СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кейс – технологий как средство активизации деятельности учащихся на уроках литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

С введением ФГОС принципиально поменялись ориентиры современной школы, основная задача образования – перевести  учащегося в режим саморазвития, сделать его активным субъектом образовательного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Кейс – технологий как средство активизации деятельности учащихся на уроках литературы»









«КЕЙС – ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ».









Выполнила: ШАРОВА НАТАЛЬЯ ВАЛЕРИЕВНА

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

МБОУ БОКСИТОГОРСКАЯ СОШ №3

БОКСИТОГОРСКИЙ РАЙОН





Бокситогорск, 2022


Содержание.




  1. Введение.____________________________________________________________ стр. 3

  2. Теоретическая часть

1. Метод кейс - технологий: предпосылки, сущность, задачи.________________ стр. 4

2. Структура процесса обучения по кейс - технологии.______________________ стр. 8

3. Система методов кейс – технологий ___________________________________стр. 10

  1. Практическая часть ___________________________________________________стр. 13

1. Дискуссия.

2. Кейс – стадии.

3. Проект «Пословицы и поговорки в речи школьников».

  1. Выводы._____________________________________________________________стр. 19

  2. Список использованной литературы_______________________________________тр.20





















Вступление.


С введением ФГОС принципиально поменялись ориентиры современной школы, основная задача образования – перевести  учащегося в режим саморазвития, сделать его активным субъектом образовательного процесса.

Достичь нового качества образования невозможно без внедрения в его систему новых форм и способов обучения, оптимизации образовательного процесса через использование перспективных педагогических технологий.

В своей педагогической деятельности я стараюсь следовать веяниям времени, обращаюсь к инновационным методам и приемам преподавания русского языка и литературы.

Сейчас самым продуктивным подходом к обучению является интерактивное обучение. Его суть состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

В одной китайской притче говорится: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму». В этих словах находит свое отражение суть интерактивного обучения.

Одной из разновидностей интерактивных технологий  считаются кейс-технологии.

Кейс (от англ. сase – случай, обстоятельство) – совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения. Его отличительная особенность – описание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

По О.Г.Смоляниновой «Кейс – это не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию».

Подобные технологии способствуют активизации внутренних резервов учащихся,  реализации их природных способностей, стимулирует самостоятельное мышление, развивают творческие способности.

Новизна данного проекта заключается в расширении радиуса применения метода. До сих пор кейс-технологии использовали только при обучении студентов вузов и колледжей по экономической специальности, сейчас появляются попытки реализовать кейс-метод в школах, чаще в старших выпускных классах, что, на мой взгляд, связано с большими объемами материала, который используется при решении кейса. Я поставила перед собой задачу – введение кейс-технологии с 5 класса. Ребята уже в таком школьном возрасте с большим энтузиазмом работают с кейсами, их привлекает жизненность кейса, многообразие решений проблемы.

Цель – доказать, что кейс – технологии способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, тем самым повышают качество знаний учащихся по литературе.

Задачи работы:

- изучить теоретические основы метода кейс - технологий;

- рассмотреть методы кейс – технологии;

- апробировать и доказать эффективность применения элементов кейс - технологий при изучении русского языка и литературы;

- создание условий для успешной социализации учеников.

Участники проекта – обучающиеся 5-7 классов МБОУ «БСОШ №3 » учитель-предметник.





















Метод кейс - технологий: предпосылки, сущность, задачи.


Метод кейс - технологий возник в США в начале 20 века на базе школы бизнеса Гарвардского университета. Студенты, рассматривая сложные ситуации, в которых оказывались реальные организации в своей практике, обдумывали способы выхода из них. В дальнейшем, оказавшись в аналогичной ситуации, они с легкостью находили пути решения проблемы. В 1920 году был издан сборник кейсов, после чего вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на casestudy – обучение на основе реальных ситуаций.

В России развитие метода проходило довольно противоречиво. С одной стороны, использование метода анализа ситуаций сопровождалось широким распространением дискуссионных и игровых методов обучения, с другой стороны, имело место давление идеологии и закрытость системы образования. В итоге метод анализа ситуаций был вытеснен из учебных аудиторий СССР.

Новая волна интереса к кейс – методу стала отмечаться в 90 годы, когда возникла необходимость в специалистах, умеющих действовать в ситуациях неопределённости, высокой степени риска.

В конце 90-х годов Российская компания «Решение: учебное видео» выпускает в свет уникальный продукт - игровой учебный видеокейс, в котором профессиональными актерами разыгрывается учебная ситуация, заимствованная из практики российских компаний. Таким образом, учащиеся получили возможность «присутствовать» на месте происходящих событий, а подготовленная для преподавателя методика использования кейса позволяет без труда проводить занятия.

В начале 21 века, перемены, происходящие в образовании многими аналитиками были охарактеризованы как переход от классического к постклассическому образованию. Этот переход проявился в смене целей и принципов образования.

Классическое (традиционное)

Постклассическое

Цель образования

  • усвоение результатов научного познания;

  • вооружение учащихся знаниями основ наук;

  • привитие соответствующих умений и навыков.


  • усвоение результатов научного познания, системы знаний,

  • самого пути процесса получения этих результатов,

  • формирования познавательной самодеятельности ученика

  • развития его творческих способностей.

Принципы образования

Принцип передачи учащимся готовых выводов науки.

Принцип поисковой учебно-познавательной деятельности ученика, то есть принцип открытия им выводов науки, способов действия, изобретения новых предметов или способов приложения знаний к практике.

Результат

Знания.

Компетентность, самостоятельность.


Таким образом, метод кейс – технологий может рассматриваться как методическое нововведение, распространение которого напрямую связано с изменениями, происходящими в образовании. Кроме того, данный метод направлен не столько на освоение конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала обучаемого и обучающего.

При использовании кейс – технологий деятельность учителя заключается в том, что он систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует их учебно-познавательную деятельность, так что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные

понятия, законы.

В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий,

навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение.

Кейс - технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.

Кейс-метод имеет широкие образовательные возможности. Применение в общеобразовательной школе данного метода решает ряд важнейших задач:

1. повышение мотивации к обучению (проблемная ситуация всегда жизненна);

2. развитие навыков обработки информации (информация подается как набор самых различных видов информации): анализ, выделение главных тем;

3. развитие коммуникативной компетенции (работа в группах, умение защищать свою точку зрения);

4. развитие речевой культуры (умение аргументировать, представлять интересы).

Применение кейс – технологии имеет ограничения:

1) предлагаемая ситуация стандартна, лишена проблематичности, в ней нет альтернативных путей решения.

2) Недостаток знаний учащихся по теме.

Применение данной технологии на уроках литературы объясняется необходимостью поиска путей активизации познавательного интереса учащихся, развития комплекса ключевых компетенций каждого из них. Кейс-метод выступает как технология формирования образа мышления, которая позволяет думать и действовать в рамках компетенций, развивать творческий потенциал.

В свою очередь учитель, который использует кейс-технологии на своих уроках, сам разрабатывает кейсы, подбирает материалы к решению кейса, тоже развивается: отрабатывает навыки подбора информации, организации работы учащихся в группах.






















Структура процесса обучения по кейс – технологии.


Суть технологии состоит в следующем: обучающиеся получают пакет (кейс) заданий, не имеющих точного решения. Соответственно от ученика требуется или определить проблему и пути ее решения, или выработать варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.

Специфика использования кейс-метода как образовательной технологии в школе заключается в следующем:

  • обучение в малых группах (4 – 5 человек);

  • перед каждой группой ставится одна и та же задача;

  • задача не должна иметь однозначного решения;

  • обязательное наличие информационного материала;

  • при этом информация должна быть либо избыточной, либо недостаточной;

  • обязательным условием является выработка решения внутри группы, а затем общего решения.


Для учителя работа с кейсом состоит из двух этапов:

  1. - подбор ситуации и материала к ее решению;

  2. - подача ситуации ребятам и организация деятельности по работе с ней.


Сам кейс состоит из трех частей:

  • сама проблемная ситуация, которая может быть подана в разных видах: текст с четким сюжетом или идеей, видеофрагмент, аудиозапись, возможно даже фото или иллюстрация;

  • вспомогательная информация;

  • конкретное задание к кейсу.


В свою очередь работа учащихся с кейсом на уроке строится из нескольких этапов:

  1. Знакомство с кейсом.

  2. Изучение и анализ материала, предназначенного для решения ситуации.

  3. Групповое обсуждение путей решения.

  4. Демонстрация решения своей группы.

  5. Дискуссия (обсуждение различных вариантов решения ситуации).



Возможны следующие альтернативные варианты:

  • Обучаемые изучают материалы кейса заранее, также знакомятся с рекомендованной преподавателем дополнительной литературой, часть заданий по работе с кейсом выполняется дома индивидуально каждым.

  • Обучаемые знакомятся заранее только с материалами кейса, часть заданий по работе с кейсом выполняется дома индивидуально каждым.

  • Обучаемые получают кейс непосредственно на занятии и работают с ним. Данный вариант подходит для небольших по объему кейсов, примерно на 1страницу, иллюстрирующих какие-либо теории, концепции, учебное содержание, и могут быть использованы в начале занятия с целью активизации мышления обучаемых, повышения их мотивации к изучаемой тематики.


Безусловно, возникают и трудности при подготовке кейсов и работе с ними. Прежде чем взяться за внедрение кейс-технологии в свою деятельность, учитель должен  четко ответить на вопросы:

1. Для кого и чего пишется кейс?
2. Чему должны научиться учащиеся?
3. Какие уроки они из этого извлекут?


Центральное место в методе кейсов, занимает работа в микрогруппах, так как это самый хороший метод изучения и обмена опытом. После того, как обучающиеся разделены на малые группы, они начинают самостоятельную работу. Происходит разбор ситуаций как совокупности обстоятельств, обстановки или положения дел, в которых члены коллектива совместно ищут решение проблемы. Они слушают друг друга, говорят сами, записывают,
наблюдают, анализируют полученный результат. При этом спорят, строят гипотезы, учатся слушать, соглашаться с лучшим проектом решения, находят ошибки, проектируют решения, действия, готовят материал для дискуссии.









Система методов кейс – технологий.

Кейс - технологии позволяют сочетать в себе различные методы и приемы обучения, которые дают возможность учащимся освоить и закрепить новые знания и формы познания и анализа действительности. В этом и заключается одна из сторон эффективности применения кейс-метода в обучении учащихся.

К кейс-технологиям относятся:

    1. метод инцидента;

    2. метод разбора деловой корреспонденции;

    3. метод ситуационного анализа;

    4. игровое проектирование;

    5. метод дискуссии;

    6. кейс-стади.

1. Метод инцидента. Обучаемые получают краткое сообщение об инциденте (происшествии), произошедшем в какой-либо организации, например в магазине у прилавка, в библиотеке или музее. Но для принятия обоснованного решения им недостаточно информации, поэтому возникает необходимость в самостоятельном поиске данных.

При изучении творчества Н.С. Лескова «Человек на часах»

Основой обсуждения является поступок Постникова - главного героя, который, имея очень чуткую, «жалостливую» натуру, не смотря на присягу, зная, что ни под каким предлогом он не смеет покинуть своей будки, все – таки спасает тонущего.

Кейс-задание:

Как поступить: спасти человека и нарушить воинскую присягу или остаться верным воинскому долгу, избегнуть наказания, но тогда погибнет тонущий человек.

Возможно ли было поступить по-другому и к каким бы последствиям это бы привело.

Для решения данного кейса можно использовать инсценировку – эксперимент, исторические документы (Система государственной охраны эпохи Николая l, Измайловский полк). Класс предварительно делится на группы. Каждая группа детей разыгрывают свои вариант развития событий. Таким образом, определяется наиболее верная поведенческая модель.

2. Метод разбора деловой корреспонденции («баскетметод»). Учащиеся получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение.

Цель ученика — занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.

Например:

  • ситуация: «Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?» Вопросы: Какое право нарушено? Кем нарушено? На какие нормативные документы можно ссылаться, защищая свое право? Документы: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», Конституция Российской Федерации.

  • Метод «мусорная корзина». Участникам предлагается к анализу набор отдельных строк из документов, частично имитирующих результат работы бумагорезательной машины по уничтожению документов. Необходимо составить из разрезанных частей правила, тематические тексты. При изучении пословиц предлагаю раздаточный материал в виде разрозненных частей, из которых необходимо составить законченное по смыслу высказывание.

3. Метод ситуационного анализа.

Метод основан на анализе конкретных случаев. Ситуации (случаи) для анализа собираются и описываются специальным образом.

Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.

Например, при анализе стихотворения И.С.Тургенева «Нищийр» можно использовать следующие задания: «Как сегодня мы реагируем на просьбу подаяния? Часто ли на улицах наших городов можно встретить человека в лохмотьях? Изменилось ли отношение к этим людям со времен Тургенева?»

Данные кейсы на уроках литературы могут быть связаны с проблемами и перспективами взаимоотношений между главными героями произведения; с составлением хронологических таблиц событий; с составлением карт маршрута передвижения главного героя.

4. Игровое проектирование. Цель — процесс создания или совершенствования проектов. Участники работают по группам, каждая из которых будет разрабатывать свой проект, или свою «часть в общем, групповом проекте».

Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский (разработать анкету, провести соц. опрос, переговоры), поисковый (анализ ситуации, обсуждение предложенных вариантов решения и выбор оптимального), творческий, аналитический, прогностический.

Сюда можно отнести метод мысленного эксперимента: «Представьте себе, что у нас открылось рекламное агентство. Вам заказали рекламный проспект «Путешествие по пушкинским местам». Подумайте, о чем можно рассказать? Что показать? Как оформить? Или: «Представьте себе, что вы – художники. Нарисуйте отношения Маши Троекуровой и Владимира Дубровского».

Или «Как вы себе представляете герб рода Дубровских, герб рода Троекуровы?», нарисуйте их, объясните свой замысел.

5. Метод дискуссии.

Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с определёнными правилами процедуры. К интенсивным технологиям изучения принадлежат групповые и межгрупповые дискуссии.

Метод дискуссии строится следующим образом: представлена ситуация, задан вопрос, продуманы правила для обмена мнениями, которые могут быть групповыми или внутригрупповыми.

Это может быть суд над героем произведения, собрание законодателей на уроке. После изучения романа А.С. Пушкина «Дубровский», зачетный урок можно провести в форме судебного заседания над главным героем произведения.

Кроме того, в качестве дискуссионной темы можно предложить вопрос «Какие качества героев русского фольклора присущи Владимиру Дубровскому?»

6. Кейс-стадии. В данном случае речь идёт о большом объёме информации, долговременной работой над решением и практическим применением. Это может быть социологический опрос по проблеме, изучение реальной ситуации.

Приемы:

  • При составлении заданий используются несколько уровней сложности

  • Есть практическая ситуация, есть решение. Ученики определяют, соответствует ли решение для данной ситуации. Возможно ли иное решение, другой ответ?

  • Есть практическая ситуация - найди её решение.

  • Есть практическая ситуация - определи проблему, найди пути решения.

  • Есть практическая ситуация, но не хватает данных или существует противоречие между данными - определи проблему, найди пути решения.

Необходимые ресурсы

Необходимые ресурсы для успешного применения данной технологии – это постоянный доступ к информационной Вселенной (сети Интернет), принтер, ксерокс и сканер (для преобразования материала в доступные для обработки блоки информации), средства подачи кейса (интерактивная доска, бумага, аудиопроигрыватель и т.п.), коллектив учащихся, готовый к восприятию кейса. Помещение особой роли не играет, главное, чтобы оно соответствовало всем требованиям СанПина РФ.
























Практическая часть.

Дискуссия как метод кейс – технологии.

Дискуссия – это обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с определёнными правилами.

Кейс. Стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Русский язык» (5 класс).

Текст

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Вопросы дискуссии

– Вся жизнь человека неразрывно связана с языком. В детстве мы с упоением слушаем русские народные сказки, песни, былины. Позже происходит знакомство с русской классической литературой.

– С творчеством каких русских мастеров слова Вы знакомы?

– В чем состоит величие русского языка?

–А может ли вы с уверенностью сказать, что владеете в совершенстве родным языком?

– В самом деле, язык – явление сложное и совершенно осо­бенное в жизни каждого человека. Однако есть такие скептики, которые считают: «Как сказал – так и ладно. Все равно поймут»!

– Правы ли они? Можно ли утверждать, что небрежную, неточную, неряшливую речь правильно поймут?

– Как беречь чистоту речи, пока вы учитесь в школе?

– Так ли опасно распространение скверно­словия? Нужно ли об этом громко заявлять?

– В обществе случаются периоды пре­небрежения к нормам языка, но это сродни бо­лезни, которая проходит. И люди снова начина­ют понимать важность правильной, красивой и адекватной речи.

Итак, построение такого рода дискуссии на основе кейс-технологии целесообразно в форме «перекрестного допроса», то есть  обмена вопросами  между учителем и учеником. В рамках такой дискуссии высказывание обучающегося, его позиции или рекомендации рассматриваются посредством ряда вопросов. 



Кейс – стадии на уроке литературы.


Другим продуктивным методом работы с текстами выступают кейс-стадии. Кейс-стадии предусматривают поиск обучающимися решения конкретной ситуации, основной упор в работе делается на анализ и синтез проблемы, на принятие решений.

Цель метода кейс-стадии – совместными усилиями группы обучающихся проанализировать представленную ситуацию, найти её практическое решение.

Реализация метода кейс-стадии проходит в 5 этапов.

Кейс. Стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Нищий» (6 класс).

1этап: деление класса на группы, знакомство с ситуацией, ее особенностями.

Представьте, что вы эксперты-графологи. В ваш отдел в качестве улики передали

личные вещи потерпевшего, среди которых был его дневник. Но, к сожалению, дневник был немного испорчен: некоторые слова в нем невозможно прочитать, так как они испачканы чернилами.

2 этап: выделение основной проблемы (основных проблем).

Вам как экспертам-графологам необходимо вставить в текст подходящие по смыслу глаголы, чтобы ознакомиться с содержанием дневника.

3 этап: самостоятельная работа с текстом.

Текст.

Я .. по улице… меня .. нищий, дряхлый старик.

Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны… О, как безобразно .. бедность это несчастное существо!

Он .. мне красную, опухшую, грязную руку. Он .. , он .. о помощи.

Я стал шарить у себя во всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собою.

А нищий ждал… и протянутая его рука слабо .. и .. .

Потерянный, смущенный, я крепко .. эту грязную, трепетную руку…

— Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат.

Нищий .. на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись — и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

— Что же, брат, — прошамкал он, — и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

Я .. , что и я .. подаяние от моего брата.

4 этап: представление результатов (обучающиеся читают вслух полученные результаты).

5 этап: сравнение «своих» текстов с оригиналом, работа над их содержанием и языковыми особенностями.

– Автор этого текста И. С. Тургенев. Он предстаёт перед нами как выдающийся защитник русской культуры. Его нравственный образ и жизненный путь – образец борьбы за высокие идеалы.

– Сравните полученные тексты с оригиналом.

– Как вы понимаете смысл данного фрагмента текста?

– Какая идея заложена в стихотворении И. С. Тургенева?

– Какую функцию выполняют глаголы в данном тексте?

– Определите лицо и число глаголов.

– К каким выводам можно прийти?

Далее можно предложить выполнить следующие задания.


Группа 1.

Сожмите текст до 5-6 предложений, сохранив сюжет. Запишите в виде открытки, которую И.С. Тургенев мог бы послать В.Г. Белинскому после встречи с нищим в г. Богучар, где он был проездом.


Группа 2. Выявление и формулирование основной идеи текста.

Представьте, что И.С. Тургеневу нужно отправить не открытку, а телеграмму. А в ней должно быть не более трёх предложений. Для этого вам придётся извлечь самую важную информацию из текста – его основную мысль. Итак, заполняем бланки телеграмм.


Группа 3

Какую мудрость мы извлекли из этого произведения? Написать в виде поста в социальной сети, например, ВКОНТАКТЕ.


Сказанное позволяет заключить, что кейс-стадии обеспечивают более эффективное усвоение материала за счет высокой эмоциональной вовлеченности и активного участия обучаемых.






Проект «Пословицы и поговорки в речи школьников».

Работа с текстами на уроках может быть реализована и посредством метода проектов. Процесс проектирования несёт в себе все элементы творческого отношения к реальности, позволяет глубже понять те или иные языковые явления.

Результатом отражения культурного наследия выступают пословицы и поговорки. Несмотря на краткость оформления, они представляют собой особый тип текста назидательного характера. Языковое пространство пословиц и поговорок достаточно обширно: работа с ними содействует знакомству с пластами лексического запаса русского языка, более эффективной организации словарной, орфографической и лингвистической работы на уроках.

В качестве примера использования обозначенного метода рассмотрим содержание работы с проектом «Пословицы и поговорки в речи школьников». 


Проект «Пословицы и поговорки в речи школьников».

Современные дети плохо знают пословицы и поговорки русского народа, не всегда понимают их значение. А ведь в них заключена вековая народная мудрость, опыт, мечты простого народа. Пословицы и поговорки помогают более ярко выразить свои мысли, наиболее точно передать информацию о том или ином явлении человеческой жизни. Изучение пословиц развивает не только речь, но и логику, организует мышление, формирует жизненные ценности.

Тип проекта: творческий, коллективная работа.

Участники проекта – обучающиеся 5 класса МБОУ «БСОШ №3 », учитель-предметник.

Тема «Пословицы и поговорки в речи школьников»

Проблема: какую роль играют пословицы и поговорки в речи школьников?

Объект исследования: речь учеников 5 класса.

Предмет исследования: пословицы и поговорки в речи.

Гипотеза: пословицы и поговорки живут вне времени, они всегда найдут путь к сердцам современных детей.

Цель проекта

1. Выяснить, употребляют ли современные ученики в речи поговорки и пословицы.

2. Вспомнить отличие пословицы от поговорки, известных собирателей русских пословиц.

3. Определить основные тематические группы пословиц и поговорок.

4. Пополнить активный словарный запас обучающихся пословицами и поговорками.

4. Доказать, что пословицы и поговорки необходимы в нашей речи, что они являются прекрасным средством воспитания и развития школьников (выявить роль пословиц и поговорок в современном русском языке).

5. Учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией.

Задачи проекта:

1. Провести диагностику уровня знаний пословиц и поговорок у учащихся 5 класса.

2. Изучить литературу по теме исследования.

3. Научиться употреблять пословицы в речевой деятельности.

4. Разработать презентацию «Пословицы и поговорки в речи школьников», в которой представить определенные группы пословиц русского; нарисовать иллюстрации.

Этапы работы над проектом.

Этап 1. Разработка проектного задания.

Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, формирование групп и распределение ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.

Класс делится на группы, которые получают задания:

группа 1 – Путем анкетирования выяснить частоту употребления пословиц и поговорок в устной речи учащихся 5 класса.

группа 2 - Собиратели пословиц и поговорок.

группа 3 - Чем отличается пословица от поговорки?

группа 4 – Основные тематические группы пословиц и поговорок.

группа 5 – Подготовить итоговую работу по теме исследования.

Этап 2. Разработка проекта

Задачи этапа – сбор и уточнение информации.

Ученики самостоятельно работают с информацией в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи.

Учитель наблюдает и консультирует.

Этап 3. Оценка результатов

Задачи этапа – анализ выполнения проектных заданий.

Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-презентации.

Этап 4. Защита проекта. Урок-презентация.

Задача этапа – коллективная защита проекта. Ученики выступают перед одноклассниками.

Подведение итогов проходит на уроке, в ходе которого ученики представляют результаты исследований.

   Работая над проектом, ученики выяснили, что пользуются пословицами и поговорками люди среднего и старшего возраста, современные дети практически не используют их. Но, не смотря на это, устное народное творчество живо и сейчас: в современном мире появляется новые образные выражения, которые выросли из уже известных пословиц. Например, «Ученье — свет, а неученье — чуть свет и на работу», «Кто рано встает – тот от работы далеко живет», «Любишь кататься, купи проездной», «Назвался щебнем — полезай в кузов», и другие. Но стоит отметить, что эти пословицы ироничны и лишены мудрости.

    Тематика пословиц безгранична. Они откликаются на все явления действительности, отражают жизнь и мировоззрение народа во всём его многообразии, в них находят отражение бытовые, социальные, философские, религиозные, морально-этические народные взгляды. Ребята смогли окунуться в мир пословиц и поговорок, увидеть их различия и научились применять полученные знания в повседневной жизни.

Наша гипотеза «пословицы и поговорки живут вне времени, они всегда найдут путь к сердцам современных детей» подтвердилась частично. Современные дети знают и понимают смысл пословиц, но употребляют их очень редко.

Таким образом, коллективная проектная деятельность, выполняемая обучающимися, и координируемая учителем ценна, поскольку позволяет самореализоваться каждому ученику независимо от способностей. 
































Заключение.

Для России кейс технологии или кейс методы обучения – сравнительно новое явление. Распространение они получили лишь в 90-ые годы XX-го века на базе нескольких московских вузов. В целях интеграции бизнес кейсов в российскую систему образования была создана ассоциация бизнес-клубов РФ. Значительный вклад в разработку и внедрение этого метода внесли Ю.Ю. Екатеринославский, О.В. Козлова, Ю.Д. Красовский, В.Я. Платов, Д.А. Поспелов, В.С. Рапоппорт, О.А. Овсянников и др.

Кейс-технология на сегодняшний день стала весьма актуальной в сфере преподавания в общеобразовательных школах. Проект по внедрению кейс-технологии в процесс обучения литературы характеризуется продуктивностью, направлен на развитие ключевых компетенций учащихся, навыков практической деятельности, на активизацию познавательной деятельности учащихся.

Преимущества кейс – технологии:

  • обеспечивает активизацию познавательной деятельности школьников, учит критически мыслить, решать сложные проблемы, принимать продуманные решения, общаться с людьми, развивает самостоятельность и творческие способности учащихся;

  • повышает интерес учащихся к предмету и формирует ключевые образовательные компетенции;

  • любой преподаватель, который пожелает внедрять кейс -технологии, имея на руках руководство и набор ситуаций, сможет это сделать вполне профессионально.

Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью, всегда способной к поиску. Таким образом, войдя во взрослую жизнь, ребенок будет более защищен от стрессов и приспособлен к встрече с трудностями.

Применение кейс - технологий в обучении литературы позволяет создать на уроке благоприятную среду для отработки практических умений, необходимых школьникам для грамотной работы с различного рода информацией, позволяет активизировать теоретические знания и практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, и аргументировано высказать свою. Использование этого метода необходимо еще и потому, что он позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни.

Отсюда следует, данный проект представляет серьезную значимость для системы современного образования. Применение кейс-технологии на уроках должно стать неотъемлемой частью преподавания предметов в школах.

Считаю, что подготовленный мною проект будет иметь важную практическую значимость для учителей общеобразовательных школ, поможет осмыслить метод, углубиться в особенности его применения.





Список литературы:


  1. Андюсев Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей

Директор школы. - №4, 2010. – с. 61 – 69.

  1. Власова Н.В. Современные образовательные технологии в контексте новых федеральных государственных образовательных стандартов [Текст] / Н.В.Власова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). 

  2. Кейс-технологии как условие активизации самостоятельной работы  

(http://festival.1september.ru/articles/512028/

  1. Кейс-технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы. http:/nsportal.ru/sites/default/files/2012/12

  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

  3. Современные технологии обучения/Под ред. Г.В.Борисовой и др. – СПб., 2002.

  4. Кулик В.А. Применение кейс – технологий в работе с текстами культурного наследия на уроках русского языка // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. LXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(64).












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!