СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по математике на тему: "Понятие дроби"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике на тему: "Понятие дроби"»

Тема: Понятие дроби. Обыкновенная дробь.

  1. Данилевская Ирина Эдуардовна

  2. Учитель математики

  3. Математика

  4. 5 класс

  5. Понятие дроби. Обыкновенная дробь. Урок №1

  6. «Математика 5» Мерзляк

  7. Цель урока: сформировать понятие дроби и подготовить учащихся к изучению сравнения дробей и арифметических действий с ними

  8. Планируемые результаты:

Личностные: развивать умение слушать; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач; формировать представления о математике как способе познания, сохранения и гармоничного развития мира, как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

Метапредметные: развивать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; формировать умение работать в группах;

Предметные: развивать умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию); развивать представления о числе.

  1. Тип урока: открытие новых знаний

  2. Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная

  3. Необходимое техническое оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, раздаточный материал для парной работы, самостоятельной работы.

  4. Структура и ход урока








Технологическая карта урока


Этапы урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Универсальные учебные действия

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Настрой на работу.

Создать условия для возникновения внутренней потребности
включения в деятельность.

Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок – начинается урок

В этом классе все друзья?

Да!

Я, ты, он, она, - вместе дружная семья?

Да!

Посмотри-ка на себя,

На соседа справа, на соседа слева.

В этом классе все друзья?

Да!

Я, ты, он, она – вместе дружная семья!

- Повернитесь друг к другу, пожелайте удачи, добра… улыбнитесь.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

2.Этап

актуализации и пробного учебного действия.

Активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);







- Дроби




- Об обыкновенной

Активизирует знания учащихся и подготовку мышления учащихся и организации осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

- Как вы думаете, что люди научились делать раньше: считать, или записывать числа?

-А всегда ли при делении можно было получить ответ в виде натурального числа?

- Помните, как было в детском мультфильме «Апельсин»:

просмотр мультфильма

Какой фрукт делили звери?

Из чего он состоит?

А какие дольки в апельсине?

Значит, что такое доли?

- Хорошо, когда на столе есть целое яблоко, и можно его съесть одному. Но иногда приходится делить яблоко на части, т.е. дробить, чтобы поделиться с кем-нибудь.

В словаре слово «дробить означает делить.

Вам приходилось слышать слово «дробь» не один раз и с разными значениями: охотничья дробь, барабанная дробь, обыкновенная дробь.

-Как вы думаете, о какой дроби сегодня пойдет речь?

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Логические: – формулирование проблемы.

3.Этап выявления места и причины затруднения.

Проанализировали, зафиксировали, какого знания или умения не достает для решения исходной задачи (причина затруднения)

Анализирует причины затруднений и помогает в выборе знания, которого недостает

- Натуральные числа вы умеете записывать. А кто-нибудь сможет записать рациональные числа или дроби?

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач

4.Этап постановки темы урока и учебной цели.

В коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться);

предложили и согласовали тему урока.

Консультирует, проверяет,согласовывает, уточняет тему урока





- А как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока?



- Какие задачи стоят сегодня перед нами?

.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Личностные: планирование учебной деятельности

5.Этап открытия новых знаний

Применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение;

зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и записи дробей;

зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.










Слайд 5

А как половину записать цифрами?

Возьмите полоску бумаги. Разделите её на 2 равные части, свернув полоску пополам. По линии сгиба проведите черту.

На сколько равных частей разделили полоску?

Запишем число 2 под чертой вот так:  Черту называют дробной,

а число, записанное под чертой – знаменателем. Закрасьте одну часть красным цветом .

Сколько частей закрасили красным цветом?

Запишем число 1 над дробной чертой вот так:  .

Число, записанное над чертой, называют числителем.

ВЫВОД: красным цветом закрашена  (одна вторая) часть полоски

( на практике  обозначает половину некоторой величины)

1/8, 3/8, 5/8 – Такая запись числа называется обыкновенной дробью. 

Знаменатель показывает, на сколько долей делят, а числитель – сколько таких долей взято.

Коммуникативные: развитие умения работать в группе

Познавательные: построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Решили (фронтально) несколько типовых заданий на новый способ действия;

при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование

























Ответ ученика к первому рисунку: фигура разделена на 4 равные части, каждая часть составляет фигуры. Закрашено 3 части, они составляют фигуры.


Организовывает решение типовых заданий (фронтально)

При чтении дробей надо помнить: числитель дроби – количественное числительное женского рода (одна, две, восемь и т.д.), а знаменатель – порядковое числительное (седьмая, сотая, двести тридцатая и т.д.)

Например

- одна пятая;

- две шестых;

- восемьдесят три сто пятьдесят вторых

Запишите в виде обыкновенной дроби:

- одна пятая;

- две шестых;

- восемьдесят три сто пятьдесят вторых


-Ребята, посмотрите на экран и ответьте на вопросы:

-Какой дробью выразим закрашенную часть фигуры?

- Ребята, прочитайте обыкновенные дроби, которые вы видите на экране, назовите числитель и знаменатель.




Ребята, мне на электронный ящик, пришло письмо от Незнайки.

«Дорогие друзья пятиклассники! Я запутался в нахождении части закрашенной и не закрашенной фигуры. Помогите мне их найти».


Запишите с помощью дроби, какая часть фигуры закрашена.



( )

( ).

( ).

( ).

( )

( ).


Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач

7.Этап парной работы.

Работа в парах по карточкам (разноуровневые задания)

Готовый результат работы представить классу (анализировать, систематизировать)

Вариант А

1. Какая часть фигуры закрашена?

2. Начертите прямоугольник со сторонами 2 и 3 см. Разделите его на 6 долей и закрасьте прямоугольника.

Начертите прямоугольника.

Вариант B

1. Какая часть фигуры закрашена?

2. Начертите квадрат со стороной 4 см. Разделите его на 4 равные части. Закрасьте квадрата.


Коммуникативные: управление поведением партнёра, разрешение конфликтов, умение полно и точно выражать свои мысли

Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение, классификация и построение логической цепи рассуждений

Регулятивные: уметь планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера

Предметные: развитие представлений о числе

8.Этап самостоятельной работы с самопроверкой

Самостоятельно выполнять типовые задания на новый способ действия

Выполнять самопроверку

Выявить причины ошибок и их исправление


Организовывает самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; организовывает самопроверку учащимися своих решений ; создает (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка; для учащихся, допустивших ошибки, предоставляет возможность выявления причин ошибок и их исправления

674-676

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: контроль, оценка, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

Предметные: развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до рациональных,

9. Рефлексия учебной деятельности, подведение итогов урока

Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносит цель и результаты

Выбирают утверждение, соответствующее настроению на уроке

Намечают перспективу последующей работы



Запись домашнего задания

Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке;

намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами творческой деятельности)

В озьмите карточки . Соедини линиями части определений.





Ролевая игра: выходит Обыкновенная Дробь.

– Здравствуйте, я Обыкновенная Дробь. Назовите мой знаменатель, что он показывает? Назовите числитель, что он показывает? (На груди приклеен плакат с дробью.)

Предлагается три больших листа, на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка.

На зелёном листочке, который приклеивался затем к плакату с изображением чемодана, необходимо нарисовать или написать тот важный момент, который он вынес от работы (в группе, на занятии), готов забирать с собой и использовать в своей деятельности.
На красном листочке – то, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в "мусорную корзину", т.е. прикрепить ко второму плакату.
желтый листок – это то, что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе. Таким образом, то, что нужно еще додумать, доработать, "докрутить" отправлялось в лист "мясорубка".

Комментирует домашнее задание:


Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

Познавательные: умение структурировать знания

Личностные: смыслообразование.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!