Тема урока: К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки.
Цель: познакомить уч-ся с личностью писателя; формировать понятия о нравственности, добре, зле; показать необходимость для человека отвечать за свои поступки; способствовать развитию самостоятельности мышления при анализе текста
план урока
1.Мотивационный этап. Приветствие обучающихся, проверка готовности класса к уроку, организация внимания.
2.Этап актуализации знаний по предложенной теме.
(Слайд №1).Ребята, о чём вам говорят названия следующих произведений? «Прощание с летом», «Лисичкин хлеб», «Стальное колечко», «Заячьи лапы», «Дремучий медведь», «Похождение жука-носорога».
(Слайд №2)Да, действительно, все эти произведения написаны замечательным русским писателем К.Г.Паустовским.
Ребята, послушайте следующие слова:
Может быть тёплым день за окошком.
Тёплой – улыбка, тёплою кошка.
Тёплыми могут быть автора строки.
Тёплым – общенье на нашем уроке.
Ребята, а что ещё может быть тёплым? (ответы детей)
(Слайд№3) Давайте посмотрим, что означает слово «тёплый» по словарю.
Ребята, почему мы так много сегодня говорим о тепле? (читали дома сказку «Тёплый хлеб»)
А что означает словосочетание «Тёплый хлеб», ставшее названием сказки? (ответы обучающихся). Почему автор назвал сказку именно так?
Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? (К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб»)
(Слайд №4) Итак, тема урока К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки. Записывают тему в тетрадь.
Эпиграфом нашего урока будет русская народная пословица «Умел ошибиться – умей и поправиться».
Размышления над эпиграфом урока. (Человек должен признавать свои ошибки и уметь их исправлять)
(Слайд№5)Какие задачи ставит перед нами тема урока? (Проанализировать поведение и поступки героев, поразмышлять о том, легко ли исправлять ошибки и как это делать; доказать, что эпиграф соответствует главной мысли произведения Паустовского К.Г. и проследить, как изменился Филька.)
3.Стадия выявление затруднения.
А мы наш урок начнём с проверки знания текста.
Задание «Лови ошибку!»
- Действие сказки разворачивается в деревне Башмачки.(Бережки)
- В деревне считали, что конь принадлежал Панкрату, и кормить его должен только он. ( Конь был общественным, и каждый считал своим долгом покормить его)
- Панкрат рассказал Фильке историю про злого мужика и солдата. (Бабка рассказала)
- В сенях у бабки жила сорока. Она не спала от холода, сидела на хомуте, подслушивала. (Сорока жила у Панкрата)
- Я, дедушка Панкрат, как высплюсь, завтра соберу ребят. (На рассвете)
- Филька разломил буханку, посолил хлеб и протянул коню. Конь сразу взял хлеб. (Но конь хлеба не взял)
- Сорока сидела на раките и сердито трещала. И все её слушали. (Но её никто не слушал)
4.Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.
Слово учителя о писателе. Константин Георгиевич Паустовский (1892 – 1968) – человек, который любил природу, знал её; писатель, который очень серьёзно относился к творчеству. Познакомимся со словами Паустовского о чтении (учебник с.72)
Для начала обратимся к статье учебника о К.Г.Паустовском.
Приём «Дневник двойных записей» (Обучающиеся делят тетрадь пополам, в левой части записывают наиболее понравившиеся моменты биографии, а в правой, почему эти моменты заинтересовали читателя, в конце работы зачитывают записи).
Возвращаемся к сказке. Слово учителя.
Сказка была написана в 1954 году и впервые напечатана в детском журнале «Мурзилка».
О чём вам говорит эта дата? (прошло 9 лет после победы в Великой Отечественной войне) Что это было за время?
А события, описанные в ней, происходят в годы Гражданской войны, это тоже трудное время. Подтвердите это текстом (1-й абзац) Для Паустовского было очень важно дать ребятам советы в эти непростые годы.
-Где происходят события? (В деревне Бережки)
Что вы можете сказать о названии деревни ( Образовано от слов «беречь», оберегать»). Само название говорит о том, что люди, живущие в деревне должны беречь друг друга, жить мирно, приносить друг другу добро.
(Слайд№6) Закончите предложение: Приносить людям добро – это значит …..
Составление кластера (в парах)
мир
Хор.поступки свет
мама солнце
Добро
радость
счастье любовь
Итак, определим добрые ли люди жили в деревне?
5.Первичное закрепление новых знаний.
(Слайд №7) Кто главные герои сказки?
Конь Мальчик — Мельник Панкрат- Мальчик Филька, по
вороной конь, «скорый на работу, прозвищу «Ну тебя», -
«раненый, пострадал сердитый старик, «молчаливый,
от врага». и ребята считали его недоверчивый».
колдуном»
Сейчас разделимся на группы
Задание группе № 1. Стилисты.
Сравните 2 эпизода: описание природы до встречи Фильки с конём; описание метели.
1. Описание природы до встречи Фильки с конем (со слов «Зима в этом году стояла теплая…),
2. Описание метели (От слов: «Слеза скатилась у коня из глаз…»)
1-й эпизод: теплая погода, вода не замерзла, скоро начнет работу мельница и дасть людям жизнь – хлеб.
2-й – ревет, обезумев, метель. Ревет, как человек. Какой прием использовал автор?
- Олицетворение.
- Метель началась в тот момент, когда Филька обидел коня. В этом поступке неуважение к природе. Конь и человек - это часть природы. Обидев коня, Филька оскорбил окружающий мир. Природа решила заступиться за коня. Злой человек принес зло живому существу. Все сковало льдом. Слезы бабушки – это и слезы всей деревни. Даже Филькам заплакал от страха.
Задание группе № 2. Философы.
Эпизод «Диалог бабки и Фильки».
Зачем бабка рассказывает историю столетней давности? Почему истории так похожи?
Выборочное выразительное чтение эпизода.
Общий вопрос: Легко ли Фильке идти к мельнику?
Задание группе № 3. Театральная группа.
Инсценируйте эпизод «Филька у мельника».
Как характеризует Фильку его рассказ?
Как вы понимаете выражение «бессмысленный человек»?
Общий вопрос: О чём хотите ещё спросить Фильку, Панкрата?
Задание группе № 4. Аналитики.
Проанализируйте эпизод «Совместная работа по спасению мельницы».
Какие слова убеждают нас в том, что жизнь вернулась в деревню?
Почему радость оказалась неполной?
Задание группе № 5. Лингвисты.
Эпизод «Филька просит прощение у коня».
Какова роль мельника? Ребят?
Какие чувства стали испытывать главные герои?
Сохранится ли за Филькой прозвище «Ну тебя»?
- А что же сделал Филька?
- Филька в это время ел хлеб. Герой бьет коня, закидывает хлеб в снег. А мы в начале урока выяснили, что хлеб сделан с любовью во имя жизни. Называет его дьяволом и христарадником.
- Кто такой дьявол? Подберите синонимы.
- Нечистый дух, злоба, бес, сатана, черт.
- А кто такой христарадник?
- А ведь конь в русской традиции является символом доброты и счастья.
- Ребята, тяжело просить прощение, прощать? Но, каким себя потом ощутил Филька?
- Счастливым. Зачитайте отрывок в учебнике.
(Слайд№8) Давайте построим схему исправления ошибки Филькой?
Преодолеть…
Исправиться…
Раскаяться…
Осознать…
Слова учителя. -П-РОСТ -ить – РОСТ – простить – это значит вырасти … ДУШОЮ!
Вырасти – значит, увидеть ситуацию с ЛЮБОВЬЮ! Увидеть в ситуации УРОК, а не «виновных»!
Релаксация (включается музыка)
Учитель: Ребята, вы устали? Хотите отдохнуть? Тогда сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит. А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру. Но что это? На вашем пути вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к Доброте. Филька прошел свой путь к Доброте.
6.Самостоятельная работа.
(Слайд№9) Перед вами лежат заготовленные кластеры - таблицы, которую нам нужно будет сейчас заполнить. Давайте проследим по тексту, каково же было отношение к окружающим до и после разговора, отношение к лошади и посмотрим на речевую характеристику героя, как она изменилась. Какой вывод можно сделать, заполнив таблицу?
Филька до разговора с бабушкой | Филька после разговора с бабушкой |
Отношение к окружающим: |
| |
Отношение к лошади: |
| |
Речевая характеристика: |
|
Вывод: |
Учащиеся: (примерные ответы)
Филька до разговора с бабушкой: невежа, живет с бабушкой, всё выполняет с неохотой, озлобленный, молчаливый, недоверчивый, любимое выражение «Да ну тебя!», наотмашь ударил коня по губам.
Филька после разговора с бабушкой: деятельный, трудолюбивый, сам осознал свой поступок, сам принял решение исправить его, отзывчивый, предприимчивый, находчивый, делает первый шаг к примирению с конем, «Я умолю наших ребят помочь мне, они хорошие!», заплакал перед конем.
Вывод: Научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к Доброте. Филька прошел свой путь к Доброте. Сам осознал свой поступок, сам его и исправил. Мы видим, как изменился Филька. И пришел он к таким поступкам сам, осознав всё содеянное им.
- Всё верно, вы без труда справились с поставленной задачей и заполнили кластер.
7.Этап включения в систему знаний и повторения
Попробуем дать определение слову прощение с помощью чувств, которые помогут нам, когда мы просим или принимаем прощение.ПРОСТИ
П – понимание
Р – радость
О – открытость, откровенность
С – сострадание, стыд
Т – терпение
И – искренность, избавление
- Так в чем мудрость сказки «Теплый хлеб»? Вспомните эпиграф к нашему уроку. «Умел ошибиться - умей и поправиться». Теперь вы можете сказать, почему К.Г.Паустовский назвал сказку «Тёплый хлеб»? А хлеб – это жизнь1
- Теперь я предлагаю вам сформулировать правила, которые могут быть занесены в «нравственный кодекс» каждого человека. Записать обобщение в тетрадь.
(Слайд №11) Правило 1. Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.
Правило 2. Умей признавать свои ошибки, и с чувством ответственности исправляй их.
8.Рефлексия учебной деятельности.
Продолжите предложения:
Сегодня я познакомился (узнал)…__________________________________________
Самым интересным для меня..______________________________________________
Мне непонятно…_______________________________________________________
Я ещё хотел бы узнать…__________________________________________________
(Слайд№12)
Учитель: Я благодарю вас за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Все хорошее в этом мире- от доброты людской, от щедрости их сердец. Я хочу поделиться с вами добром. Символом этой доброты сегодня на уроке станет теплый, свежеиспеченный хлеб. Я даю каждому кусочек своей доброты.
А возвращаясь к тому, с чего мы начали, хочется сказать, что тёплой может быть улыбка. Между прочим именно о такой памяти мечтал писатель: «Мне хочется хотя бы маленькой, но светлой памяти о себе. Такой же слабой, как мимолетная улыбка. Улыбнитесь мне напоследок, я приму эту улыбку как величайший дар».
9. Определение и разъяснение домашнего задания.
1. Написать мини – сочинение «Чему учит сказка К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». (дополнительно)
2.Подобрать пословицы о хлебе.
3.Прочитать рассказ К.Г.Паустовского «Заячьи лапы».