СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературе в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки.»

Урок №_________

________________

Тема урока: К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки.


Тип урока: урок открытия нового знания


Цель: познакомить уч-ся с личностью писателя; формировать понятия о нравственности, добре, зле; показать необходимость для человека отвечать за свои поступки; способствовать развитию самостоятельности мышления при анализе текста художественного произведения; воспитывать нравственные качества обучающихся.

Предметные

-определение темы и идеи произведения, художественных средств, способствующих раскрытию замысла автора.

-анализа описанных событий, поступков героев.

- составления портрета литературного героя

МетапредметныеУУД:

Познавательные: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и тему урока; умение строить речевое высказывание в устной форме;

Регулятивные: оценивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с одноклассниками: договариваться о распределении работы между собой и соседом, уметь слушать и слышать друг друга, вступать в диалог;

Личностные : формирование позитивной самооценки, нравственных качеств, воспитывать в детях чувство доброты и бережного отношения к природе, прививать чувство ответственности за свои слова и поступки, учить необходимости исправлять свои ошибки.


Оборудование: доска, рабочие тетради, карточки, карточки – кластеры, учебник, словари, карандаши, ручки, раздаточный материал, ИКТ.


Учебник: Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в двух частях/ В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - 6-е издание, Москва «Просвещение» 2016


Ход урока


1.Мотивационный этап. Приветствие обучающихся, проверка готовности класса к уроку, организация внимания.

2.Этап актуализации знаний по предложенной теме.

(Слайд №1).Ребята, о чём вам говорят названия следующих произведений? «Прощание с летом», «Лисичкин хлеб», «Стальное колечко», «Заячьи лапы», «Дремучий медведь», «Похождение жука-носорога».


(Слайд №2)Да, действительно, все эти произведения написаны замечательным русским писателем К.Г.Паустовским.

Ребята, послушайте следующие слова:

Может быть тёплым день за окошком.

Тёплой – улыбка, тёплою кошка.

Тёплыми могут быть автора строки.

Тёплым – общенье на нашем уроке.

Ребята, а что ещё может быть тёплым? (ответы детей)

(Слайд№3) Давайте посмотрим, что означает слово «тёплый» по словарю.

Ребята, почему мы так много сегодня говорим о тепле? (читали дома сказку «Тёплый хлеб»)

А что означает словосочетание «Тёплый хлеб», ставшее названием сказки? (ответы обучающихся). Почему автор назвал сказку именно так?

Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? (К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб»)

(Слайд №4) Итак, тема урока К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки. Записывают тему в тетрадь.

Эпиграфом нашего урока будет русская народная пословица «Умел ошибиться – умей и поправиться».

Размышления над эпиграфом урока. (Человек должен признавать свои ошибки и уметь их исправлять)

(Слайд№5)Какие задачи ставит перед нами тема урока? (Проанализировать поведение и поступки героев, поразмышлять о том, легко ли исправлять ошибки и как это делать; доказать, что эпиграф соответствует главной мысли произведения Паустовского К.Г. и проследить, как изменился Филька.)

3.Стадия выявление затруднения.

А мы наш урок начнём с проверки знания текста.

Задание «Лови ошибку!»

- Действие сказки разворачивается в деревне Башмачки.(Бережки)

- В деревне считали, что конь принадлежал Панкрату, и кормить его должен только он. ( Конь был общественным, и каждый считал своим долгом покормить его)

- Панкрат рассказал Фильке историю про злого мужика и солдата. (Бабка рассказала)

- В сенях у бабки жила сорока. Она не спала от холода, сидела на хомуте, подслушивала. (Сорока жила у Панкрата)

- Я, дедушка Панкрат, как высплюсь, завтра соберу ребят. (На рассвете)

- Филька разломил буханку, посолил хлеб и протянул коню. Конь сразу взял хлеб. (Но конь хлеба не взял)

- Сорока сидела на раките и сердито трещала. И все её слушали. (Но её никто не слушал)


4.Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.

Слово учителя о писателе. Константин Георгиевич Паустовский (1892 – 1968) – человек, который любил природу, знал её; писатель, который очень серьёзно относился к творчеству. Познакомимся со словами Паустовского о чтении (учебник с.72)

Для начала обратимся к статье учебника о К.Г.Паустовском.

Приём «Дневник двойных записей» (Обучающиеся делят тетрадь пополам, в левой части записывают наиболее понравившиеся моменты биографии, а в правой, почему эти моменты заинтересовали читателя, в конце работы зачитывают записи).

Возвращаемся к сказке. Слово учителя.

Сказка была написана в 1954 году и впервые напечатана в детском журнале «Мурзилка».

О чём вам говорит эта дата? (прошло 9 лет после победы в Великой Отечественной войне) Что это было за время?

А события, описанные в ней, происходят в годы Гражданской войны, это тоже трудное время. Подтвердите это текстом (1-й абзац) Для Паустовского было очень важно дать ребятам советы в эти непростые годы.

-Где происходят события? (В деревне Бережки)

Что вы можете сказать о названии деревни ( Образовано от слов «беречь», оберегать»). Само название говорит о том, что люди, живущие в деревне должны беречь друг друга, жить мирно, приносить друг другу добро.

(Слайд№6) Закончите предложение: Приносить людям добро – это значит …..

Составление кластера (в парах)

мир

Хор.поступки свет

мама солнце

Добро

радость

счастье любовь



Итак, определим добрые ли люди жили в деревне?


5.Первичное закрепление новых знаний.

(Слайд №7) Кто главные герои сказки?


Конь Мальчик — Мельник Панкрат- Мальчик Филька, по

вороной конь, «скорый на работу, прозвищу «Ну тебя», -

«раненый, пострадал сердитый старик, «молчаливый,

от врага». и ребята считали его недоверчивый».

колдуном»


Сейчас разделимся на группы

Задание группе № 1. Стилисты.

Сравните 2 эпизода: описание природы до встречи Фильки с конём; описание метели.

1. Описание природы до встречи Фильки с конем (со слов «Зима в этом году стояла теплая…), 
2. Описание метели (От слов: «Слеза скатилась у коня из глаз…») 
1-й эпизод: теплая погода, вода не замерзла, скоро начнет работу мельница и дасть людям жизнь – хлеб. 
2-й – ревет, обезумев, метель. Ревет, как человек. Какой прием использовал автор?

- Олицетворение. 
- Метель началась в тот момент, когда Филька обидел коня. В этом поступке неуважение к природе. Конь и человек - это часть природы. Обидев коня, Филька оскорбил окружающий мир. Природа решила заступиться за коня. Злой человек принес зло живому существу. Все сковало льдом. Слезы бабушки – это и слезы всей деревни. Даже Филькам заплакал от страха. 

Задание группе № 2. Философы.

Эпизод «Диалог бабки и Фильки».

Зачем бабка рассказывает историю столетней давности? Почему истории так похожи?

Выборочное выразительное чтение эпизода.

Общий вопрос: Легко ли Фильке идти к мельнику?


Задание группе № 3. Театральная группа.

Инсценируйте эпизод «Филька у мельника».

Как характеризует Фильку его рассказ?

Как вы понимаете выражение «бессмысленный человек»?

Общий вопрос: О чём хотите ещё спросить Фильку, Панкрата?


Задание группе № 4. Аналитики.

Проанализируйте эпизод «Совместная работа по спасению мельницы».

Какие слова убеждают нас в том, что жизнь вернулась в деревню?

Почему радость оказалась неполной?

Задание группе № 5. Лингвисты.

Эпизод «Филька просит прощение у коня».

Какова роль мельника? Ребят?

Какие чувства стали испытывать главные герои?

Сохранится ли за Филькой прозвище «Ну тебя»?

- А что же сделал Филька?

- Филька в это время ел хлеб. Герой бьет коня, закидывает хлеб в снег. А мы в начале урока выяснили, что хлеб сделан с любовью во имя жизни. Называет его дьяволом и христарадником. 
- Кто такой дьявол? Подберите синонимы.

- Нечистый дух, злоба, бес, сатана, черт. 
- А кто такой христарадник?
- А ведь конь в русской традиции является символом доброты и счастья. 


- А вы знаете, что обозначает имя Филипп? Филипп – греч. – любитель лошадей. 
Соответствует ли имя мальчика его поступкам? 

- Ребята, тяжело просить прощение, прощать? Но, каким себя потом ощутил Филька?

- Счастливым. Зачитайте отрывок в учебнике.

(Слайд№8) Давайте построим схему исправления ошибки Филькой?

  • Преодолеть…

  • Исправиться…

  • Раскаяться…

  • Осознать…

Слова учителя. -
П-РОСТ -ить – РОСТ – простить – это значит вырасти … ДУШОЮ!

Вырасти – значит, увидеть ситуацию с ЛЮБОВЬЮ! Увидеть в ситуации УРОК, а не «виновных»!

Релаксация (включается музыка)

Учитель: Ребята, вы устали? Хотите отдохнуть? Тогда сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит.  А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру. Но что это? На вашем пути вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к Доброте. Филька прошел свой путь к Доброте.


6.Самостоятельная работа.

(Слайд№9) Перед вами лежат заготовленные кластеры - таблицы, которую нам нужно будет сейчас заполнить. Давайте проследим по тексту, каково же было отношение к окружающим до и после разговора, отношение к лошади и посмотрим на речевую характеристику героя, как она изменилась. Какой вывод можно сделать, заполнив таблицу?



Филька до разговора с бабушкой

Филька после разговора с бабушкой

Отношение к окружающим:



Отношение к лошади:



Речевая характеристика:


Вывод:


Учащиеся: (примерные ответы)

Филька до разговора с бабушкой: невежа, живет с бабушкой, всё выполняет с неохотой, озлобленный, молчаливый, недоверчивый, любимое выражение «Да ну тебя!», наотмашь ударил коня по губам.

Филька после разговора с бабушкой: деятельный, трудолюбивый, сам осознал свой поступок, сам принял решение исправить его, отзывчивый, предприимчивый, находчивый, делает первый шаг к примирению с конем, «Я умолю наших ребят помочь мне, они хорошие!», заплакал перед конем.

Вывод: Научиться  по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте нелегкий, долгий путь, на котором  человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.  У каждого человека, большого и маленького,  свой путь к Доброте. Филька прошел свой путь к Доброте. Сам осознал свой поступок, сам его и исправил. Мы видим, как изменился Филька. И пришел он к таким поступкам сам, осознав всё содеянное им.

- Всё верно, вы без труда справились с поставленной задачей и заполнили кластер.

(Слайд№10)

7.Этап включения в систему знаний и повторения

Попробуем дать определение слову прощение с помощью чувств, которые помогут нам, когда мы просим или принимаем прощение.

ПРОСТИ


П – понимание

Р – радость

О – открытость, откровенность

С – сострадание, стыд

Т – терпение

И – искренность, избавление


- Так в чем мудрость сказки «Теплый хлеб»? Вспомните эпиграф к нашему уроку. «Умел ошибиться - умей и поправиться». Теперь вы можете сказать, почему К.Г.Паустовский назвал сказку «Тёплый хлеб»? А хлеб – это жизнь1

- Теперь я предлагаю вам сформулировать правила, которые могут быть занесены в «нравственный кодекс» каждого человека. Записать обобщение в тетрадь.

(Слайд №11) Правило 1. Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

Правило 2. Умей признавать свои ошибки, и с чувством ответственности исправляй их.

8.Рефлексия учебной деятельности.

Продолжите предложения:

Сегодня я познакомился (узнал)…__________________________________________

Самым интересным для меня..______________________________________________

Мне непонятно…_______________________________________________________

Я ещё хотел бы узнать…__________________________________________________



(Слайд№12)

Учитель: Я благодарю вас за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Все хорошее в этом мире- от доброты людской, от щедрости их сердец. Я хочу поделиться с вами добром. Символом этой доброты сегодня на уроке станет теплый, свежеиспеченный хлеб. Я даю каждому кусочек своей доброты.


А возвращаясь к тому, с чего мы начали, хочется сказать, что тёплой может быть улыбка. Между прочим именно о такой памяти мечтал писатель: «Мне хочется хотя бы маленькой, но светлой памяти о себе. Такой же слабой, как мимолетная улыбка. Улыбнитесь мне напоследок, я приму эту улыбку как величайший дар».

(Слайд №13)

9. Определение и разъяснение домашнего задания.

1. Написать мини – сочинение «Чему учит сказка К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». (дополнительно)

2.Подобрать пословицы о хлебе.

3.Прочитать рассказ К.Г.Паустовского «Заячьи лапы».

33333333вапчется


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!