Урок русского языка в 3 классе УМК «Начальная школа XXI века»
Учитель: Рыбакова Ю.В.
Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Цель: формирование знаний об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных по вопросам и лексическому значению слов
Задачи: - активизировать ранее изученную лексику;
- учить употреблять имена существительные в нужных падежах, тренировать в постановке вопроса;
- определять грамматические признаки имени существительного;
- учить работать в учебном диалоге, в группах;
- учить анализировать и оценивать свою работу и работу товарищей.
Тип урока: комбинированный, урок изучения нового материала.
Форма организации урока: урок-лаборатория Слова
Характеристика деятельности учащихся:
формирование представлений об одушевленных и неодушевленных именах существительных
побуждение к активному включению в различные виды деятельности
Формирование универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке
формирование осознания смысла своих учебных действий
Регулятивные УУД:
развитие умения осознавать и формулировать тему и цели урока
контролировать и оценивать свою деятельность на уроке
Познавательные УУД:
развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение
формировать умение осознавать и формулировать проблему
Коммуникативные УУД:
формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач
развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания
Оборудование:
учебники «Русский язык 3 класс» Иванов С.В., кластеры, карточки для групповой работы, карточки-помощники, сигнальные карточки, смайлики, ПК, мультимедиапроектор, презентация к уроку.
Ход урока:
1.Организационный момент.
1) Психологический настрой.
Слайд 1. Ребята, сегодня у нас гости – учителя нашей школы. Они хотят посмотреть на вас, как вы отвечаете, пишете, сотрудничаете, справляетесь с проблемами.
Я надеюсь, вы своей работой на уроке не разочаруете сегодня ни гостей, ни меня, ни друг друга. Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки всем окружающим, ведь улыбки располагают к приятному общению. Я думаю, у вас всё получится. Садитесь.
- Мы продолжаем изучать русский язык, постигать его тайны.
- Раз- открываем все тетрадь,
Два- положу с наклоном,
Три- ручку правильно держи,
Четыре, пять- начинаем все писать.
-Записывам число, классная работа с комментированием.
-Сегодня вы будете работать в группах. Повторим правила работы. Слайд 2.
- Слайд 3.Распределите роли. В течение урока можете их менять.
2) Минутка чистописания.
-Чтобы хорошо знать язык, нужно уметь красиво и правильно писать.
-Минутка чистописания. Слайд 4.Сегодня пишем букву «эль». Дайте ей характеристику.
(Буква «эль» может обозначать звук [л]- согласный, твёрдый парный, звонкий непарный и звук [ль]- согласный, мягкий парный, звонкий непарный)
-Посмотрите, как правильно пишутся заглавная и строчная буква «эль». (Учитель показывает на доске)
-Напишите целую строку, красиво, аккуратно, с одинаковым наклоном. Подчеркните самую красивую пару.
3) Словарная работа.
- Ребята, а знаете ли вы, что такое лаборатория? Слайд 5.
-Давайте найдём толкование этого слова в словаре Ожегова. (Читает один ученик)
(Это учреждение, где проводятся различные исследования, наблюдения, опыты, эксперименты. Второе значение у слова – помещение, где располагается это учреждение.)
-Сегодня наш класс превращается в научную лабораторию Слова, и вы сегодня не ученики, а научные работники Лаборатории слова.
- Прочитайте, как пишется слово лаборатория.
-Сколько в нём слогов? (6)
-Какой слог ударный? (4)
-Какие гласные в корне можно проверить, а какие нельзя? (В 3 слоге можно- лаборант, в 1 и 2- нельзя)
-Запишите это слово, зажгите огонёчки, где есть непроверяемые гласные. Определите количество слогов, букв, звуков. (6 сл., 11б., 12 зв.)
-Почему звуков больше? ( Буква «я» обозначает здесь 2 звука)
-Придумайте и запишите словосочетание с этим словом.
-Запишем словосочетание научная лаборатория ( один ученик на доске)
-Найдите главное и зависимое слово.
2. Актуализация знаний.
1) Повторение.
- Какой частью речи является слово лаборатория? (имя существительное)
- Что знаете об именах существительных?
- На какие вопросы отвечают существительные?
- Что обозначают существительные?
- Как изменяются существительные?
-Какую часть речи будем исследовать в нашей лаборатории?
-Да. Исследовать сегодня будем имя существительное и узнаем что-то новое о его признаках.
2) Игра «Мозговой штурм».
- Придумайте и запишите на листе как можно больше слов из букв слова лаборатория (Проверка фронтальная)
-Проверяем. Слайд 6. Борт, брат, рот, болт, тир, раб, робот
- Что объединят эти слова? (это имена существительные мужского рода 2 склонения)
- Докажите (отвечают на вопросы кто?, что? и обозначают предмет, можно подставить слова он мой, нулевое окончание).
3. Постановка учебной задачи.
1) Проблемная ситуация.
- Дорогие научные сотрудники. Поработайте в группе. Разделите эти слова на две группы и запишите их в тетрадь. (Дети записывают)
- Проверяем. Слайд 7. По какому принципу вы их разделили? (кто? и что?, одушевленные и неодушевленные).
- Кто знает, как называются слова, которые отвечают на вопрос кто? (одушевленные)
- А на вопрос что? (неодушевленные)
(если ответят одушевленные и неодушевленные, то, как различать их)
- Какое слово вызвало сомнение? (робот) Мы его пока оставим.
- Возникла проблема, которую нужно постараться решить в нашей лаборатории Слова.
2) Выведение темы и цели урока.
- Кто может сформулировать тему нашего исследования (урока)?
(Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.) Слайд 8.
- Какова цель исследования? Чему мы должны сегодня научиться в нашей лаборатории? (Научиться различать одушевленные и неодушевленные имена существительные)
Слайд 9.
4. Открытие нового знания.
1) Работа по учебнику (устная).
-Научные сотрудники. Начинаем наши исследования. Выполните в группах устно упражнение 1 на странице 53 учебника. Просигнальте красным цветом, кто закончил. (Дети работают в группе)
-Проверяем. Что же объединяет слова каждой группы? (1гр.- живые существа, 2 гр.- неживые предметы, растения, явление природы)
- Как можно определить одушевлённое существительное или нет? (по вопросу, по лексическому значению)
-Дополните предложения на экране.(Фронтальная работа) Слайд 10-11.
2) Классификация слов.
– Продолжаем наши исследования. Слайд 12.
– Научные сотрудники, прочитайте слова на экране, посовещайтесь и дайте ответ на вопрос. Кто готов, сигналит красным цветом.
-Итак, что общего у слов? Фронтальная работа (имена существительные единственного числа, словарные слова, с непроверяемой гласной «о») Правильно. Слайд 13.
-На какие 2 группы можно их разделить? (одушевлённые и неодушевлённые)
- Какие вопросы зададите к словам каждой группы? (одушевлённые- кто?, неодушевлённые- что?)
- Слайд 14. Поработайте в группе. Выполните задания на листочках. (Приложение 1) (Дети соединяют стрелочками слова)
-Проверим. По одному человеку от группы выбегаем и на интерактивной доске нажатием проводим стрелочки, при этом каждый раз задавайте вопрос.
-(Когда задание выполнено на доске) -Просигнальте, так ли у вас выполнено задание.
-На какие группы по лексическому значению можно разделить здесь одушевлённые существительные?(люди- девочка, животные- корова, сорока, воробей; а животных- на зверей-корова- и птиц- сорока, воробей)
3) Воспитательный момент.
- А какие именно птицы здесь представлены? ( зимующие) Каких ещё зимующих птиц знаете? ( снегирь, синица, ворона, голубь, свиристель)
-Почему им зимой трудно?( холодно, трудно найти корм).Как вы им помогаете?
(Сделали кормушки, насыпаем туда корм) - Слайд 15. Молодцы.
-Составьте в группе и запишите в тетради предложение, используя как можно больше данных словарных слов. (Фронтальная проверка)
- А Вика- ученица 3класса- использовала 5 слов, вот какое предложение у неё получилось. Запишем его в тетради и на доске с комментированием.(1уч. на доске, ост.- в тетр.) Девочка в мороз повесила на осину кормушку для сорок и воробьёв.
-Подчеркните главные и второстепенные члены предложения.
5. Физминутка.
- А теперь встали.
Руки подняли и покачали - это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем – крылья сложили назад.
- Садитесь, я думаю, вы всегда будете помогать птицам.
6. Первичное закрепление.
1) Заполнение кластера.
- Итак, подытожим, что теперь знаем об имени существительном.
- Для этого каждая группа заполнит кластер на листочках. (Приложение 2)
- Кому нужна подсказка – она на экране. Слайд 16.
- Просигнальте, кто закончил. Проверьте правильность на экране. Слайд 17.
- Просигнальте, кто выполнил задание верно. Молодцы!
- Сравним наш вывод с правилом в учебнике на стр. 54.
- Прочитайте в группе. (Дети читают).
-Что можете сказать? (Вывод тот же.) Дома выучите правило наизусть.
2) Самостоятельная работа по учебнику (письменная).
- Теперь, я думаю, вы справитесь с упражнением 2 в учебнике на стр. 54. Слайд 18.
- Запишите в тетрадь, прочитайте задание, выполните после обсуждения.
- Поменяйтесь тетрадями, выполните взаимопроверку по эталону на экране. Слайд 18.
3) Проблемная ситуация.
– А теперь вопрос для обсуждения в группе: Слайд 19.
- В какие столбики вы поместите слова : мышка, гусеница ? (Дети обсуждают в группе и объясняют своё решение)
- А вот как это сделала девочка Вика. Слайд 19.
- Почему слова гусеница, мышка записаны в 2 столбика? (Ученица сомневалась, не знала куда записать, могут быть одуш. и неодуш.)
- Давайте решать эту проблему.
Сначала разберем слово – мышка. Что может обозначать слово мышка? Слайд 19.
мышка гусеница
животное компьютера насекомое трактора
Теперь разберем слово – гусеница.
- От чего зависит одушевлённое сущ. или неодушевлённое? (от лексического значения слова в предложении)
- Как называются такие слова? (многозначные)
- А кто-нибудь из вас может еще привести примеры таких слов?
Слайд 20. - Киви - птица и фрукт.
Слайд 21. - Бабочка – насекомое и галстук.
Слайд 22. -Лисичка – животное и гриб.
- Уважаемые научные сотрудники. Поработайте в группе. Составьте предложения, в которых данные слова будут иметь разное лексическое значение и запишите в тетрадь.
Слайд 23. 1 гр.- гусеница, 2 гр.- мышка, 3 гр.- бабочка, 4 гр.- лисичка.
(Фронтальная проверка)
4) Наблюдение за склонением одушевлённых и неодушевлённых имён существительных.
– Продолжим наши исследования, для того, чтобы сделать некоторые открытия.
Слайд 24. - Научные сотрудники. Поработайте в группе. Просклоняйте на листочках
(Приложение 3) данные имена существительные во множественном числе.
Подчеркните одинакоую форму слова. (Дети работают в группах)
- Проверяем работу групп. Спикеры защищают работу своей группы с помощью интерактивной доски. Слайд 25-28.
- Слайд 29-30. Итак, сравните одинаково ли склоняется одно и то же имя существительное во множественном числе, в зависимости от того одушевлённое оно или нет? (Они склоняются по-разному)
- Одно и то же слово может быть одушевлённым и неодушевлённым в зависимости от значения, которое оно несёт, и склоняться во множественном числе при этом будет по-разному.
5) Выведение формулы определения одушевлённости имени существительного. Слайд 31. – Сделаем вывод - составим формулу определения одушевлённости и неодушевлённости имени существительного. (Работа со слайдом по щелчку)
- Формы каких падежей совпадают у одуш. им. сущ.? (В.п. мн.ч. и Р.п. мн.ч.)
- Формы каких падежей совпадают у неодуш. им. сущ.? (В.п. мн.ч. и Им.п. мн.ч.)
Одушевлённые: В.п. мн.ч.= Р.п. мн.ч.
Неодушевлённые: В.п. мн.ч.= И.п. мн.ч.
- Запишите эти формулы в тетрадь, сокращая длинные слова на согласный, обведите в рамочку. Теперь можете пользоваться формулой, чтобы определить, является существительное одушевлённым или неодушевлённым.
7. Физминутка.
- А теперь немного отдохнём. Отгадайте загадку и узнаете, кто к вам пришёл.
Мы слепили снежный ком,
Шляпу сделали на нем,
Нос приделали, и в миг
Получился …
Физминутка для глаз. Следим глазами за движущимися предметами. Слайд 32.
8. Включение нового знания в систему знаний.
1) Составление алгоритма действий определения одушевлённости имени существительного.
- Продолжаем исследования в нашей лаборатории. Давайте вместе составим алгоритм действий определения одушевлённости любого имени существительного.
Слайд 33. (Работа со слайдом по вопросам учителя по щелчку)
- Итак, вот любое имя существительное. Что будете делать, чтобы определить одушевлённое оно или нет? (Поставить во множ. числе в И.п., Р.п., В.п.)
- Что дальше? (Если совпадут формы В.п. мн.ч.и Р.п. мн.ч., значит сущ. одуш.,
а если совпадут формы В.п. мн.ч.и И.п. мн.ч., значит сущ. неодуш.) Молодцы.
2) Самостоятельная работа в группе.
- Дорогие научные сотрудники, поработайте в группах на листочках (Приложение 4) и определите, пользуясь алгоритмом, являются одушевлёнными или неодушевлёнными некоторые существительные. (Дети работают на листочках в группах)
- Проверяем. Спикеры защищают решение группы, работая с интерактивной доской, заполняем таблицу. Слайды 34- 50. (Работа со слайдом по щелчку) Молодцы.
-Просигнальте, кто согласен с товарищами.
- Слайд 50.- Обратите внимание, понятие об одушевлённых и неодушевлённых предметах в реальной жизни и в языке часто не совпадает. Слова КУКЛА, СНЕГОВИК называют неживые предметы, но склоняются как одушевлённые существительные, что мы сейчас и доказали. Вот такую тайну языка мы раскрыли в нашей лаборатории. Молодцы.
Если позволит время: - Составьте распространённое предложение со своим словом.
- Мне понравилось предложение 1 группы, запишем его в тетрадь и разберём по членам предложения. (Один ученик работает у доски)
Ребята во дворе слепили большого снеговика.
9. Рефлексия деятельности и итог урока.
1) Подведение итога урока. Слайд 51.
-Уважаемые научные сотрудники, подведём итог работы нашей лаборатории Слова.
- Какую часть речи исследовали? (Имя существительное)
- Что нового узнали об имени существительном? (Может быть одушевлённым и неодушевлённым)
- Чему научились на уроке? (Определять, является сущ. одуш.или неодуш.)
2) Оценивание работы групп.
- Оцените работу группы на листочках по различным критериям, используя линейки оценивания. (Приложение 5)
(Учитель смотрит листы оценивания)- Вы справедливо оценили работу своей группы.
Все работали на уроке, старались. Самая активная была … группа – они все получают пятёрки.
3) Самостоятельная работа в тетради.
- Вернёмся к началу урока, у нас вызвало сомнение слово РОБОТ. Слайд 52.
- Пользуясь алгоритмом, определите одуш. или неодуш. является слово РОБОТ. Работайте самостоятельно в тетради. А некоторым ребятам я раздам карточки-помощники. (Приложение 6) (Дети работают в тетради)
- Проверим работу с помощью теста Слайд 53.
- Если вы выбрали ответ под буквой А, просигнальте красным цветом,
если под буквой Б - синим. (Дети сигналят)
-Правильный ответ под буквой А (по щелчку) Молодцы.
Слайд 54. -Выполните взаимопроверку по эталону на экране. Поставьте оценку на полях.
4) Рефлексия деятельности.
Слайд 55.- Давайте вернёмся к цели нашего урока, которую вы перед собой поставили.
- Подумайте, достигли ли вы этой цели на уроке.
Слайд 56. -Выберите свой смайлик, возьмите смайлик (Приложение 7) на парте и нарисуйте ему ротик такой, который соответствует вашему самоопределению своей деятельности на уроке.
(Дети рисуют смайлики)
- Покажите мне свои смайлики. Я вижу улыбки – а это значит, многие довольны своей работой на уроке, всё поняли Слайд 57. и с лёгкостью справитесь с домашним заданием. Ну а я довольна работой ребят Слайд 58.: ……..(Учитель ставит оценки)
- Спасибо за работу, можете быть свободны.