Просмотр содержимого документа
«Классицизм в литературе. Д.И.Фонвизин. Комедия "Недоросль"»
Классицизм в литературе
(XVII – н.XIX)
Что такое «классицизм?»
Классицизм (лат. classicus - образцовый ) - художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII—XIX вв.
Классицизм в литературе – литературное направление XVII – начала XIX веков, основанное на подражании античным образам.
Характеристики классицизма в литературе
- Родина классицизма - Франция (XVII век).
- В основе – рационализм , т.е.превосходство разума над чувствами;
- классицизм имеет общественно-воспитательный характер .
- Произведения делятся на жанры – высокие и низкие. К высоким относятся трагедия, эпопея, ода. К низким – комедия, сатира, басня. Смешение этих жанров невозможно.
Характеристики классицизма в литературе
- Художественное произведение строится по принципу «трех единств»: единство, времени, места и действия (время действия– не больше суток; место - в пределах одного дома, комнаты; действие – одно, не имеет параллелей);
- Герои четко делятся на положительных и отрицательных;
- Качества героев доведены до предела (скупость, ложь, жадность и т.д.);
- Действует система амплуа, т.е. стереотипы характеров (хитрый слуга, глупый хозяин, жадный дворянин, мудрая няня и т.д.)
Название комедии.
- (нейтр.) В 17 веке в России так называли молодого дворянина, не достигшего совершеннолетия и не поступившего еще на государственную службу.
- (перен., ирон.) глуповатый молодой человек, юноша, недоучка.
Действующие лица. 2 «лагеря».
- Представители порока, «злонравия».
Г-жа Протакова, г-н Простаков, Скотинин, Митрофан.
2. Носители добродетели.
Стародум, Милон, Софья, Правдин.
Посмотрите на имена и фамилии. Как называют такие имена героев?
Зачем автор дает такие имена?
Особенности сюжета.
- Есть ли любовная линия в комедии?
- Является ли она главной? Почему?
- Для чего же дана любовная линия Софьи и Милона?
Вывод: Любовная тема дана не сама по себе, а как очередной «поле схватки» злонравия и добродетели. Лагерь Простаковой готов растоптать чужие чувства ради своих прихотей и жадности.
Анализ эпизода (д.I, явл. 1, 2, 3, 4)
- С чего начинается комедия (событие)? Что показывает этот эпизод?
- Почему Тришка никак не реагирует на оскорбление госпожи? Нужно ли отвечать барыне?
- Что говорит про кафтан Скотинин?
Вывод: мы так и не узнаем, как сшит кафтан. Кафтан – повод для очередных придирок, привычных для дома, где живет злонравие и деспотизм.
Анализ эпизода (д.I, явл. 1, 2, 3, 4)
- Какой урок преподает своему сыну Простакова?
- Какие черты присущи ей, а, значит, и её сыну, воспитываемому ей?
- Только ли Простаковой присущи эти черты? Найдите еще примеры и героев.
Вывод: Не только одна Простакова такая в этой семья. Ее брат Скотинин, который любит поросят больше людей. И в этой атмосфере растет Митрофан.
Анализ эпизода (д.I, явл. 1, 2, 3, 4)
- Почему Простакова не отдала шить кафтан портному? Какие черты проявляются?
- Какое социальное явление прячется за этой сценой? Что хотел сказать автор этой сценой?
Вывод: по понятиям госпожи крепостной обязан исполнять все ее прихоти. Простакова убеждена, что живет по правильным законам. Одна из тем – помещичий произвол .
Главная проблема ставится уже вначале пьесы
- Тема барского произвола . Критика самодержавно-крепостной действительности.
- Трагизм судьбы простого человека . Крепостным хоть и уделено мало внимания, но уже по этим сценам ясно их бедственное положение.
- «Оскотинивание» помещиков , богатых и влиятельных людей, а значит и всего высшего сословия.
Герои-резонеры.
- Резонёр - персонаж пьесы, который призван увещевать или обличать других героев, высказывая длинные нравоучительные суждения с авторских позиций (= голос автора в пьесе ). Кто резонер в пьесе?
- Стародум – носитель авторской идеи. Основная его задача – высказывать то, что хочет сказать зрителю автор.
- Активна ли роль Стародума? Почему?
Анализ персонажей. Определите основное качество героев.
«злонравная»
«забитый», бесхребетный
- Простакова –
- Простаков –
- Скотинин –
- Митрофан –
- Правдин –
- Стародум –
- Софья –
- Милон –
скотоподобный
невежественный
честный
прямой
умна, благородна
скромен, благороден
Новаторство Фонвизина. «Не все так просто…»
- Можно ли назвать Простакова «злонравной» по отношению ко всем? К кому она нежна и добра?
- Чем ответил ей сын в финале?
- Что с ней произошло в результате? Жалко ли вам ее?
- Вывод: Простакова не только злобная помещица, но и заботливая мать. Все ее деяния – ради сына. Он же повел себя с ней грубо, не подумав о чувствах матери .
Новаторство Фонвизина. «Не все так просто…»
- Митрофан, действительно ли, так глуп? Какие качества есть еще у него?
- Какое правило классицизма нарушает автор этим, давая героям несколько черт характера?
- Вывод: Фонвизин отходит от правила изображать только одну черту человеческого характера, как было принято в классицизме .
Финал комедии.
- Кто «победил», и как они этого достигли?
- Как разрешил конфликт? Является ли это результатом «непосильных» трудов положительных героев?
Вывод: лагерь добродетельных героев побеждает случайно , не потому, что есть справедливый закон. Случайно появился в селе Правдин, Стародом, Милон. Это стечение удачных обстоятельств, а не торжество Закона.
Основной конфликт.
- Кто «столкнулся» в финале? Как можно еще назвать эти 2 лагеря?
- За что борется каждый лагерь?
Вывод: основной конфликт пьесы – борьба прогрессивных дворян , честных и добрых людей, с дворянами невежественными , закоренелыми в «огрубелом зверстве» (Н.В.Гоголь)
Основная тема и идея.
- Тема: воспитание нового дворянства.
- Идея: Одного просвещения мало для воспитания истинного человека. Сначала нужно воспитывать добродетель, заботиться о душе, а потом думать об уме. Автор считает, что нужен такой закон, чтобы добродетель была «выгодной», нужной, чтобы все поняли, что «без благонравия никто не может выйти в люди».
Темы сочинений:
- Проблема воспитания – проблема будущего России (Образ Митрофана).
- Г-жа Простакова – «злонравная» барыня и заботливая мать (Образ г-жи Простаковой).
- Принцип Стародума как основа новой жизни (Образ Стародума).