тема: Социальная структура общества
класс:11
Цели и задачи: 1) познакомить с тремя видами социальной стратификации, социальной мобильностью, показать, какие социальные «лифты» способствуют социальным перемещениям человека, выявить тенденции в развитии социальных отношений для различных групп; 2) развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи; участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать отношение к проблемам социального неравенства.
Оборудование: компьютер.
Тип уроков: вводный урок.
План уроков
Социальная стратификация.
Социальная стратификация по К. Марксу и М. Веберу.
Социальная мобильность и социальные «лифты».
Люмпены и маргиналы.
Тенденции в развитии социальных отношений.
1. Социальная структура
Словарная работа
Социальная структура – устойчивые, упорядоченные отношения между различными социальными группами.
Социальная группа – любая совокупность индивидов, объединённых общим интересом.
Социальные группы подразделяются: 1) по численности (большие и малые) .
Малые – семья, бригада рабочих, учащиеся 11кл.
Большие – нации, российские пенсионеры.
2) по способу организации и регулирования взаимодействия (формальные и неформальные) .
Формальные – партии.
Неформальные – по интересам.
3) по определению статуса члена общества (статусные группы – классы, слои) .
Далее записываем в тетради схему “Социальные группы”
Социально-классовые,социально-демографические,этносоциал-е,социально-профессиональные,социально-территориальные;классы,сословия,соц-е слои;мужчины,женщины,возраст-е группы;нации,народности,племена;группы связанные родом занятий,условиями труда;жители городов,поселков,деревень.
2. Социальная стратификация
Общество состоит из различных групп. Разделение же общества на группы называют социальной дифференциацией. (низшие, средние и высшие слои (классы)
1. Во всех без исключения обществах, даже на стадии первобытного общества, наблюдается социальное расслоение, или социальная дифференциация. 2. На последующих этапах развития социальное расслоение усложнялось, становилось все более очевидным. 3. Различия в группах выражаются в их неодинаковом доступе к экономическим ресурсам. 4. Различия в группах выражаются в их неодинаковом доступе к политической власти. 5. Различия в группах выражаются в их неодинаковом доступе к образованию и другим социальным благам.)
Причины возникновения неравенства: 1. Различия во врожденных способностях. 2. Различия в отношении к труду. 3. Дискриминация на рынке труда. 4. Имущественные различия. 5. Удача и несчастья и др.)
Социальное неравенство |
- | + |
Ведёт к социальным конфликтам Порождает слой праздных людей | |
В настоящее время большая группа людей, находящаяся на определенной позиции, получила название страта (слой), а совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев – социальная стратификация. группы, занимающие разное положение в обществе.
Принято различать следующие виды социальной стратификации:
экономическая стратификация (выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых, бедных и средних слоев населения);
политическая стратификация (деление общества на управляющих и управляемых, политических лидеров и массу);
профессиональная стратификация (выделение в обществе различных групп по роду их деятельности, занятиям).
Социальное неравенство – социальные условия, при которых люди имеют различный доступ к социальным благам. Социальное неравенство возникло со времён появления первых государств.
3. Социальная стратификация по К. Марксу, М. Веберу и с точки зрения других социологов
Социальная структура по К. Марксу:
Главная форма социальной стратификации →общественный класс.
Главный классообразующий признак → отношения собственности на средства производства.
Вывод: Объективные, в первую очередь экономические, факторы определяют классовую стратификацию общества.
Социальная структура по М. Веберу
Тип стратификации, основанный на власти
П олитический класс, элита | Группы, лишенные власти |
Социальная стратификация с точки зрения современных социологов
Р. Дарендорф | Б. Барбер |
Основной критерий: понятие «авторитет» общество делится на управляющих управляемых | Основные критерии: престиж, профессия, власть; доход или богатство; образование или знания; религиозная чистота; положение родственников; этническая принадлежность |
Следовательно, анализируя различия стратификационного и классового подходов к анализу социальной структуры, мы можем выделить следующие критерии выделения социальных групп, которые используются в том или другом случае.
Страты различаются: | Классы различаются: |
• по уровню доходов; • основным чертам образа жизни; • включенности во властные структуры; • отношениям собственности; • социальному престижу; • самооценке своей позиции в обществе. | • по месту в системе общественного производства; • отношению к средствам производства; • роли в общественной организации труда; • по способам и размерам получаемого богатства. |
4. Социальная мобильность и социальные «лифты»
Люди находятся в постоянном движении, а общество - в развитии. Совокупность социальных перемещений людей в обществе называется социальная мобильность.
Социальная мобильность (лат. mobilis — подвижный) — перемещение групп или индивидов в социальной структуре общества, изменение их статуса.
Классификация мобильности
Вертикальная – перемещение индивида из одной социальной группы в другую, разные по уровню.движение вверх (восходящая мобильность) или вниз (нисходящая мобильность) по социально-экономической шкале, связанное с изменением места в социальной иерархии. Примеры восходящей мобильности – бухгалтер стал главным бухгалтером, рядовой – офицером. Нисходящая мобильность – офицера разжаловали в рядовые, инженер – стал мастером на заводе. | Горизонтальная – переход человека в группу, расположенную на том же социальном уровне, что и прежняя (географическое перемещение между районами, городами и т. д. или смена позиций на одном социально-экономическом уровне, т. е. без изменения статуса («профессиональный карьеризм»). (повторный брак, смена гражданства, переход из 11 “А” в 11 “Б”, переход на новое место работы, но на ту же должность) . |
Индивидуальная – перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у каждого человека независимо от других. | Групповая – перемещения происходят коллективно (например, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу). |
Межпоколенная – сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (например, сын рабочего становится инженером). | Внутрипоколенная – изменение статуса в рамках одного поколения (люди, как правило, достигают нового статуса благодаря собственным усилиям). |
Организованная – перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляются государством: с согласия самих людей, или без их согласия. | Структурная – вызвана изменениями в структуре экономики и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов (например, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей). |
Пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие, называют каналами социальной мобильности, или социальными «лифтами».
К ним относятся: социальный статус семьи; получение образования; физические и умственные способности, внешние данные человека; получение воспитания; смена места жительства; армейская служба; вступление в брак.
На групповую мобильность оказывают воздействие социальные революции, иностранные интервенции, межгосударственные и гражданские войны, военные перевороты, смена политических режимов, создание империй и т. д.
5. Группы со специфическим статусом:
Люмпены и маргиналы. Эти две группы населения как бы выпадают из устойчивой социальной структуры общества.
*Люмпены - в переводес фр. «лохмотья» (люди, опустившиеся на дно жизни)
Бродяги Нищие Бомжи
Их называют деклассированные элементы. Деклассирование – процесс, в результате которого человек утрачивает связь со своим классом, морально опускается.
В чем опасность для общества? – Питательная среда для экстремистских организаций
*Маргинал - в переводе «находящийся на краю» → Группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями. 1. маргиналы – безработные, инвалиды, лица без места жительства, без определённого рода занятий; переехали в город, но не переняли городского образа жизни.
Каналы маргинализации:
Миграции Войны Революции Стихийные бедствия
В чем опасность для общества?
Эти слои стремятся к «твердой руке»,создают базу для антидемократических режимов
Исключения: нередко выходцы из этих групп предприимчивы
*с противоправным поведением (осуждённые, представители уголовного мира) .
6.Бедность – это ситуация, при которой у человека систематически не хватает средств, чтобы удовлетворить свои потребности. Различают абсолютную и относительную бедность .
Черта бедности – минимальный уровень жизни, необходимый человеку чтобы выжить. В России это называется прожиточный минимум.
7. Тенденции в развитии социальных отношений
Социальная структура подвержена изменениям.
Наиболее устойчива социальная структура в существующих и поныне традиционных обществах.
Высокой социальной динамикой отличаются общества, вступившие в эпоху индустриализации и модернизации.
В странах Запада основной тенденцией является рост нового среднего класса, что делает общество более устойчивым в политическом отношении.
Сокращается промышленный рабочий класс.
Сокращается численность самостоятельных крестьян (фермеров).
Под влиянием НТР возрастает значение высококвалифицированного умственного труда.
Острой проблемой продолжает оставаться безработица.
Государство оказывает определенное регулирующее воздействие на социальные отношения.
Рефлексия.
какие события могут привести к крупным социальным перемещениям?
Как перейти из одной социальной группы в другую? Выслушав ответы учащихся, учитель приводит точку зрения П.Сорокина: для этого служат армия, школа, церковь (так называемые социальные лифты) . Ребята, как вы думаете, в наше время, что может служить социальным лифтом?
К какой социальной группе вы относите себя и свою семью?
Сравните социальную стратификацию российского общества в начале 20 века и в настоящее время. В чём основные отличия?
Домашнее задание: §1,