СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 5 классе "Предложения с обобщающим словом при однородных членах."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 5 классе "Предложения с обобщающим словом при однородных членах."»

Русский язык, 5 класс

Тема урока: Предложения с обобщающим словом при однородных членах. Знаки препинания в предложениях, содержащих обобщающее слово перед однородными членами.

Цель урока: формировать представление учащихся об обобщающих словах, их роли в речи.

Задачи:

Образовательная: научиться находить обобщающие слова, правильно расставлять знаки препинания при однородных членах и обобщающих словах, графически обозначать условия постановки знаков препинания, составлять схемы предложений;

Развивающая: уметь анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания, развивать пунктуационную зоркость;

Воспитательная: продолжать знакомство с родным краем, воспитывать патриотические чувства, любовь к родине, к своему родному городу.

Формируемые УУД

Личностные: использовать полученную информацию для решения образовательных задач.

Регулятивные: оценивать и анализировать собственную деятельность с позиции полученных результатов, проговаривать вслух последовательность производимых действий.

Познавательные: понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять знания на практике.

Коммуникативные: анализировать языковой материал, учить формулировать собственное мнение и позицию, учить сотрудничать, учитывая разные мнения.


Тип урока: Урок открытия новых знаний.


Межпредметные связи: краеведение


Метод по типу познавательной деятельности: частично-поисковый, исследовательский


Ресурсы: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, раздаточный материал.

Ход урока:

I.Оргмомент. (1мин)

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Актуализация знаний (4­5 минут)


1)А прошлом уроке мы работали с предложениями с однородными членами. Давайте вспомним:

- Какие члены называются однородными?

- Как произносятся однородные члены?

- Какие члены предложения могут быть однородными?

2)Работа в парах «Учитель-ученик»: (Слайд 2)

1 вариант: когда ставится запятая между однородными членами;

2 вариант: когда запятая между однородными членами не ставится.

Оцените ответ товарища, оценку ставим на полях тетради.


3) Цифровой диктант: Выпишите номера предложений, в  которых есть  однородные члены. (текст распечатан у каждого уч-ся) (Слайд 3)

1)Мы все хозяева природы. 2) Природная среда – это воздух, растения, водоёмы, птицы и животные. 3)Они помогают нам сохранить здоровье, силы, бодрость, хорошее настроение.4)Но и природа нуждается в нашей помощи. 5) Мы должны беречь и леса, и реки, и птиц, и животных!

4) Проверка: 2), 3) , 5) Самооценка



6) Задание по рядам: списать предложение в тетрадь, подчеркнуть однородные члены предложения как члены предложения. Объяснить постановку знаков препинания. Составить схему предложения


1 ряд - 2)предложение

2 ряд – 3) предложение

3 ряд – 5) предложение


Проверка: 1 обучающийся на оценку, остальные – самопроверка.


5)Работа с текстом:

- Скажите это текст или отдельные предложения? Почему вы так решили?

(Это текст, т.к. все предложения об одном и том же, связаны по смыслу)

- Определите тему текста. (О природе)

- Определите основную мысль текста. (Природа наш друг и её нужно беречь)

-Давайте озаглавим текст. Запишите заголовок на карточке.

(Берегите природу!)


Оцените свою работу по пройденному материалу: 1)знание правила, 2) умение видеть в тексте предложения с однородными членами, 3) правильно расставлять в них знаки препинания. (среднее арифметическое 3 оценок)


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА!

  • Вы, наверное, устали?

  • Ну, тогда все дружно встали.

  • Ножками потопали,

  • Ручками похлопали.

  • Покрутились, повертелись

  • И за парты все уселись.

  • Глазки крепко закрываем,

  • Дружно до 5 считаем.

  • Открываем, поморгаем

  • И работать продолжаем!



III. Постановка учебной задачи (4­5 минут)

а)Игра «Четвёртое лишнее»

1) Сыроежки, грибы, подберёзовики, опята. (Слайд 9)

2) Жёлтый, красный, разноцветный, синий.

3)Пилить, строгать, сколачивать, трудиться.

4) Осень, времена года, зима, весна, лето.


IV.   «Открытие нового знания»(построение проекта выхода из затруднения)


(Слайд11)

  1. Перед нами ряд имён существительных

колокольчики, васильки, ромашки, цветы, незабудки, одуванчики

Как вы думаете, их можно употребить в качестве однородных членов в предложении в этом порядке? Почему?

Как можно назвать все эти слова одним словом?

(Слайд 12)


- Давайте составим предложение с данными однородными членами, используя при этом и обобщающее слово.


(Слайд 13)

  • На широком лугу росли цветы: колокольчики, васильки, ромашки, незабудки, одуванчики.

2)- Послушайте внимательно интонацию предложения. Что вы услышали?

Как отобразится данная интонация на письме?

3)- Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока, его цели.

ТЕМА:

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Знаки препинания при обобщающих словах.

ЗНАТЬ:

что такое обобщающие слова;

- какие части речи могут быть в роли обобщающих слов;

- какими членами предложения могут быть обобщающие слова;

- какие знаки препинания ставятся в предложении при обобщающих словах;

УМЕТЬ:

находить обобщающие слова в предложении;

- определять, какими членами предложения являются обобщающие слова;

- ставить знаки препинания при обобщающих словах


4) Работа по учебнику стр. 96. (Слайд 17)

- Чтение правила.

V. Первичное закрепление

1)Подберите к каждому ряду однородных членов обобщающие слова : (Слайд18)

а)Береза Клен Осина Липа

б)Скворцы Соловьи Ласточки Грачи

в) Кошка Собака Корова Овца


2)ЗАПОМНИМ! (Слайд19)

VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.


1)Объясните постановку знаков препинания в предложении:

В наших лесах живут разные звери: волки, медведи, лоси, лисы . (Сдайд20)

Проверяем! (Слайд 21)


2) Более сложные правила постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим словом:

Стрекозы, бабочки, мотыльки и кузнечики – все насекомые радовались солнцу.

(Слайд22)

3) Всюду: на дорожках сада, на скамейке, на крыше дома - лежали опавшие листья.

(Слайд 23)

4)Существуют коротенькие обобщающие слова, которые вмещают в себя самое большое количество однородных членов. Это слова:

ВСЕ, ВСЁ, ВСЮДУ, НИКТО, НИЧТО, ВЕЗДЕ (Слайд 24)


VII. Включение нового

знания в систему знаний и повторение.


  1. Работа по учебнику №210. (Слайд 25)

  2. Проверка (Слайд 26)


VIII. Рефлексия деятельности.

Закончите предложение или предложения на выбор

1. На уроке я понял…

2. Я узнал, что …

3. На уроке я научился…

4. Теперь я…

5. Но мне не понравилось…

(Слайд 27)

Теперь поставьте сами себе оценку за урок

1. Все понял и могу рассказать…10 баллов.

2. Все понял, но рассказать не могу…..8 баллов.

3. Понял не все….6 баллов.

4. Ничего не понял, но старался……4 балла.

(Слайд 28)

IX. Домашнее задание:

1) знать теоретический материал учебника стр. 96

2)Письменно (на выбор):

  • А) №21

  • Б) Составить связный рассказ (5-6 предложений) « В осеннем лесу», используя предложения с однородными членами, в том числе с обобщающим словом.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!