто «Плоть»
Х. Стивен «Снайпер»
П. Данелл «Rezident Evil»
Д. Джебран «Пророк»
А. и Б. Стругацкие «Понедельник начинается в субботу», «Трудно быть богом»
А. Сапковский «Ведьмак»
Э. Маккефри «Планета динозавров»
М. Крайтон «Парк Юрского периода»
Д. Глуховский «Метро 2033»
Г. Лебон «Психология масс»
И. Деревянко «Пальцы веером»
О. Рясков «Черное озеро»
Платон «Диалоги»
«Книга царей и императоров»
Сборник «S.T.A.L.K.E.R.»
Произведения А. Шницера
Произведения Д.Карлина
Б. Пастернак «Доктор Живаго»
Д. Джером «Трое в лодке, не считая собаки»
Работа с обучающимися
В ходе выявления литературных предпочтений у обучающихся МБОУ СОШ п.Де-Кастри мне стало так же интересно мнение учеников о судьбе книг и об их любимых книгах. Вследствие чего мною был проведен классный час «Роль книг в жизни современных подростков» для учеников 8-х классов. Проводя классный час, я ставила перед собой такие цели:
Выявить среди обучающихся тех, кто читает книги.
Побеседовать на тему будущего книги.
Попытаться заинтересовать обучающихся чтением книг.
На классном часе мы обсуждали свойства книги, как системы хранения информации, последние прочитанные книги обучающихся и то, как они их выбирают, а также ребята делали небольшие рецензии на их любимые книги.


Выводы и рекомендации
В ходе исследования я пришла к следующему выводу. Хоть интерес современной молодежи уменьшился, некоторые из них все также посвящают себя книгам, пусть даже не тем, которые проходят в школьном курсе. Молодежь больше предпочитает книги, позволяющие познавать себя и окружающий мир. Это дает надежду на то, что современное поколение вновь возродит моду к прочтению книг.
Исследование показало, что социальные сети и Интернет не смогут вытеснить книги из жизни юного поколения.
Библиография
https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-chto-chitaet-molodezh-1204621.html
https://school-science.ru/4/10/544
https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2014/11/03/issledovatelskiy-proekt-po-literature-chto-chitayut
http://drukarstvo.com/ru/istoriya-sozdaniya-knigi/
https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2018/10/06/otnoshenie-sovremennyh-shkolnikov-podrostkov-k