Урок русского языка в 5-м классе по теме "Паронимы"
Цели урока:
1) усвоение лексического понятия “паронимы”;
2) формирование умений:
а) разграничивать по значению и употреблению близкие по форме, но разные по значению однокоренные слова;
б) использовать их в речи как средство художественной выразительности (наблюдение над текстами, включающими паронимы, исправление лексических ошибок).
3) развитие творческого воображения учащихся.
Ход урока:
I. Работа с текстом. Выход на понятие “паронимы”.
- Спишите текст, выберите из скобок слово или словосочетание, наиболее подходящее для данного контекста.
Объясните свой выбор.
Безымя(н,нн)ый мастер.
Под старыми фресками вы не найдете подписи мастера. Считалось, что (сохранить, сберечь) в сердце люди должны его (произведения, творения), а не имя. Чтобы роспись храма стала близка и дорога созерцающему её человеку, мастеру необходимо было (вжиться в сюжет, понять сюжет) будущей фрески, искусно подобрать краски.
- Объясните орфограммы и пунктограммы.
- Как называются слова, заключённые в скобках?
- Найдите однокоренные слова в тексте. (Подпись, роспись) Как думаете, как они называются с точки зрения лексики? (Дети приходят к выводу, что данные слова не синонимы, не омонимы, не омографы.)
- Как же называются эти слова с точки зрения лексики?
Давайте сейчас повторим словарные слова, они нам помогут дать определение данным словам.
Какая буква пропущена?
П…ркет, …пельсин, рю…зак, …громный, не…обычный, инт…ресный, м…ршрут, гр…мадный.
- Запишите слова. Затем выпишите первую букву в каждом слове, а в последнем слове – последнюю.
- Что получилось? (Паронимы)
-Вы сейчас узнали тему урока. Сформулируйте сами цель нашего урока.
(Должны узнать, что такое паронимы и научиться их использовать в речи.)
- Итак, первый вопрос “Что такое паронимы”? (Обмен мнениями)
Паронимы – однокоренные слова, близкие по написанию и звучанию, но различные по значению.
II. Первичное закрепление нового материала.
- Посмотрите на эти два слова: виноватый – виновный. Похожие слова, правда? Почти одинаковые. И если вы попробуете объяснить, в чём разница, то может получиться не сразу. Зато если Вы захотите образовать с ними словосочетания, будет легче. Например, как Вы скажете: взгляд виноватый или виновный? Конечно, виноватый! А теперь закончите: Подсудимый признаётся… виновным!
- Употребление одного паронима вместо другого – распространённая ошибка! Чаще всего это связано с тем, что человек недостаточно точно знает лексическое значение этих слов или их сочетаемость с другими.
- Как этого избежать? (Обратиться к словарю паронимов или к толковому словарю, внимательно прочитать значение слова и примеры употребления.)
Кто прав?
Время обеда. На кухне Витя ставит на стол два блюда с горячим супом. Прибегает Павлик, садится
за стол и бормочет:
- Фу, мама опять сварила рыбий суп. Я не хочу его есть.
- Не рыбий, а рыбный. Рыбьими только хвосты бывают, - возразил Витя.
- Какая разница: рыбий или рыбный. Лишь бы вкусно было.
- Кто, по-вашему, прав? (Обсуждение)
Возможные версии:
1) Оба правы. Можно говорить суп “рыбий” и “рыбный”. Это одно и тоже. Оба слова образованы от слова “рыба”.
2) Хотя эти два слова однокоренные и образованы от слова “рыба”, но они отвечают на разные вопросы: суп (какой?) рыбный, а хвост (чей?) рыбий. Значит, прав Витя.
3) Суп (какой?) рыбный, то есть сварен из рыбы, а хвост (чей?) “рыбий”, он принадлежит рыбе. У этих слов разные лексические значения.
Вывод:
Действительно, это разные слова, потому что у них разные лексические значения.
- А почему Павлик перепутал эти слова? (Они похожи по звучанию)
III. Тренировочные упражнения:
1. Послушайте разговор одноклассников. Выскажите свое мнение по поводу предмета разговора.
Настя Кувшинчикова говорит:
- Паронимы, по-моему, просто-напросто ехидные слова. Им бы только сбить человека! Ножку подставить! Вот эти: Представить и предоставить. Я их всегда путаю…
Вова Бутузов внушительно сказал:
- Ну, и не надо их употреблять. Вот я, например: если вижу, что кто-то ехидный, то я с ним не вожусь. С такими словами ты, Настя, не знайся. Пусть они по себе, а ты сама по себе. [1]
(В результате обмена мнениями создаётся мотивация изучения темы: паронимы надо изучать, чтобы не смешивать в речи)
- В каком случае вы употребите слово “представить”, в каком “предоставить”? (В случае затруднения предлагаем обратиться к толковому словарю или словарю паронимов)
Предоставить - дать возможность пользоваться чем-либо, позволить пользоваться. Представить - предъявить, показать.
2. Спишите, вставляя нужные глаголы (представить, предоставить):
Вы мне ... решать это самому.
Контролеру я ... свой пропуск.
Я ... ему полную свободу действий.
Вы не навязывайте нам своего мнения, а .... нам самим делать выводы.
(Самостоятельное выполнение задания, коллективная проверка).
3. Часто путают паронимы одеть и надеть. Когда который употребляется? (Обсуждение)
Дать в помощь два словосочетания:
Надеть одежду.
Одеть Надежду.
Буква Н в каждой фразе употребляется один только раз? Либо в первом, либо во втором слове. Если человека (Надежду), то одеть, если вещь (одежду), то надеть.
Игра “Одеть или надеть”
Условия игры: один ученик называет существительное в В.п. (например, шубу) и указывает на другого ученика. Тот быстро подбирает пароним “надеть шубу”. Правильный ответ даёт право назвать существительное в винительном падеже. Могут быть использованы самые разные слова: брата, семью, коньки, парик, куклу, манекен и т.д.
4. Составьте и запишите словосочетания “прилаг. + сущ.”, подобрав для этого подходящее по смыслу существительное из скобок. (При необходимости обращайтесь за помощью к словарю).
Понятливый - понятный (собеседник, ученик, текст, заявление, собака, письмо).
Расчетливый - расчетный (купец, счет, рассудительность, таблица).
Удачливый - удачный (день, охотник, дело, торговец.)
5. Дано существительное, к нему подберите подходящее по смыслу прилагательное из скобок:
Занятия (практические или практичные); поход (удачный или удачливый); мастер (искусный или искусственный); человек (скрытный или скрытый).
6. Писатели, поэты иногда тоже используют паронимы, но с художественной целью. Послушайте стихотворение Д. Голубкова и выпишите паронимы:
- Хочешь поезжай ты любой глухоманью
Лошадь конюшню нюхом найдет.
Лошадь - первейшая по обаянью…
- По обонянью, дядя Федот.
- Я и сказал тебе: по обаянью.
Н-но ты, пропада! Ступай веселей!
Рощею едем мы росною ранью.
Лошадь хвостом отгоняет слепней.
Старая, с грязной свалявшейся гривой,
С вылой печалью слезящихся глаз...
Ночка бежит легко и красиво,
Будто лишь в оглобли впряглась.
Будто за век свой она не устала
И не устанет в работе и впредь,
Будто бы сразу ее не хлестала,
Не унижала хозяйская плеть.
Тащит она и телегу, и сани,
Служит, покуда не упадет...
Лошадь - первейшая по обаянью,
Ты не ошибся, дядя Федот.
- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
- Какие паронимы выписали? (обаянье, обонянье). Каково значение каждого из них?
- Почему поэт сначала поправляет путника, а потом соглашается с ним?
- Верно ли употребляет дядя Федот слово “обаянье”?
- С какой целью автор использует здесь паронимы? (Скорее всего, автор здесь, как и дядя Федот, сливает в слове “обаянье” оба значения: обонянье и обаянье. Любит лошадь - и поэтому хвалит ее, за нюх будто бы, а на самом деле его слова имеют более глубокий смысл - чувство благодарности к лошади, к живому существу, доброму и чуткому.)
Итог урока: Что такое паронимы? Как избежать смешение паронимов?
Домашнее задание:
I. Из ряда паронимов выбрать одну-две-три пары, объяснить значение каждого слова (можно пользоваться словарем), придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима.
Понятливый – понятный, соседний - соседский, сытный - сытый, обидный - обидчивый, адресат - адресант, зачинатель – зачинщик, невежественный – невежливый, линючий - линялый, жесткий – жестокий, абонент – абонемент, безответный – безответственный, праздный – праздничный.