2 | Основной этап 1. Мотивация учебной деятельности. Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Ноги вместе, Спины ровно. И к уроку все готово. Запишите дату, классная работа, оставьте строчку для темы. 2. Актуализация знаний. Лингвистическая разминка. — Отгадайте, какие знаки препинания спрятались здесь. (Из стихотворения А. Шибаева «Точка, точка, запятая...».) Вечно думая Над смыслом, Изогнулся Коромыслом. (Вопроситель- ный знак) | Загораживает путь, Предлагает отдохнуть. (Точка) | Бурным чувствам Нет конца: Пылкий нрав У молодца! (Восклицатель-ный знак) | II. Проверка домашнего задания. Актуализация темы урока. 1. На слайде - предложения. В правую колонку выписать грамматические основы, в которых подлежащее выражено одним словом, в левую – подлежащее выражено сочетанием слов. Дайте характеристику предложениям по цели высказывания и по интонации. Объясните орфограммы. 1. М...ряки т...ржественным маршем пр...шли перед тр...буной. 2. Трое нахимовцев уч...с....вовали в г....родской олимпиаде. 3. В любую п..году Ч...рное море пр...крас....но. 4. В...енный к...рабль быстро прибл...жа...т...ся к цел... . 5. М...ряки в беде (не)подведут! 6. О чём ты мечта...ш...? 2. Анализ грамматических основ из упражнения по самоподготовке, характеристика предложений по цели высказывания, «сбор» сказуемых (1 воспитанник выписывает сказуемые на доске, пока проверяется задание): шуршат, прыгают, делают, едят, сидит, смотрит, сидит, прыгает, улетают. Беседа по записанному тексту: — Можно ли назвать записанные предложения текстом? Докажите свою точку зрения. — Чем выражены сказуемые в этих предложениях? Какими формами? - Формы глагола являются одним из средств связи между предложениями текста. Чтобы закрепить это наблюдение, воспитанники меняют настоящее время глаголов на прошедшее. — Случайно ли в тексте все сказуемые выражены именно глаголами? 3. Изучение темы урока Формулирование темы урока. Цель учебной деятельности. 1. Вывод закрепляется и расширяется при анализе теоретического материала учебника (с. 77). 2. Упр. 164 выполняется устно (рассуждение на лингвистическую тему) и частично письменно: предлагается записать 3 предложения, в которых сказуемые выражены разными способами (полное прилагательное, краткое прилагательное, существительное - 2, 5, последнее). Анализируется также первое (односоставное) предложение. 3. Упр. 165 выполняется по 4 вариантам, проводится взаимопроверка, лучшее описание зачитывается классу. Делается вывод о роли сказуемых, выраженных глаголами, в описании природы. Физминутка. 4. Закрепление темы и контроль за её усвоением. составление таблицы «Способы выражения сказуемого», которую заполняют примерами (предложениями) из своих сочинений и ранее выполненных упражнений. Глагол | Полное прилагательное | Краткое прилагательное | Существи- тельное | | | | | | 40 | Настраиваются на урок Записывают дату, кл.раб. Отгадывают Проверяют задание , отвечают на вопросы Формулируют тему, цель Выполняют задания Выполняют задание | Р, Л П, Пр, Р, К. П, Пр, Р, К. П, Пр, Р, К, Л П, Пр, Р, К. П, Пр, Р, К. |