СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Lazarus. Создание проекта Калькулятор

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство учащихся с современными методами создания программ.

Повышение мотивации в изучении программирования, т.к. проектным продуктом являются учебные программы-калькуляторы, имеющие реальные потребительские свойства – с их помощью можно проверить точность вычислений не только по математике, но и по другим школьным предметам.

Просмотр содержимого документа
«Lazarus. Создание проекта Калькулятор»

Основные элементы интерфейса среды программирования Lazarus











При работе никогда не закрывайте эти окна! Их нужно просто «сворачивать».

Главное меню содержит все команды, необходимые для редактирования, компиляции, отладки программы, для запуска различных вспомогательных утилит.




1

Главное окно программы:









2 – Инспектор объектов: Окно Инспектора объектов состоит из двух частей:















3 – Редактор форм предназначен для редактирования формы – положения и размеров компонентов, размещенных на этой форме. Форма – это то, что видит программист в процессе разработки проекта, а окно приложения – это то, что увидит пользователь, когда загрузит свою программу.

4 – Редактор кода содержит исходный код, который придется вводить и корректировать. Редактор обладает рядом полезных умений: подсвечивает синтаксис команд, делает авто-отступ и авто-завершение команд, выводит необходимые подсказки и облегчает работу над программой.

5 – Окно сообщений выводит различные сообщения: о найденных ошибках, о завершении компиляции, о наличии объявленных, но неиспользуемых переменных и т.п.

Проект «Калькулятор»

Графический интерфейс проекта «Калькулятор»

Создайте «Калькулятор», демонстрирующий работу стандартного калькулятора, выполняющего четыре арифметические операции.

Работа с компонентами

После запуска системы программирования, выберите Файл – Создать – Приложение.
Этап 1. Интерфейс калькулятора.
Работа с компонентом Форма
(Form1): измените заголовок (Caption), значок (Icon)

и цвет (Color) Формы в свойствах Инспектора объектов.













Свойство

Значение свойства

Caption //заголовок формы

Калькулятор

Icon //значок, иконка

//Загрузить рисунок

BorderStyle 

//стиль обрамления формы

bsSingle 

//Окно, размеры которого нельзя менять, но которое можно свернуть/развернуть с помощью кнопок строки заголовка

Color //цвет формы

//Выбрать из палитры

Font 

//шрифт формы и всех компонентов на ней

//Стандартный набор свойств для шрифта (цвет, размер, начертание и т.д.)

Position 

//Положение формы

poDesktopCenter 

//окно будет располагаться по центру рабочего стола

BorderIcons

// Чтобы заблокировать кнопку РАЗВЕРНУТЬ ОКНО в свойствах

biMaximize установить False.



























Чтобы поменять иконку можно применить сочетание клавиш: Ctrl + Shift + F11

Этап 2. Размещение объектов на Форме: надписи, поля для ввода, кнопки (Label, Edit, Button)

П оместите на Форму следующие компоненты Панели объектов и измените значение свойств согласно Рис. 1:


Надписи
Label1 (с заголовком «А=»),
Label2 (с заголовком «В=»),
Label3 (с заголовком «Результат»)

Текстовые поля
Edit1, Edit2
, для ввода значений и
Edit3 для вывода результата операции;

Кнопки выполнения арифметических действий:
Button1 с заголовком «А + В», Button2 – «А - В»,
Button3 – «А * В», Button4 – «А / В»,
кнопка очистки полей ввода: Button5 с заголовком «Сброс».

Компонент

Свойство

Значение свойства

метка Label1

Надпись Caption

A=

Alignment//выравнивание

taRightJustify

//по правому краю

метка Label2

Надпись Caption

В=

Alignment//выравнивание

taRightJustify

//по правому краю

метка Label3

Надпись Caption

Результат

Текстовое поле Edit1

Text

//пустая строка

Текстовое поле Edit2

Text

//пустая строка

Текстовое поле Edit2

Text

//пустая строка

кнопка Button1

Надпись Caption

А + В

кнопка Button2

Надпись Caption

А - В

кнопка Button3

Надпись Caption

А * В

кнопка Button4

Надпись Caption

А / В

кнопка Button5

Надпись Caption

Сброс















Рис. 1











Этап 3. Настройка событий для компонента Кнопка (Button) для организации вычислений.

Переведите текст, находящийся в поле ввода Edit1 в вещественное число A:=StrToFloat(Edit1.Text). Если необходимо работать с целыми числами, то используется функция StrToInt






После вычисления результата значение числовой переменной RES необходимо преобразовать в строку и записать в текстовое поле Edit3.
Если необходимо работать с целыми числами, то используется функция IntToStr.

Напишите процедуру-обработчик нажатия по кнопке сложения (Button1). Для этого дважды щёлкните мышью по этой кнопке. Наберите следующий текст внутри процедуры-обработчика:

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

begin

A:= StrToFloat (Edit1.Text);

B:= StrToFloat (Edit2.Text);

RES :=A + B;

Edit3.Text:=FloatToStr(RES);

end; 

Опишите глобальные переменные A, B, RES:

var

Form1: TForm1;

A, B, RES:real;

Аналогично напишем процедуры-обработчики нажатий по кнопкам вычитания, умножения и деления, не забыв при этом изменить знак операции на соответствующий.

Процедура-обработчик нажатия по кнопке Сброс (Button5).  

procedure TForm1.Button5Click(Sender: TObject);

begin

Edit1.Text:='';

Edit2.Text:='';

Edit3.Text:='';

end;

Запустите проект (F9).


Листинг программы

//процедура-обработчик нажатия по кнопке сложения

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

begin

A:= StrToFloat (Edit1.Text);

B:= StrToFloat (Edit2.Text);

RES :=A + B;

Edit3.Text:=FloatToStr(RES);

end;

//процедура-обработчик нажатия по кнопке разности

procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject);

begin

A:= StrToFloat (Edit1.Text);

B:= StrToFloat (Edit2.Text);

RES :=A - B;

Edit3.Text:=FloatToStr(RES);

end;

//процедура-обработчик нажатия по кнопке произведения

procedure TForm1.Button3Click(Sender: TObject);

begin

A:= StrToFloat (Edit1.Text);

B:= StrToFloat (Edit2.Text);

RES :=A * B;

Edit3.Text:=FloatToStr(RES);

end;

//процедура-обработчик нажатия по кнопке деления

procedure TForm1.Button4Click(Sender: TObject);

begin

A:= StrToFloat (Edit1.Text);

B:= StrToFloat (Edit2.Text);

RES :=A / B;

Edit3.Text:=FloatToStr(RES);

end;

//Процедура-обработчик нажатия по кнопке Сброс

procedure TForm1.Button5Click(Sender: TObject);

begin

Edit1.Text:='';

Edit2.Text:='';

Edit3.Text:='';

end;


Этап 4. Тестирование и отладка программы.

Сохраните проект (Проект – Сохранить проект). Протестируйте работу программы при разных значения А и В. Объясните, как необходимо доработать операцию деления.

Какие можно внести изменения в интерфейс программы? Например, можно использовать для ввода чисел цифровые кнопки как на стандартном калькуляторе ОС Windows.

Подумайте, какие можно создать программы-калькуляторы по физике, химии, биологии.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!