Тема: Закрепление изученного по теме «Глагол». 4 класс «Перспектива»
Тема: закрепление изученного по теме: “Глагол”.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний.
Цель урока: контроль за усвоением знаний, формулирование умений и навыков по теме.
Задачи урока:
- обобщить и систематизировать знания о глаголе как части речи;
-формировать критическое мышление, умение анализировать, выделять главное,
обобщать, делать выводы;
-воспитывать интерес и любовь к русскому языку;
- вовлечь детей в активную практическую деятельность, совершенствовать навыки общения.
Методы и формы работы: наглядный, дифференцированный, словесный, самостоятельная работа, фронтальный, работа в парах,
Используемые технологии: работа в парах, дифференцированная, ИКТ.
Средства обучения: учебник «Русский язык» 4кл, часть 2 (автор Климанова Л.Ф. и др.), карточки с заданиями.
Планируемые результаты:
предметные:
- выбор оснований и критериев для классификации объектов;
- анализ объектов с целью выделения общих признаков;
коммуникативные:
- владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);
- умение работать в паре, группе;
регулятивные:
- соотнесение результата своей деятельности с целью и оценивание его;
личностные:
- личностная рефлексия;
- способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе.
Ход урока:
Организационный момент. Актуализация знаний.
- Добрый день, ребята. У нас сегодня необычный урок.
Сегодня мы будем снова раскрывать тайны русского языка. Готовы? А что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав загадки, вписывая слова-отгадки в кроссворд (индивидуальные карточки, работа у доски 1 уч-ка).
Загадки (отгадки-словарные слова):
1.В сказке главный персонаж,
Положительный типаж.
Враг разбит и пир горой,
Побеждает зло? (Герой)
2.Оно из шерсти иль из драпа,
Из меха воротник богатый,
А чтобы вы не заболели,
Согреет вас от злой метели!
Отгадайте, это что?
Это зимнее... ( Пальто)
3.Что за лестница такая:
Ни забот с ней, ни хлопот.
И последнего лентяя
Вверх и вниз она везет. (Эскалатор)
4.Надевает папа кепку
И выходит из избы.
Справа он сажает репку,
Слева - свеклу и бобы.
Тут везде рядами грядки,
Будет урожай в порядке! (Огород)
5.Если мальчик
любит мыло
и зубной порошок,
этот мальчик очень милый,
поступает …. (Хорошо).
6.Промеж домов, как на парад,
Деревья выстроились в ряд.
Мы отдыхаем налегке
В зелёном этом уголке. (Аллея)
Самоопределение к деятельности.
Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду – все в действие придет:
Летит ракета, люди строят зданья,
И рожь в полях растет.
- Кто догадался, о какой части речи идет речь?
- Сформулируйте тему нашего урока.
- Сегодня мы будем закреплять изученное по теме «Глагол».
3. Работа по теме урока.
1) Неопределенная форма глагола.
- На какие вопросы отвечает глагол в неопределенной форме?
- Какие суффиксы имеют глаголы в неопределенной форме?
Задание: Подберите синонимы к глаголам, поставь в неопределенную форму. Выделите суффикс.
Охранял (….) Скрывал (….)
Сказал (….) Чтил (…..)
Изловил (…..)
Частица не с глаголами.
- Составьте и запишите предложения с отрицательной частицей НЕ о том, что не может делать: медвежонок.
3) Как изменяются глаголы?
- Назови изменяемые признаки глагола? (Время, число и лицо глагола может меняться)
- Сейчас мы увидим, что глаголы изменяются по временам.
Поставь глагол в нужное время.
(Наступить) темная ночь. (Светить) луна на поляну. (Застрекотать) кузнечики. (Заливаться) в кустах соловьи. Скоро в высокой траве (закричать) коростели.
Глаголы какого времени изменяются по лицам и числам?
(Глаголы спрягаются (изменяются по лицам и числам) только в настоящем и будущем времени. Причем если форма будущего времени сложная (у глаголов несовершенного вида), то спрягается только вспомогательный глагол быть, а основной глагол находится в инфинитиве)
Поставьте глагол в настоящее время.
Благодарить (в 3 лицо, ед. число)- Буду стучать (в 1 лицо, мн. число) –
Шуршать (во 2 лицо, ед. число) – Начинать (в 3 лицо, мн. число) –
Физминутка.
5) Назовите постоянные признаки глагола (ответ)
Творческое задание.
- Придумай любую видовую пару и составь два предложения с этим словом.
Несовершенный вид | Совершенный вид |
Что делать? | Что сделать? |
Плясать | Заплясать |
Хлопать | Захлопать |
ПРИМЕР: Редкие капли дождя повисли в воздухе. Моя сестра целый день висит на телефоне (синтаксический разбор предложения)
- К данным устойчивым сочетаниям припиши близкий по смыслу глагол, определи спряжение:
Точит лясы - …
Водит за нос - …
Гладит по головке - …
Мозолит глаза - …
Ломает голову - …
Слова для справок: надоедать, обманывать, думать, болтать, хвалить
- Каким членом предложения может являться глагол?
(В предложении глагол обычно является сказуемым и вместе с подлежащим образует грамматическую основу предложения: Пр.:Луна ярко озаряла всю долину. Но инфинитив может быть любым членом предложения: Жить — родине служить (жить — подлежащее, служить — сказуемое)
- Предлагаю вам закрепить полученные знания по теме «Глагол» используя
схему.
4. Обобщение
- Расскажите, что знаете о глаголе по схеме?
5. Итог урока. Рефлексия.
- Оцените свою работу.
- Сегодня на уроке я узнал ….., я научился …. , могу похвалить себя за ….
Выставление оценок. Домашнее задание.