МБОУ Садковская ООШ
Конспект открытого урока
литературного чтения по теме:
«К.Г.Паустовский «Стальное колечко»
3 класс
Автор: Максимчук Т. В.
2015г.
Цели урока:
- формировать у обучающихся активную читательскую позицию, формировать собственное суждение и высказывание по теме.
- формировать умение общаться через работу, умение слушать и оценивать ответы одноклассников
- создать условия для развития речи, творческого мышления через анализ художественного произведения;
- учить оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки.
Дидактическая цель: обучение младших школьников деловому общению.
Формирование УУД:
Предметные: формировать умение работать с дополнительной литературой.
Личностные УУД: эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание к им.
Метапредметные:
Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений.
Коммуникативное УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуации, строить монологическое доказательное высказывание.
Регулятивные УДД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию.
Ход урока
Организационный момент.
Эмоциональный настрой.
Я держу в ладошке солнце.
Я дарю его друзьям!
Улыбнитесь, это просто!
Лучик солнца этот вам!
(Раздать каждому ученику вырезанное солнышко)
Определение темы урока и постановка задач.
- Посмотрите, пожалуйста, на экран.
- Прочитайте слова на экране: “Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги» К.
Г. Паустовский
- Кто их автор?
Слайд. -- По иллюстрации вспомните и назовите название произведения и его автора.
-- Назовите тему урока.
Сегодня мы продолжим работу над этим произведением. Что для этого нужно? Какие задачи поставим перед собой? (Ответы детей)
-- Эпиграфом урока возьмем слова:
«Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье».
Платон.
-- Как вы понимаете смысл этих строк? ( Ответы детей).
-- В конце урока мы вернемся к эпиграфу и постараемся ответить на вопрос: -- В чем нашла свое счастье наша героиня Варюша?
4. Актуализация знаний.
-- Дома вы были в роли читателей. Поднимите руку, кто считает, что был внимательным читателем? Проверим. Мини-тест.
Мини-тест к сказке К. Г. Паустовского « Стальное колечко»
1.Где жила Варюша с дедом?
а) деревня; б) село; в) город.
2.Как звали деда?
а) Панкрат; б) Кузьма; в) Егор.
3.Куда Варюша ходила за махоркой?
а) Моховое; б) Переборы; в) Бережки.
4.Кто такой Сидор?
а) кот; б) пес; в) воробей.
5.С кем встретилась Варюша в переборах?
а) с соседом; б) с подругой; в) с бойцами.
6.Какой подарок она получила?
а) колечко; б) платок; в) книгу.
7.Каким временем года заканчивается произведение?
а) лето; б) весна; в) зима.
Слайд. Проверка: а, б, б, в, в, а, б.
--- Оцените свою работу.
-- С тестом вы справились, но текст нужно читать не только внимательно, но и вдумчиво, понимая смысл каждого слова.
Словарная работа. Объяснить значение слов.
Махорка
Тесовые крыши
Колун
Стреха
Завалинка
Платформа
Шинель
Колечко (посмотреть значение слова в толковом словаре, работает 1 ученик)
- Почему люди носят кольца?
( Сообщение ученика)
В давние времена кольцо на руке человека было не просто украшением. Оно представлялось людям источником особой силы. Например, круглые кольца служили талисманом. Такой талисман был всегда на руке и помогал хозяину. Кольца без паспорта могли рассказать, какого ты рода племени, дать информацию об успехе в охоте, на войне.
В Древней Греции и в Риме металл, из которого было, сделано кольцо указывал на положение человека в обществе. Так, рабы могли носить только железные кольца, вольноотпущенники - серебряные, а свободным дозволялось носить золото.
На Руси в старину кольца были необходимой принадлежностью украшения рук, как мужчин, так и женщин; их носили цари и царицы, бояре и крестьяне. Их оставляли в наследство. Изготавливались кольца из золота, серебра, меди, украшались драгоценными камнями.
- С тех пор кольца стали самым распространенным украшением. Хотя их роль была разная. Были такие перстни, в которых держали яд. А были кольца, которые несли любовь.
5. Физминутка.
6. Работа с текстом.
-- Продолжая работу над текстом, мы разделимся на команды. Каждая команда получит задание.
1 задание. Чтение по ролям. Попытайтесь представить сцену Варюши с бойцами. Найдите эту сцену в учебнике. Прочитайте по ролям.
-- Оцените ответ команды.
Вопросы для всех.
-- Что вы можете сказать о поступке Варюши? А бойцов?
-- Какой автор изображает Варюшу?
--Найдите в тексте образные выражения, которыми автор называет девочку.
-- Можно ли по этим словам определить как автор относится к своей героине?
- Предмет – колечко – простое или волшебное?
- Посмотрите на правую ладонь.
- Повторите, название пальцев на руке? (Хором по правой руке, а затем по левой.)
- Какие чудеса можно было совершить с помощью волшебного колечка?
- Называем палец и соответствующее чудо.
- Про какой палец забыл сказать боец?
2. задание.
-- Как случилось, что Варюша потеряла столь дорогой подарок?
Чему она больше всего огорчилась, когда потеряла колечко? (Рассказать своими словами)
-- Оцените ответ команды.
3 задание. Рассказать по опорным словам.
нашла
начала отгребать
блеснул
вскрикнула
присела
не заржавело
схватила
надела
побежала
-- Оценить ответ команды.
Вопросы всем.
На какой палец надела Варюшка колечко?
Как это характеризует девочку?
Что она увидела, когда прибежала домой?
- Значит, колечко волшебное?
- Как думала Варя?
- А что сказал дед?
- А для себя Варюша что выбрала: большую радость или повидать свет?
- Найдите в тексте и прочитайте эти строки.
- А почему она не захотела повидать белый свет?
- Перечитать заключительные слова сказки.
7.Творческая работа.
-- Ребята, а если бы у вас было такое колечко, на какой палец вы бы его надели? Почему?
-- Давайте сейчас сами сделаем колечки из фольги и наденем на тот палец, на какой захотим?
8.Подведение итогов.
- Подведём итог нашей работы.
- Скажите, речь идёт о колечке или тут есть что-то более важное?
- Попробуйте понять, что хотел передать своим читателям автор через это произведение? (хотел сказать о вере, добре, заботе человека к ближнему)
- Ребята, а всё таки это произведение сказка или рассказ? (ответы детей)
- Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ. Но раз указывает на жанр, а Паустовский определил это произведение как сказка, то, значит, хочет, чтобы мы читали “Стальное колечко” как сказку. Он как бы напоминает нам: в жизни рядом с нами всегда есть чудесное, нужно только его заметить.
--Вернемся к нашему эпиграфу.
Слайд: «Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье».
Платон.
-- В чем нашла свое счастье Варюша? ( ответы детей)
-- Чему научила нас эта сказка?
9. Рефлексия.
-- С чем легко справились7
-- Что было трудным?
Оцените свою работу с помощью солнышка.
10. Домашнее задание.
К любому эпизоду сказки нарисуйте иллюстрацию и озвучьте её.