Тема урока: Уроки французского – уроки …………..(по рассказу Валентина Распутина «Уроки французского»)
«Я написал этот рассказ в надежде
на то, что преподанные мне в свое время уроки
лягут на душу как маленького, так и взрослого».
Цель урока: раскрыть нравственное содержание рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского»
Задачи:
Обучающие:
обогатить представления восьмиклассников о послевоенном времени, о жизни в деревне и тяготах послевоенного детства;
учиться формулировать проблемы, которые поднимает писатель в своем произведении;
учиться анализировать образы главных героев рассказа и делать выводы;
Развивающие:
формировать интеллектуальные умения через работу с текстуальными источниками (словари, учебник, справочный материал, дополнительная литература);
способствовать развитию творческих способностей учащихся;
формировать активную жизненную позицию, через самостоятельный поиск проблемы;
Воспитывающие:
воспитывать уважение к родному языку и слову в произведении В.Г.Распутина;
способствовать формированию ответственного отношения, взаимопомощи и сплоченности в коллективе;
формировать эмоционально-ценностное восприятие мира учащихся,
новый взгляд на преемственность поколений, осмысление собственной жизни и деятельности в плане уважения традиций, сопереживания, сострадания.
Оборудование: мультимедийная установка, слайдовая презентация, фрагмент кинофильма «Уроки французского», изображение березы на доске, приложение (эпиграфы, выдержки из статьи В. Распутина «Уроки доброты», афоризмы по теме урока), колокольчик.
Предварительная подготовка: прочитать рассказ, составить словарик Стойкость. Достоинство. доброта, милосердие, гордость, бесстрашие, щедрость, жестокость, превосходство, власть, сострадание, бескорыстии , самопожертвование.
Связь с другими предметами: русский язык, история,
На уроке сочетаются разнообразные виды деятельности: мыслительная, речевая, коммуникативная, исследовательская, художественно-эстетическая, что способствует развитию творческого воображения личности, памяти, речи, обогащению эмоционального мира.
Форма урока: урок-размышление
Ход урока
Организационный момент.
Вступительное слово учителя
Растет возле нашей школы береза. Высокая, стройная. Летом она радует нас своей свежей зеленью и укрывает от палящих лучей солнца. Зимой восхищает своим снежным кружевным нарядом. А когда-то она была маленьким тонким прутиком, который гнулся от ветра и дождя. И вот этот прутик превратился в сильное, красивое дерево. А где-то рядом стоит чахлое засохшее дерево… Почему оно такое? Потому что не ухаживали, не поливали, не подкармливали. В общем, не помогли в ту минуту, когда было трудно.
Но это так, предисловие. Потому что хочется сказать, что важно все делать в жизни вовремя. Важно оберегать детей от бед и невзгод, помогать им, пока они еще маленькие. Но при этом важно учить их и закалять их характер, чтобы впоследствии они выросли сильными и целеустремленными, образованными и культурными, добрыми и милосердными…
3. Целеполагание
Сегодня я приглашаю вас в школу. Да, вы не ослышались, именно в школу. Но в школу такую, где уроки могут длиться от нескольких минут до нескольких десятилетий, где нет твердого расписания, где нет отметки в баллах, а ценой ошибки, своей или чужой, может быть чья-то судьба …
Я думаю, что вы догадались, что эта школа называется школой…. (ответы детей) жизни.
И уроки жизни мы будем постигать вместе с героем рассказа В. Распутина «Уроки французского».
В своих тетрадях запишите дату и тему урока:
Цель сегодняшнего урока давайте сформулируем вместе. Для этого предлагаю вам опорные глаголы:
Понять
Определить
Разобраться
Сделать вывод
Обобщить
Как вы думаете, что нам нужно выполнить на уроке, чтобы достигнуть поставленных целей (поработать с текстом, посмотреть фрагмент фильма, поговорить о прочитанном, поработать со словарем )
Работа по теме урока Как и в обычной школе, мы будем вести дневник, но он будет отличаться от школьного.
Заполните п.1 листка Самооценки
У вас на партах лежит таблица, которая и будет нашим дневником. Первая графа, конечно же будет называться «урок». А поскольку мы присутствуем на уроках французского языка, мы должны выучить французское слово. И это будет слово резюме
résumé заимствовано в XX веке; франц. résumé – буквально «сокращенный, кратко изложенный», от фр. глагола résumer – «резюмировать, излагать вкратце, подводить итог»
Как мы с вами сказали, жизнь не ставит отметок, она позволяет нам делать выводы. И графу нашего дневника мы назовем «резюме героя». В ней мы будем отражать жизненные наблюдения героя и записывать резюме. Как и в любой школе, в графе урок мы запишем расписание. А составили его вслед за автором текста на прошлом уроке.
Расписание Уроков | Резюме героя |
Урок самостоятельной жизни. | |
Урок выживания | |
Урок милосердия. | |
Урок сострадания и самопожертвования | |
Урок мудрости | |
Урок бескорыстия | |
| |
Урок первый. Уроки самостоятельной жизни.
Когда началась самостоятельная жизнь героя?
Почему так рано? (ответы учеников)
Как живется ему в городе? Найдите и запишите КРАТКО в наш дневник.
Изменилось ли его отношение к учебе? Запишите резюме героя.
Дома вы выписывали значения слов – человеческих качеств. Составьте устно словарик нашего урока.
Стойкость.
Ответственность
Урок второй. Уроки выживания.
Почему ребенок вынужден выживать?
Как он борется с жизненными трудностями?
Почему играют Вадик и Птаха? Для них это развлечение, а также возможность продемонстрировать свою власть и превосходство)
А почему наш герой?
жестокость,
превосходство,
власть
Какие выводы сделал для себя герой? Запишите в резюме героя страничку.
Урок четвертый. Урок милосердия
Словарик этого урока – понятия
доброта,
милосердие,
гордость,
щедрость.
Достоинство
Помните , в начале урока я рассказала о двух березках? Наверное, если сравнить нашего героя с деревцем, то преподанные жизнью уроки выживания и жестокости закалили бы его, но сделали бы черствым и невосприимчивым. Чтобы из ребенка вырос Человек с большой буквы, нужно, чтобы на его жизненном пути ему встретились люди добрые, щедрые, душевные. Великое счастье героя, что именно такой человек поддержал его в трудную минуту.
Почему Лидия Михайловна решила помогать мальчику? Как она это делала?(дополнительные занятия, пыталась накормить, посылка)
Почему герой отказывался принимать эту помощь?
Как Лидия Михайловна объясняет свое желание помочь? Найдите в тексте и запишите
Урок пятый. Уроки сострадания и самопожертвования.
Словарик этого урока – понятия
Сострадание –
Самопожертвование –
Бескорыстие -
Посмотрим фрагмент фильма (игра в замеряшки).
Знала ли Лидия Михайловна о последствиях своего поступка?
Что «вынудило» Лидию Михайловну играть с учеником в замеряшки? (Желание помочь, накормить)
Проблемный вопрос: С точки зрения директора, поступок Л.М. – педагогическое преступление, а с точки зрения автора…?
Почему Распутин посвятил свой рассказ учительнице? Воспользуйтесь эпиграфами.
Благодарность
Мы говорили, что рассказ имеет автобиографическую основу. То есть, в нем есть правда, в нем есть вымысел.
В своей статье «Уроки доброты» В.Распутин писал:
"Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение... Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом. Была в нашей учительнице та внутренняя независимость, которая оберегает от ханжества. Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками доброты".
Обратимся к теме сегодняшнего урока. Мы оставляли место, когда объясняли смысл названия рассказа. Так чем же стали для героя уроки французского? (Это самые важные уроки в жизни – уроки доброты).
«Поразмыслив, я понял, что истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает. Добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила».
«Я написал этот рассказ в надежде на то, что преподанные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого».
Обобщение:
Перед вами на листах высказывания великих людей, прочитайте их и выберите одно в качестве вашего эпиграфа к сегодняшнему уроку (спросить 2-3 учеников)
Рефлексия
Народная мудрость гласит, что каждый человек должен построить дом, посадить дерево и вырастить ребенка. И я думаю, что вы согласитесь со мной, что в фундамент дома должно быть заложено добро. Что ребенка нужно воспитать на идеалах добра. А о дереве нужно заботиться. Дом вы построите и детишками обзаведетесь в будущем. А сегодня мы посадим березку добра. Для того чтобы она выросла красивой, выберите нужные слова в качестве почвы. (из табличек с качествами)
Запишите на листочках те добрые дела, которые вам бы хотелось совершить, и наклейте на доску. И пусть наша березка вырастет сильной и красивой. Потому что доброта украшает. Потому что добро возвращается добром.
Доброта Щедрость Сострадание и т. п
Домашнее задание
Какие уроки вы получили из рассказа «Уроки французского» ?
Справочный материал об употреблении французских слов в нашей речи: В XVIII - начале XIX века в русскую лексику вошли слова, поистине пропитанные французским духом: шарм (charme), адюльтер (aduletère), визитер (visiteur), гувернер (gouverneur), кавалер (cavalier), кокотка (cocotte), комплимент (compliment), реверанс (révérence), фаворит (favorite).
Галлицизмы проникают во все сферы жизни и деятельности людей. Особенно французскими заимствованиями пополнилась лексика, связанная с одеждой: аксессуар (accessoire), бижутерия (bijouterie), вуаль (voile), жабо (jabot), манто (manteau), пеньюар (peignoir) и едой: безе (baiser), пюре (purée), майонез (mayonnaise). Любопытная деталь - именно французское происхождение имеют такие слова, как гурmан (gourmand) и деликатес (délicatesse). Например, таким могло бы быть меню для гурманов:
Спаржа (asperge)Омар с гарниром (homard), (garnir)Мясо-гриль под бешамелью (griller), (bèchamel)
А на десерт - бисквит (biscuit) и желе (gelèe),меренга (meringue) и суфле (soufflè), а также ликер (liqueur) и крюшон (cruchon).
Особое внимание хочется уделить галлицизмам, которые связаны с искусством - театром, музыкой, живописью. Например, с музыкой связаны следующие слова: аккордеон (accordéon), ансамбль (ensemble), вокал (vocal), кларнет (clarinette), ноктюрн (nocturne), увертюра (ouverture). Очень много галлицизмов, связанных с театром: актер (acteur), антракт (entracte), аплодисменты (applaudissments), афиша (affiche), водевиль (vaudeville), грим (grimer), дебют (dèbut), пируэт (pirouette); а также с живописью: галерея (galerie), верниса,ж (vernissage), гуашь (gouache), палитра (palette), импрессионизм (impressionnisme).
В XIX - начале XX века в русском языке появлялись всё новые и новые галлицизмы. Многие из них были связаны с общественной жизнью, с экономикой, с политикой. Примеры таких слов: каnитализм (capitalisme), буржуазия (bourgeoisie), бюджет (budget), пресса (presse), дипломат (diplomate), атташе(attachè), демократ (dèmocrate), акционер (actionnaire), бюрократизм (bureaucratisme). Эти слова известны всем и часто употребляются в повседневной жизни.
. Отношение к заимствованным словам как к более «красивым» и престижным характерно для конца 20- начала 21 века. Например, слово бутик. Во французском языке boutique означает просто «маленький магазин», а на русской почве слово бутик стало означать «дорогой магазин модной одежды».
Подобных заимствований довольно много в современном русском языке. Вот некоторые из них: парфюм (parfum), нувориш (nouveau riche), портмоне (porte-monnaie), кофр (coffre), несессер (nécessaire), вояж (voyage), консьерж (concièrge), волонтер (volontaire), камуфляж (camouflage), гран-при (Grand Prix), карт-бланш (carte blanche).
Интересно, что именно из французского языка заимствованы слова, характеризующие высший свет: элита (élite), богема (bohème), бомонд (beaumоndе).
Расписание Уроков | Резюме героя |
| |
| |
| |
| |
1. Чем человек добрее и умнее, тем больше он замечает добра в людях ( Л. Н. Толстой)
2.Мне нужно было вернуть людям то добро, которое они в свое время сделали для меня( В. Распутин)
3.Добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь. Добру человек у человека учится(Ч. Айтматов)
4. Доброта проявляется то как жалость и сочувствие, то как любовь или справедливость – ее источает множество родников нашей души… Есть тысячи способов проявить доброту. (М. Максвелл)
5.Нет ничего радостнее и приятнее делания добра. Даже самое маленькое добро – оказать услугу, уступить место, помочь встать – приятно и хорошо. (И.Соколов-Микитов)
6.Трудное быстро забывается, помнится доброе. (В. Быков)
7. Пока человек в состоянии творить добро, ему не грозит опасность столкнуться с неблагодарностью. (Ф.Ларошфуко)
8.Только доброта открывает ребенку радость бытия, радость взаимоотношений. Воспитание доброты требует от учителя большого такта и чуткости. (В.Сухомлинский)
9. Ничто так не украшает жизнь и свою и своих людей, как установившаяся привычка быть добрым. (Л. Толстой)